Лебеди

Андрей Немоляев
В дорогой и модной кофейне, где чашка кофе по стоимости равна комплексному обеду в соседней столовой, у большого окна витринного типа, сидела женщина в деловом костюме. Она постоянно принимала на свой телефон, какие-то звонки, отдавала короткие распоряжения и почти не прикоснулась к красивому пирожному в форме лебедя.


- Если ты не появишься через пять минут, я отправлю тебя в деревню, к твоей сумасшедшей бабке, - крикнула она угрожающе в телефон, отчего половина посетителей кафе, испытали некоторый дискомфорт.

Всё же центр столицы. Солнечный полдень воскресенья, всё вокруг красочно, чудесные запахи доносятся из примыкающей к кафе пекарни, официанты в накрахмаленных передниках и на тебе. Грубый женский голос!


Впавший в ступор официант, который проходя мимо столика, занимаемого женщиной, услышал только вторую часть произнесенной ею фразы, принял обращение на свой счёт.

- Что встал? Птицу убери! - женщина толкнула тарелочку с пирожным. - Мяса принеси.
- Мяса? - в голосе официанта чувствовалось удивление.
- Рибай. Крови побольше! И скажи повару, если передержит, я его отправлю на...

В этот момент, в кафе вошла молодая девушка с недовольным выражением лица. Увидев женщину, она, сделав над собой явное усилие, направилась к её столику.


- Доченька! - моментально "подобревшим" голосом, посетительница кафе встала навстречу девушке. От таких перемен в поведении женщины, официант, выпучив глаза и боясь тронуться с места, продолжал стоять. Заготовленную им, секунду назад, фразу "У нас нет мяса, только напитки и выпечка", он пока остерегался произнести.


- Ты уже завтракала, солнышко моё? - женщина погладила девушку по голове, отчего та вся сжалась и чуть отстранилась.
- Я не хочу, мам, - ответила девушка.
- Тут есть замечательные пирожные в форме лебедя. Будешь?


Девушка пожала плечами.
- Молодой человек. Нам два лебедя. Мне повторить капучино, а... - она ласково посмотрела на дочь, - чай?
- Зелёный, - уточнила девушка.

Официант, избавленный от необходимости объясняться по поводу отсутствия мяса, облегченно вздохнул и поставив тарелку с пирожным обратно на столик, удалился.


- Спасибо, что пришла, - женщина взяла дочь за руку.
- К тебе не придёшь, как же! Я не хочу в деревню.
- Ты должна понять, Марта. В этом мире ничего так просто не даётся. Нельзя быть безалаберной, бесшабашной пофигисткой, а на следующей день успешной и уважаемой. Судьба она от фундамента, от печки строится.


- Что опять не так, мам? - девушка сложила руки на груди восьмеркой, всем видом показывая, что готова дать отпор.
- Мне звонили из деканата. Ты не сдала две курсовых работы. Ты пропускаешь лекции. Я разговаривала с вашим куратором, - она немного помолчала, делая над собой усилие, чтобы не перейти на грубый тон.

- Ты шарахаешься по клубам, не ночуешь в общежитии. Тебя забрали в полицию. Почему я ничего не знала?
- Я не хотела тебя расстраивать, - девушка опустила глаза.
- Почему тебя забрали, скажешь?
- Не знаю. Всех забирали и меня заодно.
- Ты, значит, ни при чём?
- Совсем, - ответила девушка тихо.


- Голой купаться в фонтане, это — ни при чём? - женщина чуть повысила голос. Было заметно, что она "закипает". - Я отправлю тебя в деревню. Там тебе бабка мозги на место поставит. Если ещё раз...
- Мам, - девушка положила руки на стол и сделал смиренный вид, - я всё поняла, не маленькая.


- Мне стыдно, Марта. Стыдно! Как у такой порядочной и уважаемой женщины, может быть такая дочь?
- Ну мам. Я больше не буду. Сдам я эти курсовики. Завтра напишу и сдам.
- Это все отец твой! Его гены! Как козлик, пропрыгал свою жизнь! Спустил её в унитаз и сам туда подался.

- Мам. Не надо. Он хороший был!
- Хороший! - женщина взмахнула руками. - Это он к тебе с конфетами приходил! А знаешь, где он их брал? Покупал на мои деньги! Все, что я зарабатывала, он тратил на своих баб. Всю деревню пере..


Официант, "вынырнувший" из-за спины женщины, услышав разговор, моментально покраснев, принялся расставлять на столе чашки с кофе и блюдце с пирожным.
- Подслушиваешь? - увидев официанта, спросила женщина, переходя на грубый тон. - Мясо где?
- Вы. Мы. У нас же. Вот, - принялся заикаться молодой парнишка.
- Это — кофейня, мама. Тут нет мяса, - помогла ему девушка, а официант, утвердительно кивнув, показа на девушку пальцем.

- Богадельня! - в исполнении женщины, слово выглядело, как ругательство. - Клозет где? - она встала и оказавшись на голову выше официанта посмотрела на него как зверь на жертву.

- Там, - официант махнул рукой в другой конец кофейни и перебирая мелкими шажками, удалился.
- Сидеть здесь, - скомандовала дочери женщина и взяв сумочку, направилась в сторону уборной.


Девушка принялась пробовать пирожное и не сразу заметила, как в кафе вошёл мужчина и в сопровождении официанта, занял соседний столик.
- Здравствуйте, Павел Антонович, - встретившись взглядом с мужчиной, произнесла девушка.
- Марта? День добрый! Удивлён видеть тебя здесь. Мне казалось, ваши друзья предпочитают другие заведения. Шумные и подающие посетителям мясо с кровью! - не то пошутил, не то попытался "уколоть" девушку, мужчина.


- Так и есть, Павел Антонович! Я тут на воспитательной беседе. Маман вызвала. Сейчас вернётся, поставит мне мозги на место, и я пойду в другое заведение.


Мужчина улыбнулся.
- Если хочешь, могу рассказать твоей матери, что по моему предмету у меня претензий к тебе нет.
- Не надо. Это не поможет. Она должна провести воспитательную работу.


Мужчина, сделав заказ, посчитал возможным продолжить беседу.

- Эх, молодость! Какое хорошее время! Яркие переживания, новые друзья, глупые поступки, вечные перемены, любовь! Это время потом вспоминается всю жизнь, - мужчина, чуть прикрыв глаза смотрел в окно, на проходивших мимо людей.

- А вы, Павел Антонович, в юности тоже совершали глупые поступки? - Марта улыбалась.
- А чем я хуже? Я что не такой, как все? Обязательно совершал. Более того, я частенько был их организатором.

- Правда?
- Правда. Это я сейчас преподаватель, кандидат наук. А в молодости я как все, совершал глупости.

Мужчина, улыбнувшись подмигнул девушке.
- А в полицию вас забирали?
- Нет, не забирали, - мужчина сделал паузу, продолжил, - не было тогда полиции. В милицию забирали, - мужчина и девушка тихонько засмеялись.


- А за что? Павел Антонович! Ну скажите, жутко интересно!
- Мы голыми купались в фонтане. Днём, на манежной! На спор!
- Ух ты. И нас тоже за это забрали, - девушка слушала преподавателя с открытым ртом.
- Мне сильно досталось. А девушку мою, вообще в деревню отправили. Это с третьего курса института, представляешь?


- И меня тоже деревней пугают!
- Я так больше её и не видел. Мать у неё — гестапо в юбке.

В этот момент, к столику подошла мама девушки.

- Мам. Познакомься! Это... - девушка замерла, увидев бледное лицо матери. Та смотрела на мужчину стеклянными, наполненными слезами, глазами. По её щеке скатилась первая слеза.


- Юля? - мужчина встал и сделал шаг в сторону женщины, протягивая руку.
- Паша? - она подала ему руку и посмотрела на дочь.
- Марта. Этот человек, мой старый приятель. Мы когда-то давно...
- Я знаю, мам. Знаю. Я, пожалуй, пойду, а вы поговорите.

Она, улыбнувшись, встала и подойдя к матери поцеловала её в щёку.

- Я сдам курсовые, обещаю. А вы, пожалуйста в фонтане не купайтесь! Девушка в радостном настроении, подпрыгивая и размахивая сумкой направилась к выходу.

- Ваш лебедь и капучино, - объявил официант, ставя на столик, занимаемым мужчиной тарелочку с пирожным и чашку.


Марта выйдя на улицу, смешалась с толпой, не теряя из виду большущее окно, через которое было видно как за столиком сидели, взявшись за руки, её мать и её преподаватель. Рядом с ними, на столике, стояли блюдца с двумя лебедями.