продолжение

Джаанбек
Картина автора . - Свет над символом Карабаха -


Шел 24-й день войны , очередной войны карабахской . Артуру удалось посмотреть видео , с последней войны прошло уже около 30 лет почти , современная жизнь уже позволяла наблюдать войну через смартфоны , видео различные на Yuo Tub , общаться с жителями Карабаха непосредственно , знакомыми , родственниками . Интернет работал , несмотря на бомбежки и артобстрелы современными средствами артиллерии . На видео , выставленным на You Tub , он сразу заметил свой дом , здание , где находится его квартира . И мощный взрыв возле него . Происходящее как будто шло неким диссонансом к жизни , что текла рядом . Ему казалось , что он одновременно пребывает и там , где он вырос и знал каждый метр , где идут военные действия и катастрофические бомбежки , и здесь , где за окном в 20 шагах находится дом сказочника барона Мюнхгаузена . Потом увидел на видео людей в подвалах , именуемыми иногда бомбоубежищами . Дух людей , в основном женщин , пожилых бабушек и детей поражал . Хотя не ему ли знать об этом , но все равно , в отличие от прошлой войны с теми же азербайджанцами , нынешняя сплоченность была выше и показательнее . Сейчас шла война с гораздо более совершенной техникой уничтожения , вдобавок к ней подключились турки , понятно , что на стороне собратьев азербайджанцев , плохими вояками как таковыми .
Он сразу начала вспоминать первую войну , в начале 90-х . Она продлилась долго , годы . Закончилась лишь перемирием в 1994-ом .
Ту войну успел потрогать и прикоснуться к ней . Но потерял родных и друзей . Да любая смерть была близка все равно .
Вспомнил рассказы близких и просто знакомых про опять же период пребывания в подвалах , ибо были бомбежки лютые . И никакой связи , никаких видео выставленных в интернете , никакого интернета . И скудное очень снабжение всем .
Но народ успевал даже шутить , а в перерывах между бомбежками из системы Град ( нечто вроде катюш так называемых ) , девушки успевали нанести макияж и выйти прогуляться . Какая -то журналистка из России после этого написала , что такой народ невозможно победить просто .
Его мама , Артура , рассказала эпизод , имеющий некий знаковый оттенок .
Нужно было дойти до туалета ей , соответственно , из подвала подняться на 4 этаж , в квартиру их . Но так как непонятно было когда конкретно начнут палить из системы "Град " из соседнего города , который был на высоте недалеко и оттуда их город , столица Карабаха , лежал как на ладони . Поэтому обычно просили кого -то сопроводить , чтобы могли караулить момент запуска снарядов , и быстро предупредить человека в туалете самом закрытом .
Вот я захожу , значит , - рассказывает мама , и через секунд 20 уже друг нашего младшего брата , который караулил как раз , орет - идут !
Я выбегаю , продолжает мама , ничего не успев , а этот друг брата и сосед  , добавляет уже , что он ошибся , ему показалось , что пошли ракеты , а это просто на стекле двери балконной блеснул свет откуда -то и он принял это за вспышку огня ракеты летящей .
Ничего не поделаешь , мама снова заходит в желанный туалет . Тот остается караулить по- прежнему .
И снова крик , мол летят . Надо же успеть добежать до подвала , поэтому мама в очередной раз вылетает с туалета , ничего не успев .
Но ему оказывается , другу , опять показалось .
Ситуация вроде трагическая , но одновременно комична , мама Артура осознает это , но чуть позже . А на тот момент было не до смеха , конечно .
После 4 раза , она плюет на предосторожности и остается в туалете , за неимением выбора , если можно так сказать .
Но ему , сыну , она рассказывала это со смехом , когда он приехал чуть позже , после захвата этого соседнего города , с которого велся ракетный обстрел . Правда , самолеты еще летали и бомбили , что было страшнее , ибо бомбы пробивали дом и доходили до подвалов тоже . Летали на подобных бомбардировщиках советские летчики , в основном русские или украинцы . Полет такой стоил где-то около 5 тыс. доллларов , признавались некоторые , после того , как их сбивали армянские ПВО . То есть это были наемники , которых покупал Азербайджан .
За них воевало достаточное количество наемников , даже их официально закупал , если так выразиться , глава Азербайджана . Пригласил порядка 1500 моджахедов из Афганистана , так сказать , за братьев муслимов сражаться , плюс бонус деньгами . Воевали за азербайджанцев и чеченцы , сам Басаев принимал участие , потом , после взятия этого соседнего города , бежал , но высказывался уважительно про армян как воинов . И бывшие советские офицеры и солдаты , в основном из русских и украинцев . Тоже за деньги , не брезговали , когда сбрасывали бомбы с самолета или артиллерийских установок на мирные города , может и крестились даже при этом , хотя убивали христианских людей . Деньги не пахли , видимо .
Отец Артура рассказывал  про обстрелы ракетами и случай один при этом . Рассказывал без надрыва в голосе , даже скорее с нотками обыденности , мол , видишь , даже такое случалось .
Он стоял на балконе , ждали обстрела , с балкона можно было видеть тот соседний город , откуда шел ежедневный обстрел  , где , кстати , провел в детстве более года , жил , сам Артур , у дедушки с бабушкой  .
Потом не заметил начала запуска ракет , огней , а успел увидеть как рядом где-то прилетел снаряд . А по улице шла знакомая много лет почтальонша , и как от разрыва оторвало её голову и она покатилась на некоторое расстояние от тела самого . Рыжеволосая голова нашей почтальонши .
В обычной мирной жизни это была бы катастрофой , об этом говорили бы , обсуждали и рассказывали . В той жизни надо было просто бежать до подвала , и благодарить судьбу , что успел и сам спастись .
Людям показывалось некая изнанка самой жизни , где ты должен вроде остаться тем самым человеком , обычным из социума , где иные ценности и приоритеты , где иной взгляд на жизнь как таковую . Где сам человек , тело его , вовсе не инструмент , который так вот на ходу может сломаться ужасным способом . Там все живое , и его уничтожают перед твоими глазами , анатомическим , как бы, способом .
В это же блокадное время люди нуждались в той же питьевой воде . Надо было идти за ней к родникам в городе и набирать там воды . И таскать на себе до дома . Он как-то прочел короткие высказывания некоторых людей , в ту пору бывшими детьми , как они ходили за водой той самой . Именно в то время .
Как они таскали ведрами , у кого были большие бидоны , то помогали таскать бидоны эти родителям . Через город , издалека , выбора не было особого .
Как описывали свое состояние , когда во время  таких походов за водой начинались артобстрелы или падали бомбы . И скудные порции очень темного- темного хлеба , которые выдавались .
Но упорство , присущее карабахским армянам  , брало вверх .
В эти дни погибла его двоюродная сестра , красивая молодая , мама двоих малышей . Она во дворе развешивала белье , и не успела добежать до подъезда , её сразило осколками насмерть .
На похоронах её отец Артура произнес некую отчаянную фразу - если убивают такую красавицу , значит нет никакого Бога . 
А папа девочки продолжал сидеть во время обстрелов в комнате , где лежала его мама , неподвижная и лежачая  , бабушка Артура , когда -то станцевавшая на балу в Москве с Николаем 2 - императором России . Он не мог убегать вместе с остальными в подвал , ибо никак не мог оставить мать свою одну .
Это были будни войны , конец 20-го века



Продолжение следует