Приобретайте друзей богатством неправедным

Анатолий Пеньшин
Есть странная притча, которую Христос говорит своим ученикам.
    «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

   И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
   Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
   И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

  Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
   Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»

  А ведь тут речь о Троице, об Отце, Сыне и Святом Духе.
Как так? Где тут Троица, если речь о некоем богатстве неправедном? А давайте посмотрим. Первый, кто тут неправедный, это сам Господин. Именно он, Хозяин всего, несправедливо хвалит «коррупционера» за то, что он раздаёт Его имущество своим приятелям. Да и приятелями-то они становятся именно в силу неправедного распределения чужого добра. Но где мы встретим такого чудака, что хвалит вора?
   А вот в мире духовном мы это и видим всегда. Именно кто отдаёт в нём, тот и приобретает. Как и любой Сеятель. Оказывается Господин очень заинтересован в том, чтобы его имущество раздавалось направо и налево, даже и расхищалось.

Что за имущество?
Масло и пшеница.
«Сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
   Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.»

   Масло мы часто встречаем в Слове как елей, миро, помазание. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его.» (Лев. 8-10-12)
Итак елей есть образ Бога Духа Святого всё освящяющего.

Пшеница это хлеб. Хлеб сшедший с Небес это Сын Человеческий, Бог Слово Христос.
 «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.» [Ин.6:51]

   Итак видим, что и пшеница (Христос) и масло (Дух Святой) есть богатство Отца Небесного и изначально предназначены для мира, для сынов века сего, для нас. Теперь понятно почему Он так хвалит своего «неверного» управителя.

Вообще эта притча великая, фундаментальная во многом. Но остаются ещё вопросы.
Почему Господин хвалит управителя ещё и за его неправедность в подсчете и записи долгов?

   Как ни странно Господь вообще предпочитает неправедность. Как это? Почему?
Дело в том, что, если Ветхий Завет мы рассматриваем как Завет законов, по большей части, то Новый это Завет любви. В любви мы не считаем, кто кому больше должен.
Вспомним притчу о наёмных работниках по сбору винограда.

   Вот говорит Христос: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.»

Несколько раз Господь приглашал новых и новых работников, а заплатил всем одинаково по одному динарию, хотя работали все разное время. Так и в притче о неверном управителе.

   Да и история с братьями Авелем и Каином тоже демонстрирует нам это качество Бога. Сначала Он не призрел на дары Каина, хотя тот исправно выполнил свою обязанность, затем запретил всякому убить Каина, хотя он убийца.  Где тут справедливость? Но и тут дело именно в любви. Авель принёс свои дары с любовью, а Каин по обязанности.  Бог указывает нам именно на любовь как на универсальный и всеобщий путь ко спасению, к возвращению нас к Отцу нашему Небесному.
Оказывается истинная праведность и справедливость это любовь. Остальное неважно. Надо нам помнить это, приходя в храм, ибо Бог «не в брёвнах, а в рёбрах», как говорили у нас на Руси.
В рёбрах же у нас наше сердце (душа) и если Бог в нём, то мы на верном пути. Не ругайте тех, у кого Бог в душе.

А ведь управитель оказался очень даже верным. Ибо во всём угодил Хозяину.