Бездарная старость

Марта Дорофеева
С тяжелым сердцем Иван шел к своему другу, но ничего лучше придумать не мог.  Он собирался попросить у друга убежища. Жизнь дома с дочкой становилась день ото дня невыносимой.
Как же он раньше не замечал , что у него абсолютно  опустившаяся дочь, а ей ведь уже 50 с плюсом и она никак не  повзрослеет, и не остепенится.
Курит, пьет, нигде не работает и  в квартире бардак, еду не готовит, да и из чего ей готовить. Одним словом форменная тунеядка.  К ней приходят в гости сомнительные мужики и бабы с бутылкой спиртного и с булкой хлеба на закуску. Как пахнет колбаса они давно забыли, не только  ее вкус.
 Разные эмоции переполняли Ивана, созерцая эту картину от гнева до жалости, но чем он мог помочь или исправить ситуацию не знал. Дочка психологически изматывала его. Может  ли он долго  нести  это тяжкое бремя ,свалившееся на него в конце жизни ?!
Наверно  никогда б Иван не узнал об этом печальном факте, если бы не катастрофа в его жизни.
Он похоронил уже двух жен, самому шел 88 годок. Дочку родила ему первая жена, а со второй они жили в гражданском  браке и детей совместных  не нажили.
Иван  всю жизнь морячил, в последние годы перед пенсией работал боцманом на рыбацких сейнерах. Работа тяжелая , но денежная. В 1987 году ушел на льготную пенсию, но продолжал еще работать. Бог дал здоровье и физическую силу ,и даже в свои 88 лет он выглядел и чувствовал себя  минимум на 72-75  лет.
Деньги со второй женой Наденькой вкладывал в ремонт ее квартиры, не жалел  для нее ничего, покупал дорогие подарки и все заработанные деньги отдавал тоже ей.
Наденька тяжело заболела и он ухаживал за ней , заботился как о себе. И в суете как –то не подумал, что если она умрет  раньше его , то он в квартире останется ни кем. У нее были родственники , но Иван  не придавал этому никакого значения.
И вот она умерла, и он остался один  в  двухкомнатной квартире с шикарным европейским ремонтом, но не прописанным и без приватизации.
Супругу похоронил сам , никто на похороны из родни не приехал, хотя он сообщил всем о смерти.
А когда после 40 дней начал разбирать  семейные архивы ,обнаружил завещание на одну из сестер Наденьки.
Квартира и все нажитое имущество за 40 с лишним лет Наденька завещала своей сестре. Ни копейки  Ивану, ни даже веника у дверей.
Можно было судиться с наследницей и соседи б подтвердили , что Иван жил с Надей душа в душу. Не пил, не курил, всегда дом был полная чаша, и вдруг от этой чаши у него не осталось в руках даже ручки.
Целый год Иван прожил  в квартире один .  Раз в неделю приходили  навестить кто – нибудь из друзей. Выпивали самодельного винца под незатейливую закуску и долго вспоминали прошлую жизнь.
А вспомнить  было чего. И годы жизни до перестройки и послеперестроечную жизнь, которая у  многих совпала с  возрастным кризисом и перемены  переносились наиболее тяжко, в зрелом  возрасте адаптироваться к переменам  сложнее , чем приспособиться  молодым , роптали о своих искалеченных судьбах.
И вот через год  приехала родственница Нади и потребовала ,чтобы Иван выселился в 24 часа из квартиры и отдала ему всего лишь один диван из имущества.
Если  Надя не позаботилась о своем сожителе за эти годы и не завещала ему даже три квадрата, то с какой кстати сестра должна выделять ему комнату ,чтобы он  дожил свою жизнь  с крышей над головой. У него есть дочь ,вот и пусть катится к ней.
Думал ли Иван о таком итоге  в конце своей жизни?! Наденька , его любимая Наденька оставила его без копейки и без угла.
А ведь она могла в завещании сделать оговорку, что сестра вступит в свои права наследницы после смерти Ивана.
Вот к чему приводит бездумье и беспечность. А у дочери жизни нет , пьянки и попойки в квартире просто невыносимы. Квартира эта Ивана, но он не мог выставить дочь за двери, как его самого выставили недавно. Совесть не позволяла.
Дочь стала подбираться и  к пенсии Ивана. Ей   он мог дать отпор, но приходила гоп-  компания и мало ли что у пьяных  на уме.
Да и как можно жить день и месяц, и год в доме без уюта, комфорта и надежных, доверительных  отношений.
Оказалось ,что они с дочерью чужие люди и она  не позаботилась раньше , и сейчас не заботится о старом отце, как в прочем и Иван в погоне за деньгами для угождения запросов любимой женщины ,не интересовался жизнью дочери до поры, до времени. А долг платежом красен.
Иван шел к другу просить убежища. Друг жил в трехкомнатной квартире с сыном  ,почти  пятидесятилетним  оболтусом. Сын попивал и прогуливал работу , но не курил, а Иван не переносил табачный дым. И друг как –то с сыном все же справлялся, и не разрешал водить разных бомжей домой, а вместе они с сыном справятся , надеялся Иван.
Главное только  разрешит ли друг Ивану поселиться у него в одной из комнат ?  Друг тоже овдовел год назад , и он  также заботился о  лежачей  и  больной  жене почти три года. В чем –то их судьбы даже похожи.
Горе объединяет людей и хотя другу 78 лет , но все равно это  зрелый возраст. А с 76 лет считается даже старым по новым государственным расчетом для выхода на пенсию.
Старый значит мудрый или не обязательно ? Много ли мудрости  его научила жизнь , если он допустил такую грубую  ошибку и его обвела вокруг пальца любимая женщина ?! Как же жить на свете , если никому нельзя довериться !
Что они сделали с другом неправильно, если допустили промах в воспитании своих детей ? А что делали их жены , только зарплатой руководили и тратили деньги ? Да и то неумело.
Осталось только познать еще одну истину в жизни  : « Друг познается в беде» ?
Была-  не была, Иван  облегченно  вздохнул, и уверенно зашагал в сторону дома друга.