Время, когда просыпаются петухи Глава 36

Станислав Каунов
Беатрис уже битый час пыталась по телефону уговорить
Олега, благо у Паоло остались его координаты, чтобы
он организовал им встречу с Ольгердом и Леной на любой
удобной для них территории и в любое удобное им время.
Она мотивировали это тем, что у нее есть для них заманчи-
вое предложение — отправиться в совместную экспедицию
на Восток в мир православия, Русский мир, который может
заинтересовать обе стороны по понятным причинам: как
конкурирующую конфессию и политического противника
в связи с последними событиями в Украине. Олег понимал,
что Ольгерд меньше всех заинтересован в таком «сотруд-
ничестве», поэтому попросил Уицрик, к мнению которой
профессор прислушивался всегда, устроить такую встре-
чу. Тем более, что Беатрис невольно становилась для них
добрым союзником: всем известен принцип — враг моего
врага — мой друг. Зная личные качества Беатрис и связи
Паоло, можно было рассчитывать на довольно успешный
и продуктивный тандем. Уицрик сразу ухватилась за та-
кую возможность, мотивируя тем, что для достижения
цели, а в этом случае они совпадали, все средства хороши.
Обдумав
аргументы, которые могли склонить Ольгерда
к встрече, Уицрик решилась позвонить. Молодожены как
раз возвращались из отпуска домой и могли сделать крюк
через Рим по возвращении в Киев.
Олег стоял в сторонке и молча наблюдал за Уицрик,
которая
мужественно держалась и постепенно сумела пере-
убедить Ольгерда сделать хотя бы на один день остановку
в Риме, пообещав выторговать от Паоло некоторые дивиденды.
Оговорив место встречи, Уицрик перевела дух
и опустилась в кресло.
– Да, Ольгерд еще тот фрукт. Если бы не вмешалась
Лена, я бы не смогла его уговорить. Но дело сделано. За-
бронируй им номер в отеле и договорись с Паоло о месте
и времени.
Пятизвездочный отель Rome Cavalieri, где проходила
запланированная встреча, расположен всего в нескольких
минутах от Ватикана и исторического центра в обширном
частном средиземноморском парке. С его крыши открывается
потрясающий панорамный вид на Вечный город.
Паоло и Беатрис приняли гостей по высшему разряду,
предложив после ужина в ресторане встречу в роскошных
апартаментах отеля за рюмочкой коньяку и чашкой кофе.
Напряженность после первых минут встречи растаяла
за изысканным ужином, а в номере и вовсе улетучилась.
Бывшие противники сумели обоюдно оценить достоин-
ства, уровень возможностей и остались довольны друг дру-
гом. В конце концов, сильный противник делает нам честь
своим вниманием, это значит, что мы его достойны. Раз-
мышляя в таком направлении, Ольгерд совершенно рас-
чувствовался и, подняв рюмку, произнес тост:
– Уважаемые дамы и господа! Я рад, что усилия таких
умов, как наши, направлены, наконец, к одной цели. Это
уменьшает шансы наших истинных противников на успех.
В конце концов, все мы должны руководствоваться не
мелкими
местническими интересами, а стремиться к цели,
стоящей неизмеримо выше, и которая намного важнее
и глобальнее. Мы должны объединить наши усилия в пре-
одолении преград, стоящих на пути достижения этой цели.
– Мы польщены, уважаемый профессор, и ценим дове-
рие, которое вы оказали нам. А теперь, — Беатрис сделала
паузу и обвела всех своим завораживающим взглядом, —
я предлагаю перейти к обсуждению вопроса, ради которого
мы все здесь собрались.
– Слушаю вас внимательно, — откликнулся Ольгерд,
отставив чашку с кофе.
– Так вот, — продолжила Беатрис, — у Ватикана есть
противник, который нам не по зубам без вашей помощи.
Это православие. Я знаю, что вы сторонник идеи избавле-
ния человечества от христианства, мы в курсе о вашем ув-
лечении «Антихристом» Ницше и связями с иллюмината-
ми — нашими заклятыми врагами.
– Минуточку, — вмешалась Леночка, — о каких связях
речь? Если считать, что они хотели убить меня и дурили
голову тайнами, которые можно будто бы открыть несуще-
ствующим ключом, то тогда…
– Нет-нет, милая Леночка, — произнесла Беатрис чув-
ственным голосом, и ее взгляд невольно потеплел. — Я знаю
о том зле, которое они вам причинили, впрочем, как и мы,
за наши невольные поступки мы уже принесли свои изви-
нения. С вашего позволения я продолжу. Католики или
православные — для вас большой разницы нет, ибо это, по
большому счету, для вас одно общее зло. Но есть одно но.
Я готова доказать, что поле для работы в восточном направлении
у вас будет неизмеримо большим, ибо скандалы,
потрясшие Ватикан, покажутся вам детским лепетом по
сравнению с той грязью, в которой потонуло православие
под эгидой Московского патриарха-
та. Это Клондайк для следопытов
вашего ранга. Заметьте, я не оправ-
дываю католицизм. Да, Ватикан пе-
реживает кризис. Но во главе церк-
ви стал Папа Франциск, известный
своими добродетелями и стремлением
очистить церковь от грязи,
прилипшей к ней. И начал он с себя.
Папа скромен и аскетичен. Он отка-
зался жить в официальных папских
апартаментах на территории Апо-
стольского дворца в Ватикане. Вме-
сто того чтобы перебраться в папский дворец, Франциск
решил остаться жить в гостевой резиденции, потому что
глава католической церкви не хочет отгораживаться от
других людей стенами дворца. Это уникальный случай,
он первый понтифик более чем за сто лет, отказавшийся
поселиться в папских апартаментах. Франциск предпочитает
ездить в микроавтобусе вместе с кардиналами, от-
казавшись от личного лимузина. Также он попросил заме-
нить трон в своей резиденции на кресло и обедает в общей
столовой. Папа очень простой человек и известен смирением,
чего не скажешь о византийских замашках патриарха
московского Кирилла, погрязшего в роскоши и грехах.
– Дорогая Беатрис, мы все это знаем, уволь нас от живо-
писания добродетелей и пороков представителей двух кон-
курирующих «фирм» — этим нас не удивишь. Что конкрет-
но вы хотите от нас? — спросил Ольгерд.
– Нам, как представителям западной цивилизации, не-
доступно понимание ценностей так называемого «русского
мира». Нам нужна информация из первых рук, так сказать,
не заангажированная и не выхолощенная официальной
пропагандой. Кто как не вы, занимающийся вопросами
христианства, можете дать нам исчерпывающую информа-
цию о православии. Нам это нужно для нашей агентурной
работы. Мы же в долгу не останемся. Апостольская библиотека,
заинтересовавшая вас еще в прошлый приезд,
будет в
вашем распоряжении. Паоло берет на себя решение
этого вопроса. Но предупреждаю — откровенность за
откровенность.
Согласны?
Услышав об Апостольской библиотеке, Ольгерд под-
прыгнул в кресле. Он давно грезил архивами библиоте-
ки — это был поистине царский подарок, тем более, что
слить информацию врага врагу же — просто супер! Но все
дело в том, какой уровень доступа к архивам ему смогут
предложить? Об этом можно поговорить, когда будет ясно,
какого вида услугу мы сможем оказать им, подумал Оль-
герд. Он обвел взглядом Уицрик, Олега, Лену и произнес:
– Согласны. Какая информация вас интересует?
– Я хотела бы услышать, в чем, по вашему мнению, фе-
номен Путина и что такое «русский мир»?
– Зачем вам Путин? Вы и политикой интересуетесь?
– Политика и церковь в православии неотделимы.
Кириллво
всем поддерживает Путина. Мне бы хотелось
понять, почему и на чем держится такая безоговорочная
поддержка?
– А что потом?
– Потом я изложу вам план, к которому вы можете при-
соединиться или нет, но архивы Ватикана, допустимого
уровня секретности, мы вам обещаем в любом случае. Ус-
луга за услугу.
– Ну что ж, вы честно открыли ваши карты, мы готовы
к откровенной игре. Начнем, пожалуй, с феномена Путина
и его фантастической популярности. Видите ли, подавляю-
щее большинство россиян хотят видеть на посту президен-
та сильного, волевого, решительного человека с жестким
характером, который не сомневается в своем праве руководить
людьми, оставляя за собой последнее слово при
коллегиальном обсуждении, фанатично увлеченным своим
делом и способным увлекать других, точнее «заражать»,
вызывая стремление к подражанию.
Но сделаем небольшое отступление от соционики и по-
говорим о другом.
Формирование представлений об идеальном нацио-
нальном лидере в России шло на протяжении длительного
исторического периода. Исследователи часто подчеркивают,
что в самом менталитете российского народа издавна
заложена тяга к сильному управляющему началу. В кри-
зисные же периоды политические процессы обретали особо
персонифицированный характер, а возможности выхода из
кризиса напрямую увязывались с тем или иным историче-
ским персонажем, способным принимать волевые решения.
Вспомним хотя бы Ивана Грозного, Петра І, Сталина. Все
они — яркие примеры тиранов, сыноубийц, с сильно выра-
женными садистскими наклонностями и психическими
отклонениями.
У русского народа на генетическом уровне
заложено преклонение и раболепие перед сильным автори-
тарным лидером. Менялось время, эпохи сменяли друг
друга, а раба из себя так и не выдавили. И сегодня, согласно
опросам общественного мнения, россиянам необходим ско-
рее сильный лидер, чем сильная коллегиальная власть,
к которой привык Запад. Именно с сильным лидером,
в этом случае сильным президентом, напрямую связывают
возможность улучшения своей жизни подавляющее боль-
шинство россиян, потому что для них самым важным является
установление и поддержание порядка в стране. Эко-
номические и социальные факторы — это в нынешней-то
ситуации! — отошли на второй план.
И вот на таком общественном фоне появилась фигура
Путина — человека, у которого явно проглядывают лич-
ностные характеристики авторитарно-деспотичного лиде-
ра. Правда, анализируя «феномен Путина», следует с само-
го начала сделать существенную оговорку. Стартовой пло-
щадкой для взлета рейтинга нового президента послужила
не его харизматичность, политический авторитет или заве-
домая популярность в широких слоях российского обще-
ства, а поддержка со стороны Кремля, а Кремль, как вы
должно быть знаете, стал своеобразной резиденцией масо-
нов. Но об этом позже. Для полномасштабного раскручива-
ния Путина были задействованы колоссальные ресурсы,
прежде всего информационные, включая самый доступный
для населения канал ОРТ, ряд газет и радиостанций. На
президента начала работать огромная пропагандистская
машина, а также профессиональные имиджмейкеры и спе-
циалисты по пиару. Кроме того, сразу же очень четко было
определено поле, на котором предстояло проявить себя
Владимиру Владимировичу: война в Дагестане, борьба
с терроризмом, боевые действия в Чечне и, наконец, собы-
тия на востоке Украины.
В конце концов общество получило то, что хотело — на
политической сцене материализовался мифологический
тип лидера-героя, способного на решительные действия,
который не боится ответственности, отстаивающего инте-
ресы России и т. д. Для большинства россиян, уставших
от пустых обещаний и туманных перспектив, конкретные
и часто жесткие действия президента оказались более по-
нятными, чем научно обоснованные экономические и по-
литические программы. А через операцию по борьбе с тер-
роризмом был «выпущен пар» — если под этим понимать
накопившиеся в обществе недовольство властью, раздра-
жение и усталость от затяжного процесса реформ.
С точки зрения имиджа несомненной удачей стала ка-
жущаяся близость Путина к простому населению. Она про-
является в характере речи, в одежде и поведении на публике.
Президент не перегружает свои высказывания слож-
ными терминами, использует минимум иностранных слов,
его комментарии просты и понятны. Иногда в его речи по-
являются образцы нарочито «сниженной» лексики (вспом-
ните известное обещание «мочить террористов» или ска-
брёзные аркадной). У Путина энергичная жестикуляция,
уверенная походка… Короче говоря, есть все необходимое
для имиджа решительного, волевого политика, у которого
слова не расходятся с делом.
Особого внимания заслуживает и внешний вид президента.
Его костюмы для встреч и переговоров на официальном
уровне строго соответствуют требованиям про-
токола (на одной из международных встреч он, помнится,
появился в бабочке). В то же время его одежда для повсед-
невной работы выдержана совершенно в ином стиле.
Путинаможно
увидеть без галстука, в свитере, в камуфляже,
в лыжном костюме и даже топлес верхом на коне —
то есть одетым почти так же просто и буднично, как мил-
лионы россиян. Каждый при виде таких преобразований
может сказать, что он в доску свой парень. Мне это напо-
минает исконную веру русского народа в доброго царя-
батюшку.
Именно как к царю относятся не только к Путину,
вспомните Брежнева, Сталина и других. Не важно,
как называлась должность лидера, важен статус и отношение
народа к лидеру. Вот в этом и кроется разница
междуними
и нами. Украинцы никогда не принимали
власти
самодержавной. Они привыкли не только выби-
рать, но и контролировать власть, как во времена княже-
ского периода, так и во время Гетманщины, так и в совре-
менной истории. В Киеве может возникнуть майдан
в любоймомент,
в России разве только для плахи, чтобы
рабы получили очередную порцию зрелищ.
Извините, я немного увлекся — вернемся к Путину.
У него хорошие коммуникативные данные, что обеспечивает
возможность проведения «обедов» в солдатских па-
латках и других неформальных встреч. Здесь так же Путин
намеренно «сокращает дистанцию», чтобы в отличие от
своих предшественников не казаться бесконечно далеким
от народа человеком. Для российской аудитории вполне
в духе времени — образ мифологического героя дополняет-
ся образом смелого «бравого парня», или «супермена»,
способного
подняться в воздух на военном самолете или
выйти в море на боевом корабле. Да, у него есть комплексы,
он, как все люди маленького роста — Наполеон, например,
или Гитлер, — имеет очень большие амбиции. При этом
истеричен
и за кажущейся твердостью
стоит, скорее всего, паникерство
и боязнь потерять лицо.
Феномен Путина — по-своему
уникальное для новейшей россий-
ской истории явление. Ни один из
предыдущих лидеров государства
не достигал такого уровня под-
держки населения столь стремительно. Я не берусь пред-
сказывать политическое будущее Владимира Владимировича,
очевидно, что на пути нынешнего президенте
немало«
подводных
камней». Он в значительной степени
становится заложником хода войны, развязанной в Украи-
не. С одной стороны, затягивать ее небезопасно,
поскольку
тогда целый ряд факторов (разочарование
населения из-за
отсутствия реальной победы,
недовольство новыми расхо-
дами и потерями,
спад патриотических
настроений и т.п.)
начнут оказывать негативное
воздействие на его популяр-
ность внутри страны и изоляция России, как страны-агрес-
сора со всеми выплывающими
отсюда последствиями,
с другой — победа российских войск вряд ли принесет дол-
говременные политические
дивиденды. В этом случае
внимание
общества переключится на острейшие экономи-
ческие и социальные проблемы. А действия и заявления
В. П утина в экономической
сфере пока носят во многом
популистский
и в чем-то сиюминутный характер. Это уже
испытали на себе крымчане, взятые тепленькими на урапатриотизме.
Однако без детальной проработки социаль-
но-экономического блока вопросов дальнейшие политиче-
ские успехи Путина выглядят
проблематично. Рискну
предположить, что впереди их ждет один из двух вариан-
тов: либо начнется постепенная
коррекция имиджа Пути-
на, либо обществом будетвостребован
иной политик, который
сможет эффективно
реализовываться, прежде всего,
в «невоенном
» направлении.
Пока же можно утверждать только то, что появление
на политической сцене Путина легло на глубинные психологические
настроения и ожидания россиян. Это застав-
ляет отнестись к его феномену весьма серьезно, а заодно
и отметить грамотную, по крайней мере пока, сопроводи-
тельную работу пиар-менов.
В свою очередь, я хотел бы услышать от вас, Беатрис,
о связях Путина с масонами, ведь у вас есть доступ к списку
членов этой организации.
– Вы правы, — ответила Беатрис, — игра масонов на
постсоветском пространстве продолжается. Выигрышный
приз — власть в стране, рабское подчинение 140 миллио-
нов. Путин в этой игре — ключевая фигура. Так действует
властное масонство во всем мире… Прибавлю к этому, что
система российского масонства крайне запутана и сложна.
В этой связи, как открытая политическая сила она, конечно,
использоваться не может, однако в качестве «скрытой
пружины
», чтобы «продвинуть» того или иного персонажа
или усилить его влияние — вполне. Мы можем продолжить
эту тему, но хотелось бы прежде услышать про «русский
мир».
– В этой области вам поможет Леночка. А я, пожалуй,
выпью еще рюмочку, коньяк — что надо.
– Лена, если вам не трудно, пожалуйста.
– Да, конечно, я постараюсь изложить вам концепцию
этого понятия. «Русский мир» — обозначение цивилизационного,
социокультурного и наднационального про-
странства, охватывающего около трети миллиарда русско-
язычных людей или почти каждого двадцатого жителя пла-
неты, обладающих духовными и ментальными признаками
русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире.
Такая официальная интерпретация «русского мира».
Современная же трактовка этого понятия включает
в себя не только 300 миллионов человек, говорящих по-
русски и интересующихся русской культурой как в России,
так и в русском зарубежье.
Президент Путин и патриарх Кирилл под идеей объе-
динения всех, кому дорого русское слово и русская культура,
где бы они ни жили — в России или за ее предела-
ми — предусматривают объединение России, Беларуси
и Украины в единое «духовное пространство». Под этой
благозвучной
вывеской кроется идея лишения Украины
ее государственности и независимости.
– Вы хотите сказать, что «русский мир» перестает быть
только «российским миром» и проектируется как определенное
цивилизационное пространство, где украинцы
должны быть обязательной неотъемлемой составляющей?
– Именно. В настоящее время концепцию «русского
мира» в России очень часто рассматривают именно как ци-
вилизационную. В этом смысле в представление о «русском
мире» входят: во-первых, православие; во-вторых, русская
культура и русский язык; в-третьих — общая историческая
память и общие взгляды на общественное развитие.
– Позвольте уточнить, — вмешался Ольгерд. — Право-
славие вполне могло бы быть мотивационной базой, если
бы в России имелось православие с позитивной ориентацией
на будущее, а не фундаменталистский его вариант
с представлением о «врагах, служителях антихриста»,
с агрессией против неправославного Запада, с поддерживаемым
церковью папизмом. Этому я посвящу главу
в «Верующем в бога…»
– Если говорить об исторической памяти, — продолжила
Лена, — российская история — это история государства,
а не общества, история побед, а не поражений.
В этом смысле все, что выпадает из этого исторического
контекста, оказывается за пределами исторической иден-
тичности России.
Важнейшие момент возникновения «Русского мира» —
создание русского государства, историю которого Россия
вынуждена была редактировать много раз. Первоначально
имперской редакции подверглось непосредственное рож-
дение России из монголо-татарского ига, что произошло
еще во время формирования единого государства Российского
с начала XIV века. Здесь возникает простая и
неприятная
для России дифференциация: Киевская Русь
как не покорившаяся монголо-татарам была уничтожена
в XIII веке, а Московская Русь как покорившаяся монголо-
татарам получает шанс на создание своего государства
в XIV веке.
Однако, чтобы не называть этот период рабской покор-
ностью российских княжеств в составе чужого государства,
в российской истории используется уникальное определение
— «монголо-татарское иго», которое якобы преодоле-
вается возникшим российским государством. То есть раб-
ской покорности как бы нет, а государство как бы возникает
в борьбе против ига на фоне побед над монголо-татарами.
Здесь в российской истории возникают даже сомнительные
исторические эпизоды, например, Куликовская битва.
Западным историкам вообще непонятен смысл слова
«иго», они применяют термин «набеги» монголо-татар.
Если коротко, не вникая в термины и исторические коллизии,
Российская империя родилась из Орды, где чужое
рабство было заменено на свое русское.
Вторично российская история подверглась марксист-
ко-ленинской, а по сути сталинской редакции, где было
признание права российских народов на самоопределение,
и их история была включена в контекст истории России.
Это было сделано формально, но тем не менее эта редакция
расширяет историю «русского мира» до истории народов
России.
Третий раз историю своего возникновения Россия вы-
нуждена была редактировать после распада СССР, когда
многие народы, в частности Украина, вышли из состава
Советского
Союза и перестали быть территорией исторического
единства с Россией. В это время история других
народов России снова затеняется историей «Русского
мира». С момента крушения СССР история третий раз
переписывается
— исчезает термин «Киевская Русь», по223
является термин «древнерусское государство», где затем-
няется момент принципиального различия между свободо-
любивой Киевской Русью и рабски покорной Московской
Русью. Иначе говоря, история России снова становится
имперской.
Именно два этих неприятных исторических обстоя-
тельства — происхождение России от Орды и невозможность
признать Киевскую Русь своим прародителем,
а Киев «матерью городов русских» — и лежат в основе исторической
травмы российского самосознания до сегод-
няшнего времени, создавая у россиян, даже знакомых с пе-
ревранной версией истории, комплекс исторической
неполноценности.
«Русский мир» в историческом плане — это концепция
вранья, громоздящегося на более раннем вранье, и поэтому
постоянно генерирующая комплекс исторической непол-
ноценности и агрессии, особенно по отношению к Украине.
Россия как бы мстит в настоящем времени Украине за то,
что не она, а именно Киевская Русь выбрала погибель вме-
сто рабства, за то, что сама вынуждена была создавать свое
государство, не преодолевая рабскую покорность, а придумывая
сомнительные героические сражения.
Именно поэтому влияние писаной в России истории на
историческую память россиян является уникальным. Исто-
рическая память русского народа постоянно переписывает-
ся, редактируется, изменяется и откровенно перевирается.
В этом смысле историческая память как основа исторической
идентичности «Русского мира» постоянно меняется
в угоду политической конъюнктуре.
Леночка перевела дух, а Олег подвел черту:
– Люди убеждены, что все беды происходят от злой
воли богов, тогда как зачастую сами смертные гибель судь-
бе вопреки на себя навлекают безумством.
Ольгерд вставил свою реплику:
– Это только поверхностный анализ, но можно с уве-
ренностью сказать, что самым большим безумством стало
превращение коммунистического атеизма в религию наизнанку,
компартии в церковь, а оппозиции в еретические
секты. Это тема еще та!
Разговор затянулся до глубокой ночи, и Беатрис
с Паолорешили
попрощаться, поблагодарив собеседни-
ков за откровенность
и готовность к сотрудничеству.
«Чем черт не шутит, — подумал Ольгерд, провожая гостей
к выходу, — может, и удастся сварить кашу с этими “свято-
шами”. Попытка — не пытка, а там видно будет».