Студентческие годы. глава 4. латынь

Ольга Суслова
 
К иностранным языкам я относилась спокойно, они меня не увлекали, хотя учёба в школе давалась легко. Брат учил немецкий, а я английский, его предмет изучения я схватывала на лету, но, честно сказать, мне он не нравился грубостью звучания.
После школы, мне пришлось изучать латынь.

Этот язык меня заинтересовал своей тайной, хотя  он был скучноват, не имея живой струны.  На лекциях, мне казалось, что я нахожусь в средневековье Парацельса, Авицена и  богослова Фомы Аквинского, или в древней Римской империи. В наши дни латинский язык является официальным языком Святого Престола Мальтийского ордена и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-католической церкви. На лекциях я узнала, что латынь должны были знать дворяне России.

Мировая и наша российская медицина пользуются услугами этого  языка, как говорится – Non est  medicina sine lingua Latina , что в переводе – нет медицины без латинского языка.   
Это профессиональный язык, используется при чтении названий болезней,   лекарственного сырья,  химических соединений и особенно в фармации – выписывание рецептов.  Студентам нравилось выражение на рецептурном бланке: (Rp: quantum satis – квантум сатис  - сколько нужно), мы перефразировали – СКОЛЬКО СХВАТИШЬ!

Конечно, язык мёртвый, он не развивается: если латинское слово «aquа» означало «вода» 3000 лет назад, то и сейчас  оно  «вода».
Чтобы как-то оживить лекции, преподаватель завораживали нас крылатыми выражениями и  словами, типа:

 Vеni. Vidi. Vici. — (Вэни. Види. Вици)  - Пришел. Увидел. Победил .
  Omnia mea mecum portо (омниа мэа мэкум порто) –  Все свое ношу с собой.
  Noli me tangre!(Ноли мэ тангэрэ!) – Не тронь меня!

Нам это нравилось, мы знали наизусть несколько десятков высказываний. Я их использовала, по своей методике, для запоминаний многих  медицинских терминов. Не отставали мои подруги, они штудировали словари и лекции и мы часто, когда шутили, ими перебрасывались. 

В главе «Атеизм» мною было изложено, что группа делилась на ячейки по 5-6 человек. Трое из нашей ячейки  жили рядом, и мы, почти всегда, попадали в интересные истории. Как-то наша троица возвращалась домой после усиленных занятий по латыни. На оной из остановок в салон автобуса  вошли ребята-студенты как мы потом узнали, они были в спортивной одежде. 

Хохотушка Татьяна не переставала шутить и смеялась, завораживая всех энергетикой. Ей не везло с ребятами, парня у неё не было. Природа-мать иногда намеренно ошибается – кому-то даёт все прелести Афродиты, а кому-то ничего. Нашу подружку она обделила, бросив ей в корзину килограмм рыжих конопушек, но мы её любили за позитив и считали  симпатичной, как сейчас говорят "клёвой"

И вот в автобусе наша Танюшка  решила заинтересовать интеллектом ребят. Пассажиров она  не стеснялась,  да и было их два или три человека. Я и Наталья с интересом наблюдали за ней, и в самый трудный момент её поддерживали.

– Ну-с, что,  ребята? – Мens sana in corpre sano! ( в здоровом теле — здоровый дух), – выпалила она, и её завораживающая улыбка растянулась до  самых ушей, обсыпанных коричневым крапом.

Но, каково было наше удивление, когда один из них, прилизанный бриолином, ответил чётко на латыне:

 –  "Ita, аquila non captat muscas – ( Да,орел не ловит мух).

В ходе дальнейшего разговора мы узнали, что они будущие врачи. Один из ребят предложил:

– Может, пойдём, вibmus! ( выпьем!)

Танюха не растерялась и парировала:

 – Non!O tempora! O mores!- « Нет!О времена! О нравы!», и тут же добавила, посматривая на нас:   

–  Еrunt omnia autem non statim –  (Всё будет, но не сразу). Её желто-зелёные глаза хитро заискрились. Ей хотелось услышать, что же ответит прилизанный парень.

Но тут разговор прервала кондуктор, объявив нашу остановку. Осмотрев студентов с головы до ног, Танюшка на прощанье выдала:

– Acta est fabla.(Представление окончено).

Наша троица с хохотом вышла из автобуса.