Тайна исчезновения Янтарной комнаты

Светлана Мотина
Тайна исчезновения Янтарной комнаты

Марь Ванна ходила довольная и успокоенная, так как в последние дни в палатах было тихо, пациенты не нарушали спокойствия, даже неугомонный Колька  не беспокоил своими непредсказуемыми выходками. Марь Ванна потихоньку молилась и стучала по дереву, чтобы не сглазить такой идиллии.

Утром, как всегда, всё было в установленном порядке:  завтрак, потом лечебные процедурные кабины, потом уборка территории и палат. Сбор в большой беседке, в которой собирались скорее по привычке, чем по надобности, сопровождался тишиной и безразличием к окружающим. Каждый занимался своим делом: Федька, отвернувшись, наблюдал за проплывающими облаками; Наталья хихикала с Вофчиком от того, что тот тискал её;  Василий с Серёгой обсуждали научные темы;  Пётр объяснял Яшке как правильно сделать  рамку для фотографии;  Остальные просто  сидели тихо, без криков, под пристальным наблюдением грозной Марь Ванны и удивлённо смотрели на Кольку, который, вот уже несколько дней, ходил задумчивый и безучастный ко всему, что происходило в клинике.

Яшке надоело слушать Петра, так как он всё равно не понимал, как это можно сделать рамку без материала и инструментов, обратился к Кольке: «…Коль, а Коль, ты что-то, в последнее время, ходишь молчаливый и какой-то, как в воду опущенный…! Неужели в лечебных кабинах тебя так лечат холодным душем из шланга, что ты до сих пор не можешь придти в себя…! Может быть, у тебя есть какая-то задумка…? Ты же всегда такой весёлый и радостный был и постоянно, что-то придумывал и потом расспрашивал…! А сейчас постоянно молчишь и о чём-то думаешь, может быть, какие-то  проблемы тебя одолевают…? Ты всё же поделись с нами, может кто-то и поможет тебе разобраться с твоими проблемами…!».

Колька, подняв голову и, как бы очнувшись от своих дум, оглядел всех собравшихся в беседке, стал говорить: «…Ну, что вам сказать…, скучно мы стали здесь жить…, я просто вспомнил, как мы жили раньше, особенно, когда были  Вован и Витёк…! Да, вы сами вспомните, сколько Вован нам рассказывал и про Пирамиды, и про Морских чудищ, и про Космос, и про Ломоносова, и про Чашу Грааля, и про исторические случаи…! А помните, мы всегда чем-то интересовались…, ходили в библиотеку, находили факты по истории, нам даже сделали картинную галерею и мы там видели большую картину, называется «Гибель Помпеи»…!  Потом, даже сочиняли письмо правительству, как на картине, где казаки писали письмо турецкому хану…! А что сейчас…? Сидим, как мыши в этой беседке,  или  как птицы в клетке…! Никто ни о чём нам больше не рассказывает, Василий с Серёгой сами с собой разговаривают, а о чём, нам не говорят…, Федька, хотя и смотрит телек, но тоже себе на уме…, анализирует, глядя в небо на облака, и молчит…! А что он может сказать, так как там показывают одни долбаные Шоу-программы, где показывают и обсуждают одни войны, обманы, воровство и мошенников…! Хорошо, что  ещё есть такая программа, как «Культура», где можно что-то узнать интересное и познавательное…! Ну, а  что Марь Ванна молчит, так ей по должности полагается следить за порядком…, и чем мы примернее, тем ей самой спокойнее…!».

Наталья, оторвавшись от любезностей с Вофчиком, удивлённо посмотрев на Кольку, спросила: «…Ну, и чем заняты твои мозги на сей раз…? Что тебя сейчас беспокоит…? Какая  очередная загогулина тебя посетила…? Давай, колись, если уже начал этот разговор…, выкладывай свои умозаключения больного мозга…! Тоже мне «Птичка-говорун»…, что-то долго не было слышно твоих бредовых вопросов…! Хотя, иногда, они тоже были интересными и занимательными…! Ну-у-у…, слушаем…! Надо же, про Вована и Витька вспомнил…, прямо душу разбередил своим напоминанием…!».

Колька, оправившись от долгого молчания в несколько дней, и, посмотрев на Федьку,  спросил: «…Федь…, ты, случайно, не видел, недавно показали по телеку про какую-то Янтарную комнату, которая пропала в годы войны…? Я, когда увидел эту передачу, побежал в библиотеку, нашёл кое какие записи, но мало что понял из прочитанного и увиденного…! Мне это так запало в душу, что я несколько дней ходил и всё думал: как же найти эту красоту и восстановить, чтобы люди потом восхищались таким Шедевром…! Но, как вы понимаете, ЧТО  я здесь могу сделать для этого…! Вот меня и мучают мысли, где найти и подробней узнать о ней…!».

Федька, повернувшись ко всем лицом, пожав плечами, усмехнулся: «…Ну, я кое что знаю…! Ту комнату уже давно восстановили по фотографиям и, кое каким, оставшихся фрагментам…! Она находится в Питере, в Царском Селе, в одном из залов Екатерининского дворца…! Но, не советую искать настоящую, так как были загадочные смерти при попытках найти Янтарную комнату…!».

После такого утверждения, все оживились, так как стало интересно узнать продолжение поиска настоящей Янтарной комнаты. Но, Федька замолчал и вновь отвернулся к своему любимому занятию, наблюдению проплывающих облаков.

Наталья, услыхав такие интересные предположения, не удержавшись, повернулась к своим «академикам», спросила: «…Серёга, Василий…, а вы что знаете про эту комнату…? Что, на самом деле есть такая…? Если есть и вы что-то знаете, то расскажите нам…! А то, эти два «умника» заведут интересный разговор…, заинтригуют…, а потом в кусты и молчат, как партизаны…!».

Серёга, переглянувшись с Василием, и, получив разрешение, стал рассказывать: «…Как я знаю, из источников научных исследований, тайну  исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря»…!».

Наталья, нетерпеливо, как всегда, перебила рассказчика: «…Ты расскажи, откуда появилась эта комната, кто её сделал, или кто-то подарил…?».

Серёга, привыкший к таким перебиваниям Натальи, ответил: «…Ну что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».
История и документы того времени подтверждают, что в 1940 году, Германия была полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 года, фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 года, после налёта английской авиации, в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – это письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 года: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка…!».

Колька, вскочив со скамейки и, размахивая руками, как крыльями, вскричал: «…Ну, ну…, а потом что было…, ведь после войны её стали искать…, и что-то нашли…, раз восстановили…!».

Серёга, посмотрев на неугомонного Кольку, продолжил свой рассказ: «…Да, ты прав, искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 года Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей. В 1945 году в Кёнигсберге, майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но, кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным. Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 году в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве. Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы…!».

Наталья, возмущённо отреагировала, услыхав, как уничтожали мужиков, так как её больше занимал этот вопрос, нежели пропажа какой-то комнаты, пусть и янтарной: «…Бедные мужики…, сколько же их было уничтожено и всё из-за какой-то комнаты…! И что, так больше никто и не  стал искать  эту комнату…?».

Василий, видя, что Серёга уже устал от Натальиных перебиваний, продолжил рассказывать: «…
В конце 1992 года, первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев, дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю, ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли…! Тут можно перефразировать оперного Мефистофеля:  Люди гибнут за янтарь….!
Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится, где-то в Южной Америке…!  Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах…, но, 13 декабря 1994 года, на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты….!».

Федька, заинтересованно спросил: «…А может быть это случайностью…, как ты об этом думаешь…?».

Василий, как всегда, спокойным монотонным голосом, не обращая на перебивания, продолжал: «…Случайность? Вряд ли…, так как, три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 года Германия возвратила их России. Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву. В 2003 году, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней – это  цвет. Янтарь оригинала к 1941 года сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда…!».

Федька, пожав плечами и, махнув рукой, констатировал: «… Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь…!».

В беседке стало тихо, все сидели задумчиво, боясь нарушить тишину, думая о такой загадочной комнате, которая погубила стольких людей.

Марь Ванна, очнувшись от продолжительного молчания пациентов, высказала своё мнение: «…После такого рассказа, на ум приходит старая поговорка: «Красота спасёт мир!», а теперь, если вдуматься, то получается, что Красота сгубила многих людей…! Хотя мир, конечно же, не погиб, но есть люди, которые  положили  свои  жизни за Красоту…! И не известно ещё, найдут ли эту самую настоящую комнату…, хотя, уже не вериться в это…! И ты Колька, если  удовлетворён от услышанного, то  успокойся и продолжай жить в настоящем мире, так как и здесь, если вдуматься, можно найти Красоту жизни…!».