Художник Олег Теняев

Александр Курушин
     Впервые мы увидели его на Академической даче художников, в Вышнем Волочке. За мэтром тянулся шлейф поклонников и поклонниц, небольшой, человек в пять. Девушки выстраивались с этюдниками цепочкой и рисовали, подражая мастеру.
     Пейзажи, портреты этого художника удивительны. Крупный, смелый, смачный  мазок, переливающийся красками по мере движения этого мазка. Разливы цвета скрывали рисунок, но глубокое знание перспективы, анатомии человека, цвета, было безукоризненным, что дается особым видением и десятью-двадцатью годами работы.

     Простота поведения Олега, простота одежды без галстуков, бабочек, беретов и колец с зелеными камнями, и даже разговора – без показухи, показывают скромность. Он не выпячивает себя, как какого сверхкультурного человек, при этом не принижает своего художнического уровня…   Маленький художественный грех, но это потом… 


1. Начало творческого пути художника Теняева


       Родился будущий художник  в 1960 году. В детстве  Олег жил  в небольшом уральском поселке Широкая речка.  Олег ездил в детскую художественную школу Свердловска, а потом поступил в Свердловское художественное училище. До сих пор в своей мастерской Олег Теняев с признательностью листает альбом Г. С. Мосина, одного из заслуженных уральских живописцев, добрым словом вспоминает любимого учителя, а также его коллег: В. Д. Сыскова и Г. С. Метелева. Все трое были выпускниками ленинградской Академии художеств, и вполне закономерно, что мечтающий о профессии художника Олег сразу после армии поехал в Ленинград поступать в Академию. Это учебное заведение, которое конкурирует с Суриковским Институтом в Москве.
       Здесь, где переплетаются дороги и тропки, берущие начало из самых разных концов нашей страны, его ждал многими поколениями опробованный путь: подготовительные курсы, конкурс, поступление. Учебные постановки, пленэрные поездки, работа в мастерских. Учителя: Е. Е. Моисеенко, П. Т. Фомин, С. Д. Кичко, В. В. Загонек. Товарищи по учёбе, общение с которыми будет служить поддержкой и после окончания Академии.
      Сейчас он живет в Санкт-Петербурге. Мастерская на Фонтанке. Там, в Питере у него друзья: Владимир Кожевников, Туман Джуманбаев, Владимир Баженов,...
   Там он окреп и сформировался как видный русский художник.  Его стиль – это сплав лучшего, что есть в русском реалистическом искусстве – здесь и И. Левитан, и Архипов, и конечно же Е. Моисеенко и все его учителя. Главное в его творческих планах – картина, но для написания картины он пишет десятки больших солидных холстов, которые нет силы назвать этюдами, поскольку это интересные, законченные произведения.         



      
2. Апокрифы  художника Теняева

     Помню, как друзья провожали его в Гурзуфе на самолет в Питер. Знаменитого гурзуфчанина провожали часа два. Возле каждой машины, стоящих вдоль дороги, друзья останавливались, раскладывали закуску на капоте, пили водку и славословили что есть мочи. По простому, однообразно, но с душой.
          Приехать в Гурзуф и спросить « Вы не знаете, Теняев здесь» - это больше, чем предъявить удостоверение члена Российского союза художника,  с которым можно бесплатно войти во все музеи мира.
       Немалую роль в формировании узнаваемости живописи Олега Теняева этом играют постоянные поездки на пленэр. Палитра художника высветлилась, краски стали более чистыми и звонкими, мазок широким и свободным. Всё более часто у коллег и зрителей напрашивается сравнение теняевских работ с произведениями Константина Коровина, пожалуй, самого известного русского импрессиониста «серебряного века». Сходство это усиливается и общностью мотивов. Летом Олег Теняев работает в Гурзуфе и в буквальном смысле ходит по стопам Коровина.
        Приехал я в том 2010 в Гурзуф в дом творчества, который когда-то Коровин подарил русским художникам, понадеялся на удостоверение.    А вот в Коровинском доме дали от ворот-поворот  – погнали – русские тут уже не хозяева. Хорошо, договорился с одним заслуженным художником Украины, и он  согласился подержать работу у себя.    Это была работа, которую я написал в Севастополе, размером метр на метр.  Когда писал – уже знал, что назову: «Здравствуй НАТО и прощай». Но с вывозом решил подстраховаться - знал, что таможенники злые в Хохляндии. Не рискнул сразу через границу везти, не имея никаких на неё документов, чтобы не нарваться.
       Через неделю, расправившись с делами в Москве,  я вернулся в Крым.
      Тут уж поселился официально в дом творчества Коровина, отдал по 700 рублей за день.    Поработал,  шлепнул  3 удачных этюда.  За картиной. Получил бумагу-оригинал, с печатью, в корой было написано, что такой-то сам написал такую-то работу, которая принадлежит ему и ценности как произведение искусства не представляет.
      Еду на поезде самоуверенно, хоть и в потертых штанах, но с ксивой в кармане и бумагой, подписанной директором дома творчества им. К.А.Коровина.  И вот Харьков, граница Украины и России. Пол-первого ночи. Пассажиры стрёмно сидят, послушно показывают паспорта, ждут приговора. В вагон ввалились два толстых таможенника с желтыми петлицами в суконных пальто. Тренированным глазом они тут же увидели угол картины и прогудел: «Что это?»  Я смело вынул приготовленную бумагу, с печатью, как положено. Но нет, друзьям это было не интересно. Они привыкли получать отступного.
       Можно потом уже вспомнить, как Наталья Семеновна Богородская, посмотрев на мрачную картину «Здравствуй НАТО и прощай»  скривилась: нет барашков на море. Это твоя работа??? Нет, без барашков не возьму».
         И вот недавно Олег решил переехать в Москву. Сменить обстановку. Если в жизни перелом, кризис, то москвичи мечтают в Питер, найти там спокойствие, а питерцы – в Москву, найти здесь счастье. Художнику переехать – мастерскую нужно получить. Как? Для начала получить признание в организации под названием МСХ – Московский Союз художников. Теняева в Москве не знают. А Олег представляет, что Председатель МСХ, Глухов, только увидев знаменитость, тут же мастерскую найдет, решение примет. Нет – первым делом Виктор Александрович спросил – сделаете выставку в Старосадском? Но нужно 70 тысяч заплатить, за неделю. Олег обиделся. Свою выставку, которую он привез в ЦДХ, он называл не меньше, чем Вторая Третьяковка. Дело не в 70 тысячах, а в уважении.
    И вернулся Олег Теняев в Питер, а картинами завалил мастерскую Бато, другого нашего звездного художника.
      Теперь  издалека, по скайпу Олег говорит:  – Меня Андрей Подшивалов в артисты хочет сагитировать. Но я художник пока. Он сам художник, но в его картинах много лишнего. Да волки напали на подводу, но зачем гармошка, зачем лапти?  Тема должны быть вечной. Это рождение, свадьба, смерть. Это мой второй постулат. А первый ты помнишь – «Есть картина – есть художник, нет картины – нет художника». А возьми Нестеренко, это племянник нашего Карцева. Написал картины о Сирии, по заказу. Не душой.
     Теперь третье: художник должен нести идею, мысль. Всё должно работать на идею. На раскрытие сюжета все должно работать. Но сразу. Ничего лишнего не должно быть.
4. Картина должна быть красивой уже за 200 метров от нее. Чтобы люди бежали. А уже потом детали рассматривали.
5. Литературы должно быть ровно столько, сколько надо, не больше, не меньше. Картошку по отдельности писать не надо.
 

   
                3.В Балаклаве у Саши Лохтенко


       Теняев пишет этюды на открытом воздухе, широкой кистью, в свободной манере, особое очарование которой состоит в лёгкой незавершённости. Для непосвящённых стоит отметить, что это впечатление лёгкости обманчиво. Не тем, что требует невидимых усилий, а тем, что малейшая неточность или фальшь превращают полотно в ученическую неуверенную работу. Такая техника живописи, при которой холст «дышит», а краски сохраняют свою свежесть, требует уверенной руки и тонкого чувства меры.
           И все-таки лирике и философии живописец предпочитает динамичные, жизнеутверждающие мотивы. Осенью он радуется богатым золоту и пурпуру увядающей листвы, зимой —  снежному наряду, весной — вольному цветению природы, искрящимся голубым подснежника, а летом — обилию зелени и цветов. Цветы оказываются главными героями его работ. Именно героями, а не частью натюрморта. Вот стройные люпины неожиданно украсили придорожную лужайку. Ромашки заполонили собой все и вся, и лишь приглядевшись, понимаешь, что они стоят в сверкающем ведре. Вот репей вырос, никого не спросясь, посреди поля и горделиво вознес свои пуховые головки выше всех к самым облакам, а вот и мощные подсолнухи, в изнеможении склонившие свои отяжелевшие головы, но все еще радующие нас солнечным теплом.
      Жизнелюбивому, с подвижным темпераментом Олегу Теняеву как нельзя лучше удалась работа в Крыму, на Черноморском побережье, куда он ездит уже не первый раз. Изобильная южная природа щедро предоставляет натурный материал для художника, а яркое солнце заставляет звучать в полную силу все краски. Здесь появились реалистичные и в то же время очень декоративные теняевские натюрморты. В этом жанре прежде, чем написать натуру, не менее важно, ее хорошо поставить. Олег делает это так, что в его натюрмортах практически отсутствуют тени. Зато с предельной силой используются возможности цвета. Спектрально противоположные цвета (красный и зеленый, желтый и фиолетовый), положенные рядом, усиливают друг друга. Их звонкий контраст в «Натюрморте с арбузом» (2004) помогает достичь ощущения свежести сочных фруктов. «Натюрморт с дыней», напротив, построен на сближенных тонах и игре рефлексов. Красно-коричневые, охристо-желтые, зеленовато-коричневые и бардовые пятна передают привлекательность трапезы в разгар южного жаркого дня.
    Есть такая замечательная точка в Крыму для художников – это трехярусная мастерская в Балаклаве, которую построил и тащит на себе все заботы крымский художник Саша Лохтенко.
    Олег Теняев каждую весну приезжает туда и отогревается в солнечных лучах и лучах славы до осени. Когда он был в форме и были деньги– вино лилось рекой. Самый любимый его напиток в Балаглаве -  Инкерман. За один этюд местный магазин приносил Олегу ящик «Инкермана» самого лучшего сухого красного вина. Отоваривал Олег его не отходя с дивана. Поэтому диван Саши Лохтенко был уже с провальными промоченными винными дырками.
     На забетонированной площадке под виноградником Саши Лохтенко открывался прекрасный вид на Балаклавский залив, на ней гости ставили этюдники и писали вид на бухту, на завод подлодок, лягушачий пляж, замок князя Юсупова, превращенный в городской туалет.
      Олег обычно набирал эмоции для создания следующей картины, потому что без картины художника быть не может. Ему нужны модели – эти модели рождаются на диване по Инкерман.
      Наблюдая эти диванные картины, его товарищ по кисти написал картину « Судьба художника». Диаметрально на картине показан Президент Академии РАХ Зураб Церетели с фонарем в руке, и художник с котом, прячущийся от Президента за железным рельсом.
     Но хватит сарказма. Теняев – это высокая культура художника…  И поэтому высокая человеческая культура.  И смелость разговора. Когда начинает говорить, смело, непредвзято, и никто ему не может лишнего слова сказать. Нужно только ловить взгляд, мысль, и ты становишься поклонником его таланта, его мастерства.


4. На Академичке

        Маленькой компанией, в самом начале весны, мы достигли Академической дачи на полуострове, который омывается обводным каналом Вышневолоцкой системы из Греков в Норманы. Дело было ночью, и небо было усыпано звездами дальних планет и солнц.
     Ехали мы на поезде Москва-Санкт-Петербург с технической остановкой 49 минут на станции Крюково. А от Вышнего Волочка привез на Академичку нас таксист Миша из Солнечной за 350 рублей.  Только одно окно – мастерская горела, когда мы приехали на такси.
     На следующий день, как раз в день Международного праздника 8 марта, который основала Роза Люксембург, приехал и Олег Теняев, в сопровождении верного друга, Санчо Панса, по кликухе Колян.  С ними было два рулона холстов, коробка маслянных красок самого лучшего Питерского качества.  На столе стояли 5 или 10 бутылок водки «Русский путь». Олег Теняев уже тепленький. Коньяк пить вредно, водку полезно – была установка в тот год.   У друга Теняева, Коли Сухорукова, или Коляна - салон в Китае. Как он раскрыл свою технику, он пишет пальцем до того момента, пока на холсте не проступит душа.
     За столом художники Алексей (из Екатеринбурга, учился вместе с Теняевым) и Сергей из Сергиева-Посада.    Алексей Малых-Васильев, член Союза художников С-Петербурга с 2003 года, первый раз на Академичке!  Тоже самое и Сергей из Сергиева-Посада.  Они знают Теняева, а вот Сидорова Валентина Михайловича – нет, хотя тот был  Председателем Союза писателей России в течении 20 лет.
        Поселился Олег с Коляном в 6 мастерскую, где года 3 назад жил и работал Григорий Чайников, о чем свидетельствует мемориальная доска.     Теняев дружил с Григорием, говорили они на одном языке и манера письма у них был близкая, русская, реалистическая.
      Товарищи Олега, алканавты- Аргонавты из Питера: Кожевников,  Туман Жуманбаев в тот раз не  приехали,  так что пустынная была Академичка, и только в бане собираются художники и наследники академиков со всей окрестности.
     После посиделок с местными олигархами, приезжающими в субботу и в дни праздников в баню, Олег посидел, обсудив, какие должны быть подруги у художников, как они должны выдавливать краски на палитру мэтра.  После этого Олег с друганами пошел париться в баню.  Посидев еще в гостевом отделении с художниками, приезжающими с обоих берегов широкой реки  и выпив за красоту женщин.    «Коньяк пить нельзя, а водку – полезно» - еще раз заявил Теняев, Олег двинулся в парную. Тут он и поскользнулся и упал головой об пол. А пол бетонный.    Мы его подняли с «внуком Ливитина» и посадили на кресло.
        Через минут 15  мы стали его одевать.  На голое тело с трудом налезал ь комбинезон, который ему купил Колян, а в процессе упаковки тела в комбинезон, оказывается, выпали и зубы.  Но это было обнаружено потом, когда мы пришли-приползли в 6-ю мастерскую. Но нам повезло – зубы нашлись. Лежали под «креслом». Замшевая куртка тоже осталась в бане.
      Вот тебе и баня. Вот тебе и выход из бани. А тетки (одна из них была жена Кугача) радовалась, заливалась смехом от счастья, когда Олег Теняев полз последние несколько метров в мастерскую.
      Они просто падали от смеха от радости, когда увидели, как в день 8 марта нализался Олег Теняев, известный художник и конкурент их Кугачам, не ставящий ни во что творчество их мужей. Смеялась невестка Кугача и дочка Ткачева. Два мужика ползли по снегу, и две зрительницы держались за животики, Так родилась картина «Пробуждение весны», которая сейчас в Русском музее.
5. Рождение картины  «Пробуждение весны»
      В ту зиму снегу на Академичке выпало с метр высотой. Так что разбитый Москвич 1979 года выпуска, с двумя рулонами Репинского холста и ящиком краски достиг этого чудесного уголка Тверской губернии только вечером 8 марта 2013 года. Машина привезла уже изрядно тепленькое светило Санкт-Петербургского художественного бомонда, Олега Теняева, а за рулем был его верный Санча-Панса, по кличке Колян (Николай Сухоруков).
      Два ряда мастерских встретили жалобные сигналы «Москвича» полным молчанием. Только одно окно ярко горело на фоне мрачных кубов мастерских, спроектированных в 60-е годы под руководством ленинградского художника Федора Васильевича Савостьянова.
     Место Академички намоленное, еще в 19 веке сюда начали ездить студенты Академии живописи, и несколько раз жил и работал И.Е.Репин. Вот почему и называется это благодатное и такое вожделенное место для художников «Академическая дача имени Репина».
      Навстречу Москвичу из мастерских выползли всего несколько человек, но среди них 2 девушки, которые, конечно же являются в этой среде и музами, и грузами, и предметами вожделения, и средством тренировки в остроумии.
      Баня на Академичке – это точка притяжения всех обитателей близлежащих деревень, склонных к творчеству, или считающих себя таковыми. С необязательной бутылкой водки они подтягиваются к 17 часам, когда женщины уже сняли стресс и уже стоят возле барака за трапезой на морозе. Одна дама, любительница, как оказалось, пения, из Саратова, и еще одна, из Подмосковья, из ленинских горок.
        Так что совсем скоро в мастерской номер щесть, на стене которой висит деревянная мемориальная доска «Здесь жил и работал художник Григорий Чайников» были установлены два длинных стола и выгружена богатая закуска.
       Баня на Академичке знаменитая, на одной ее стене еще хорошо просматриваются мозаика, выполненная, как минимум народным художником СССР.  Рыбки и даже крокодилы, лягушки и заросли водорослей.  С другого бока бани постоянно добавляются стаскиваемый сюда  багет, рамки, подрамники, которых еще надолго хватит для доведения до нужного градуса парной.
       Знатоки парной капают специальный растворы и доводят пар до такой температуры, что не свои сползают с верхней и даже со второй сверху скамейки.
          - Давай Саша, давай, - терпеливо дрожал великий художник.
       А ведь совсем недавно он приезжал сюда в окружении своих учеников, поклонниц и дам аж с Риги и Крыма. Они выстраивались гуськом и повторяли каждое движение маэстра. А маэстр выходил на пленер каждый свободный час. И только в двенадцать ночи начиналось успокоение и начинался запой.  А сейчас запой начинается с утра.  Это формирует картину «Судьба художника». Действо разворачивалось на фоне исторической картины «Александр Суворов завоевывает Турцию». И прочный пакет с пятью бутылками водки «Пять озер».
      В большой нижней мастерской стояла и кровать, высокая, почти как перина. Специально, как память о Грише Чайникове. Гриша в свое время был центром притяжения художников. На окнах у него стояли самовары, а в глубине, на стенах – висели иконы.
      Провозгласив тосты за встречу, беседа начинается с рассуждения, есть ли в России художники. Или по-другому – почему в России нет художников.    Нет, ЦДХ в Москве увешан раскрашенными холстами. Но где картины? Олег провозглашает: "Есть картина - есть художник, нет картины - нет художников".  Вы идете в знаменитую баню Академички, чтобы прочистить, промыть душу, чтобы  прочистить глаз художника, чтобы сродниться с русским березовым веником, и окунуться в прорубь великой Мсты.
    Дешевые недоработанные этюды, даже в шикарных итальянских рамах не убеждают. Одно и то же. При этом на фуршетах коньяки льются рекой и участники расхваливают друг друга не жалея слов. А реально имен нет. Даже академики показывают чахлые работы. Ладно академики, они уходят в прострацию. Выпускники Суриковского, над дипломными работами которых воркуют наши профессора - создают полный пшик. Время, что-ли, направляет "творцов" на раскраску ковриков? Общество потребления рождает раскрасчиков?  "Изы" от искусства плодятся, но это смотреть на них - только портить глаз и душу.

6.Теняев и цыгане

      Олег говорит: «Художник  должен зарабатывать.  А цыгане люди богатые».
      Олег уехал в Питер в свою мастерскую, уехал с москвичкой Светой, совсем недавно полковником медицинской службы, понимающей в вопросах стабилизации давления. Она также неплохая художница, и даже член Творческого Союза художников, возглавляемого Константином Худяковым, академиком РАХ. Олег задумал рисовать большое полотно: Богатый цыганский барон и танцовщица, молодая цыганка, которая под гитару ублажает старого породистого цыгана.  Картина получилась на славу, и как предполагает Олег, её купит Николай Сличенко и повесит её на большую стену в ресторане театра «Яр».
       Я тоже помню сцены из жизни цыган. Однажды когда ехал по Казахстану на болтающемся во все стороны поезде, то цыгане оккупировали половину  плацкартного вагона. Цыганки стирали платки и белье и устраивали непослушных детей спать, а цыгане забаррикадировались в нескольких отделах и играли в карте. Один цыган. Видимо продулся, вышел и на задумываясь заехал сапогом в лицо своей жене. Та только заскулила. Всё это происходило на глазах у многих пассажиров.
      Помню также возвращение на моем Форде из северного путешествия. Мощные фонари Форда высветили сказочные светящиеся фантастические картины, и мы остановили на ночлег. Утром оказалось, что это цыганский табор. Цыгане рассматривали и восхищались моими все-сезонными колесами, а маленькие цыганята попрошайничали. Вдруг главный барон завел свою Ниву. Тут же все цыганки закричали, и мгновенно стали запихивать всё свое барахло и детей по Нивам. Цыгане-мужики только посмеивались. Когда они решили, что моторы прогрелись, то не оглядываясь, дали по газам. Табор мгновенно скрылся из наших глаз.
 
2020 г.
(Использовал материл из книг о художнике Теняеве О.)