Ложь о блатных в штрафбатах

Александр Ляхов
                Аннотация
          В штафбатах блатных не было.
 
В современном обществе понятие уголовник связывают с человек совершивший несколько уголовных преступлений, то есть рецедивистом. С человеком принявшим воровскую мораль и воровские правила жизни.


Известно, что одна из важнейших причин поражения и разгрома армии связана с моральным разложением войск. Гибель армии Наполеона во многом было определено её разложением, поражение Русской армии в Первую Мировую войну и даже поражение гитлеровской армии во многом связано с этим. Поэтому в любой армии мира командование всегда борется за моральную чистоту и стойкость своих воинских подразделений.

Во всех армиях мира существуют дисциплинарные наказания за воинские преступления. Среди этих преступлений особенно опасными считаются нарушение дисциплины, мародёрство, насилие над местным населением, грабежи и т.д.

В самой преступной за всю историю человечества в немецкой действующей армии эти все законы действовали в полном объёме. Был издан приказ о неподсудности солдат при совершении преступлений по отношению населения оккупированных территорий Советского Союза, но все остальные воинские преступления карались самым жестоким образом: расстрелы, повешенье и отправка в дисциплинарные батальоны до окончания войны.
Режим  террора на оккупированных территориях  осуществлялся по хорошо организованной программе, предполагающий защиту морального состояния своих боевых частей. Для проведения карательных акций были созданы специальные подразделения СС на базе которых из местных предателей создавались линейные карательные отряды, которые и выполняли функции осуществляющие ограбление населения, массовые расстрелы, депортацию населения на работы в Германию.

Эти формирования целенаправленно набирались из уголовников. Поскольку мораль уголовного мира допускает любые действия по отношению жертвам преступления. Боевая ценность этих подразделений была минимальная. Даже плохо вооружённые отряды партизан наносили им поражения в прямых боевых столкновениях, не говоря уж о столкновениях с регулярными частями Красной Армии.

В Красной Армии  в довоенный период была выработана стандартная система наказаний за дисциплинарные проступки и уголовные преступления.Уголовно осужденные военнослужащие демобилизовывались из армии и отправлялись в обычные гражданские колонии. Во 1940 году были созданы дисциплинарные батальоны в которые направлялись военнослужащие осужденные военным трибуналом на срок до двух лет. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны они были расформированы и воссозданы в 1942 году в виде штрафных рот и штрафных батальонов.

Эта система хорошо известна всем, кто служил в Советской Армии. Система наказаний начинается с нарядов вне очереди, которые могут налагать командиры всех степеней,с губ вахты и самые строгие наказания осуждение военным трибуналом на службу в дисциплинарный батальон на срок до двух лет( максимальный срок менялся иногда достигал трех лет). Срок нахождения в дисбате не засчитывался в срок срочной службы. После отбытия наказания военнослужащий возвращался в свою часть Следует заметить, что это наказание не считалось уголовным.

Конкретно о контингенте и боеспособности штрафных рот и штрафных батальонов.

Настоящие уголовники, блатные попадали в армию только в 1941 году в хаосе и неразберихе первых месяцев войны. После того как мобилизационный механизм Красной Армии заработал в соответствии законом эта практика была полностью прекращена.
Служба в армии и защита Родины это почётная обязанность гражданина. Уголовно осуждённые поражались в гражданских правах и в армию не призывались. Эта имело место и в послевоенные годы вплоть до перестройки. В последние годы существования СССР граждан с судимостью начали призывать на службу в строительные части.

Призыв настоящих уголовников в армию это просто запредельно не логичное действие. Настоящий уголовник находится в антогонистическом противостоянии с обществом и государством. Уголовники могли просится в действующую армию, но мотив его, как правило, был достаточно простой. Сбежать из воинского эшелона при отправке на фронт, да и из воинского подразделения гораздо проще чем из охраняемого лагеря. При этом беглец может захватить оружие. Поэтому никаких уголовников осужденных на реальные сроки гражданскими судами в армию не брали. Призыв был возможен после окончания срока.

Друга важнейшая причина не позволяющая приывать уголовников в армию - это уголовная мораль. Которая основана на крайне эгоистических животных принципах выживать любой ценой в любой обстановке.

Типичное поведение уголовников на фронте показано в фильме "Вечный зов". При реальной опасности для жизни уголовник идет на все для своего спасения. В лучшем случае это побег с поля боя, в худшем прямой переход на сторону немцев.

Штрафные роты и батальоны начали создаваться после знаменитого приказа №227 от 28 июля 1942 года. До этого военнослужащие, совершившие воинские преступления оставались служить в обычных боевых частях. Это не верно с точки зрения психологического воздействия наказания на личный состав. Отправка в лагерь для осуждённых военнослужащих выглядела, как способ ухода от смертельной опасности на фронте.

За какие воинские преступления люди попадали в штрафные роты и штрафбаты?

Вот не полный перечень преступлений.
 
Утеря оружия и воинского имущества:потеря патрон, гранат, шинели, других элементов обмундирования  при определённых условиях приводила к приговору.
Следует заметить, что потеря личного оружия могла наказываться вплоть до расстрела. Санитары эвакуируя раненных с поля боя были обязаны выносить их с оружием.

Другой пример, любая техника предполагает наличие определённого комплекта инструментов и запасных частей. При их отсутствии соответствующий командир танка, батареи попадал под суд.

Брошенный экипажем, не уничтоженный противником танк, самолёт, пушка, миномёт, машина и т.д. служили основанием для приговора с направлением в штрафбат.

Воровство продовольствия, обмундирования и т.д. Все приводило к осуждению и отправке в штрафные роты или батальоны.

Интендантские службы были под жёстким контролем как надзорных органов, так и солдатских масс. Обоснованные жалобы поступали  не только по команде, но и через политические и партийные структуры.
 
Можно было попасть в штрафной батальон за съеденный сухой паек. В фильме “На войне, как на войне” экипаж с разрешения командира съедает сухой паек перед маршем. Это было реальное военное преступление. Не известно как будет складываться военная обстановка, как будет осуществляется снабжение продуктами. Фактически это было равносильно тому, что до боя расстрелян боевой запас. Если бы об этом факте узнал командир батальона, то при сочетании определённых условий, командир самоходки попал бы в штрафбат.

Другие воинские преступления.

Преднамеренное оставление части, сон на посту, пререкание с командиром, отказ выполнить приказ, пьянка, драка, кража у товарищей все это вело к штрафной роте.

Небольшой пример из воспоминаний моей матери. Она с 1942 до победы в 1945 году служила телефонисткой в зенитной батарее с женским составом. В 1945 году батарея прикрывала мост через Вислу в Польше. К ним на батарею пришли два пъяных офицера и стали приставать к девушкам.Те конечно отказались с ними связываться. Эти пъяницы начали их оскорблять, обзывать примерно так, как поступают современные СМИ и как показывают в некоторых фильмах.

А это были девчонки 18-20 лет, которые мечтали по окончанию войны, вернутся домой, завести семьи. Вся батарея села и заплакала. Прибежал замполит всех построили, а они стоят и плачут в строю. Он к ним обращается вы героини, вы родину защищаете, вы саме лучшие. Выходи из строя любая я сам сразу женюсь.
На следующий день привели тех офицеров. Перед строем зачитали приказ, сорвали награды, погоны и отправили в штафной батальон.

Особо жёстко наказывались преступления против гражданского населения. Грабежи, избиения и т.д. Насилие над женщинами или убийство гражданского лица однозначно наказывались расстрелом.

Из этого неполного перечня воинских преступлений уже можно сказать, что контингент штрафников состоял из обычных солдат и офицеров младшего и среднего звена. В мирное время 90% этих проступков заканчивалось бы нарядом вне очереди,губвахтой, для офицеров понижением в звании или увольнением из армии.

В штрафных ротах и батальонах была повышенная строгость в соблюдении воинских уставов, то есть жёсткая дисциплина Нарушение дисциплины или совершение преступления в штрафной роте, наказывалось уже расстрелом.

В штрафных батальонах повышенные дисциплинарные требования выполнялись осуждёнными офицерами сознательно. Все командирские должности в батальоне занимали офицеры не осужденные,просто служащие в этой части. Ни каких личностных унижений осужденных офицеров не допускались. Ведь после освобождения штрафники восстанавливались в воинских званиях,в партии и им возвращались награды.

Какой-то повышенной боевой особенностью штрафные роты не обладали. Это были обычные по своему составу пехотные подразделения.

Штрафные батальоны это совсем другое дело. Они по своим боевым  качествам, конечно  были выше, лучше обычных пехотных частей.  Личный состав этих батальонов – это профессиональные, грамотные, хорошо мотивированные офицеры. В бою они действовали умело, инциативно, поэтому они могли прорывать даже хорошо укреплённую оборону противника при минимальных потерях.

Миф об особом "уголовном" героизме штрафников связан с общим внедрением в культуру блатной идеологии. Это во многом определяется тем, что во время перестройки произошло сращивание номенклатуры с криминалом. Мы и сейчас видим как при скандалах вверхах всплывает криминальное прошлое больших чиновников  и бизнесменов.

Сколько верёвочке не виться, а конец будет.