Треугольник Карпмана

Ирина Денисова Брест
Друзья мои, пожалуйста, никогда не попадайте в треугольник Карпмана!
   Это понятие характеризует самую распространенную модель взаимоотношений между людьми. Впервые ее сформулировал в 1968 году классик транзактного анализа Стивен Карпман. Люди попадают в этот треугольник, и годами варятся в отношениях, превращаясь из Жертвы в Спасителя, из Спасителя в Тирана, а из Тирана опять в Жертву. В таких отношениях ни один из участников не становится счастливым, они устают и ненавидят друг друга, но сил разорвать порочный треугольник ни у кого из них не находится.
   Что же заставляет людей вступать в столь губительные отношения? Конечно же, роли, которые играют люди.
   Жертва всегда ждет своего Спасителя, ибо она инертна по сути своей. Она постоянно жалуется на жизнь и горько плачет, вечно всем недовольна и жутко страдает. Ее обижает жестокость этого мира, она ревнует, завидует, ей становится страшно, стыдно и обидно, и в то же время Жертва не может найти времени или желания что-либо изменить, она устала, а от жизни ждет только плохого. Кратко ее жизнь можно охарактеризовать термином «страдание».
   Тиран обычно так же недоверчив, как и Жертва, видит кругом одни проблемы и врагов, но он – агрессор по сути своей. Обычно он бывает злым, напряженным, раздражительным и в то же время боязливым. Всю свою энергию, которой и так немного, он направляет на критику и контроль над близкими, если таковые у него имеются. Если Жертва попадает в его поле зрения, они тут же образуют неразрывную прочную связь.
   А если есть Жертва и Тиран, тут же находится Спаситель. Спаситель всегда рад помочь бессловесной Жертве и ненавидит Тирана. Его миссия – помогать и спасать, даже если никто его об этом не просит. Цель его – любоваться собой и упиваться наслаждением от своей благородной миссии.
   Жертва жалуется, Спаситель ей сочувствует и ее жалеет, пытается освободить от злобных уз Тирана, подставляет ей плечо и служит жилеткой для слез. Спаситель гордится своей вновь обретенной миссией по спасению Жертвы, Тиран получает новый источник для раздражения и злобы, а Жертва рада, что ей не нужно самой заботиться о своей жизни и что-то в ней менять.
   Как только Спаситель спасает Жертву, бессловесная Жертва тут же становится Тираном. Классический пример Тирана и Жертвы – фильм «Горькая луна» Романа Полански.
   Сначала он ее унижал, превращая в бессловесную Жертву, потом она ему отомстила и превратилась в Тирана, еще и Спасителя втянув в свои разборки.
   Участники постоянно меняются ролями, находясь всю жизнь внутри заколдованного треугольника. Все они очень сильно зависят от этих отношений и манипулируют друг другом, пытаясь заставить другого человека служить своим целям. Здоровые отношения им в принципе не интересны.
Полностью глава на Литнет
Моя книга на Литрес