Генерал Крук и сражающиеся апачи. Плохая работа

Игнат Костян
– Лейтенант Алми убит! Алми убили!
– Что? Когда? Где?
– В Сан-Карлос! Его застрелил индеец. Там произошло восстание. – Эти возгласы словно осы разлетались по Форт-Уиппл, когда туда прибыл командир отряда индейских скаутов Эл Зибер.
Зибер быстро шагал по плацу, когда Джимми в числе нескольких мужчин бросились к нему с вопросами:
– Что случилось Эл? Алми убит? Не может быть?
Зибер ответил кратко:
– Да. В Сан-Карлос. Чан-дези (Длинное Ухо) стрелял в него. Чунтз,  Клай-бай-клай (Привязанная Лошадь) и Кочинэй тоже были там. Эта шайка Чунтза околачивалась возле агентства, по ночам пробиралась, туда, чтобы пожрать, или поскандалить по-пьяни. Тонто и явапаи планировали в этом месяце убить ряд белых из агентства, после чего смыться в горы. Но нажравшись виски в резервации, слишком быстро слились. Племенная полиция, конечно, сразу приступила к арестам вождей. Длинное Ухо даже чуть не пронзил копьем агента Ларраби, но один из юма помешал ему, вырвав у того копье из рук. В этой суматохе Алми и его люди начали сами производить аресты. Вот тут то Длинное Ухо и воспользовался моментом, он выстрелил в лейтенанта, а потом вместе с Чунтзом и Кочинэем скрылся. Ренегаты, вероятно, сейчас отсиживаются в каньоне Гила, но я думаю, войскам и полиции удастся выкурить их оттуда. Генерал уже отправляется туда.
Эл бросил взгляд на Джимми, поманил его к себе и спросил:
– Ты готов пойти на Апач (разговорное упоминание форта  – И.К.)?
– Да, мистер Зибер.
– Это хорошо. Джо Фелмер попросил меня присматривать за тобой. Я так думаю, что мальчику твоего возраста скучновато все время пасти лошадей, согласен.
– Конечно, сэр.
–  Генерал и кто-либо из нас завтра утром отправятся в Апач, чтобы разобраться с инцидентом. Им нужны лошади. Квартирмейстер мой хороший друг, и я просто намекну, что сейчас самое подходящее время послать туда группу, а вместе с ней и тебя. Это поможет тебе лучше узнать страну, а то скоро ты забудешь, как говорить по-апачски, если останешься здесь со своими лошадьми и заговоришь по-лошадиному.
– Я бы очень хотел поехать, мистер Зибер, – признался Джимми.
– Все в порядке парень. Микки Фри будет рад тебя видеть. Он спрашивает о тебе каждый раз, когда я его вижу.
Сказав это, Зибер поспешил дальше. Прекрасный человек этот Эл Зибер. Он говорил по-испански и хорошо знал язык апачи. Он жил среди апачей Белых Гор в Форт-Апачи и слыл большим любимцем тамошнего вождя Педро. Белогорские апачи прозвали его «Железный Человек». Он был могучего телосложения, сурового вида, немногословен, но в груди у него билось доброе сердце. На данный момент он исполнял обязанности командира отряда индейских скаутов из Уиппла и Кэмп-Верде.
Лейтенант Джейкоб Алми убит? Это была шокирующая новость.
Все любили первого лейтенанта Джейкоба Алми из 5-го кавалерийского полка.
С тех пор как он был поставлен надзирать за индейцами в резервации Сан-Карлос, то приобрел много друзей среди них, потому как при попечительстве использовал  твердые, но справедливые методы.
Генерал Крук, как всегда, был полон энергии. Он выехал рано утром на своем муле по кличке Апач с небольшим эскортом, в сопровождении лейтенанта Бурка, его главного помощника, и лично Эла Зибера. Джимми и пастух-мексиканец также сопровождали их, в качестве погонщиков стада  запасных лошадей.
Свободные от сбруи лошади шли хорошо. Путешествие в двести пятьдесят миль по самой суровой местности Аризоны заняло десять дней.
В пути мало кто говорил друг с другом. Генерал действовал с мрачной решимостью и в спешке. Форт-Апачи встретил их опечаленным видом.
Передав лошадей интенданту, Джимми заметил своего приятеля Микки, который сидел на пятнистом пони у загона позади плаца и широко улыбался. Он определенно обладал даром всегда быть под рукой.
– Привет, Мальчик Который Спит. Ты пришел сюда повоевать? – поприветствовал Микки.
– А что, Микки, уже была драка?
– Небольшая, в виде побега Чунтза и его людей. Но мы готовы идти за ними.
– А где Чунтз ?
– Он, Длинное Ухо и Кочинэй прячутся в каньоне Гила. Каньон глубокий, длинный и полный пещер. Если мы пойдем туда за ними, то будет бой. Хочешь еще один пещерный бой, Чими?
– Я бы хотел заполучить Чунтза и Длинноухого, – заявил Джимми.
– И я тоже. Тогда пошли. Скоро Железный Человек Сиби (Эл Зибер – И.К.) поговорит со старым Педро, и мы с тобой должны послушать, что они скажут. Сиби может говорить на языке апачей, но он не может говорить так быстро, как Педро, или как мы с тобой.
Совещание генерал проводил в штабе поста. На нем присутствовали майор Рэндалл и Эл Зибер.  Как выяснилось, на текущий момент в Сан-Карлос находились пятнадцать сотен пинал, аривайпа, явапаев и тонто. Многих из них в целях безопасности пришлось взять под охрану, потому как никто не мог предположить, чего можно было от них ожидать.
Пока Джимми разговаривал со старыми знакомыми, скаутами: Алчисеем, Нан-та-джи, Бобби-Доклини и рядом других, к зданию агентства подъехал мистер Зибер.
– Джимми, – позвал он, поманив его пальцем, – пойдешь со мной. Ты можешь мне пригодиться. И ты можешь присоединиться, если хочешь, – бросил он в сторону Микки. – Я иду говорить с Педро, – продолжал он по-испански, для того, чтобы Микки понимал, поскольку тот плохо знал английский. – Если Педро будет говорить слишком быстро для меня, я хочу, чтобы кто-нибудь из вас объяснил. И точно так же, если я буду употреблять слова, которых он не знает.
– Хорошо. Мы поговорим за тебя, Сиби, – ответил Микки.
Старый вождь койотеро или апачей Белой Горы – Педро считался, по мнению многих, самым мудрым и разумным вождем среди «ручных индейцев». Когда Эл Зибер и компания прибыли к нему, он сидел на одеяле в тени дерева возле своего дома. По возвращению из Вашингтона, где он был в составе делегации вождей племен Юго-запада, Педро построил себе дощатую лачугу,  ставшую его домом. Он по-прежнему носил белую рубаху, потерявшую белизну от времени. Несмотря на эту грязную, рваную рубаху, по своей стати он выглядел великолепно – харизматичный старый индеец, вне всяких сомнений.
– Добро пожаловать, Сиби, – молвил Педро, завидев подошедшего к нему Эла. – Садись, и мы поговорим. А кто этот мальчик, у которого одна нога короче другой?
– Он мой друг и друг Микки Фри, – ответил Эл. – Он был пленником Джеронимо и жил с Кочизом и Джеронимо. Потом стал солдатом и дрался в бою у пещеры с явапаями. Он храбрый мальчик. Нога стала короче из-за ранения.
– Это хорошо, – заметил Педро,– мы можем свободно говорить при нем. – Я знаю тебя, и я знаю эту дикую Рыжую Голову. Теперь, я знаю и этого другого. Я помню, кто он такой. Что ты хочешь сказать, Сиби? Тебя прислал Крук?
Все сели: Эл рядом с Педро, а Джимми и Мики чуть поодаль, как и положено в обществе вождей.
– Серый Лис разговаривает с майором Рэндаллом, – сказал Эл. – Это была плохая работа в Сан-Карлос, Педро. Ты мудрый вождь и знаешь апачей. Генерал Крук хочет сделать то, что будет правильным для всех апачей. Он желает мира, чтобы мы все могли жить вместе и процветать. Никто не может долго процветать на войне. Как лучше поступить с этими плохими индейцами? Можно ли их сделать хорошими?
– Давай говорить по-мексикански, Сиби, – сказал вождь Педро, – и, если ты или я будем употреблять непонятные слова, Рыжий или Коротконогий мальчик объяснят нам. Этот разговор должен быть очень ясным. Сейчас нет никакого другого способа сделать этих плохих апачей хорошими, кроме как убить их. Плохие индейцы не знают того, что знаю я.  Они не бывали в городах великого Белого Отца и не видели, насколько он могуществен. Я отдам Круку сто пятьдесят своих воинов, все они толковые бойцы. Пусть Крук отправит их в каньон Гила. Серый Лис храбр, и его белые солдаты храбры, но люди Чунтза пойдут туда, куда его солдаты не могут последовать, потому как сейчас лето, и они знают каждое место в каньоне и найдут, где спрятаться. Но мои апачи найдут их и убьют кого-то из них. А потом мои люди вернутся домой, отдохнут немного, потом снова выйдут и убьют еще кого-нибудь. К зиме злых апачей станет меньше, и если они не все умрут за зиму, то весной мы убьем остальных. Но если Крук подождет до зимы, то до этого времени плохие индейцы устроят гораздо больше неприятностей в Сан-Карлос, а может быть, и среди моих Белых Гор, а может быть, и среди чирикауа.
– Я подумаю над тем, что ты сказал, – ответил Эл.
– Пойми, белый брат, бесполезно посылать тебя или кого-то другого в каньон, чтобы найти плохих апачей, – продолжал Педро. – Они подожгут его, а потом направят к Круку на переговоры старую хромую женщину с предложением дать им возможность безнаказанно вернуться в резервацию, чтобы потом, снова набрав больше воинов, снова сбежать в горы. Теперь с меня хватит Железный Человек. Я не умею читать по бумаге, но я могу читать сердца, поэтому мне лучше знать, что будут делать плохие индейцы, и что они будут чувствовать.
– Хм! – задумчиво произнес Эл, – покидая вождя вместе с Джимми и Микки. – Думаю, старина Педро прав.
На следующий день генерал провел в агентстве Сан-Карлоса беседу с Эскимензином – вождем племени аривайпа, а также и с теми из вождей тонто и явапаев, которые не присоединились к Чунтзу.
Агентство Сан-Карлос находилось в семидесяти милях к юго-западу от Форт-Апачи,  в месте, где река Сан-Карлос впадала в реку Гила. Резервация Сан-Карлос у южной границы, являлась своего рода неким дополнением резервации Уайт-Маунтин. Она имела шестьдесят миль в ширину и простиралась до границы с Нью-Мексико на сто двадцать миль. Восточная половина резервации представляла неровный, гористый ландшафт, но западная, пролегавшая вдоль реки Гила, была более плоской и открытой, особенно вокруг агентства, где, и жили индейцы. Большинству апачей эта земля не нравилась, потому как располагалась в низине, где летом стояла удушающая жара, сказывавшаяся на здоровье индейцев.
– Прискорбно слышать, что среди вас есть злые сердца, – сказал генерал через переводчика Консепсьона Экуэйра. – Они обманули вас, заставив поверить, что всех белых людей можно убить, а апачам снова продолжать свободно грабить и убивать. Теперь пострадали невинные. Лейтенант Алми, один из ваших лучших друзей, был убит, и вы, в этой связи, все лишены возможности ходить на охоту и в гости  друг к другу. Я хочу, чтобы вы все жили так же свободно, как белые люди. Я не требую от вас, чтобы вы перестали быть краснокожими. Я хочу, чтобы ваши женщины собирали мескаль, семена и корни, а ваши мужчины без страха охотились на оленей и индеек. Но вы не можете делать всего этого без страха, когда идет война. Теперь об этих Чунтзах и длинноухих негодяях. У меня есть тысячи солдат и много разведчиков апачей, и их достаточно, чтобы не дать плохим апачам покоя. Но я хочу, чтобы вы наказали своих собственных плохих людей. Вы должны послать своих воинов и продолжать посылать их до тех пор, пока Чунтз, Длинноухий и Кочинэй не будут убиты или взяты в плен, а их люди не сдадутся. Нехорошо, когда несколько плохих людей причиняют столько вреда всем. Я надеюсь, что вы обдумаете то, что я сказал. С меня хватит.
Все лето 1873 года и в течение всего следующего лета полиция Сан-Карлос и Уайт-Маунтин при поддержке кавалерийских и пехотных отрядов, патрулировавших холмы, преследовала ренегатов. Куда бы ни двигались люди Чунтза в каньоне Гила, их там выслеживали апачи из резервации.
Некоторые из ренегатов сообщали, что готовы сдаться. Им сказали, что они могут сдаться в том случае, если приведут с собой Чунтза, Длинноухого и Кочинэя. Наконец, до ренегатов дошло, что генерал Крук не шутит, и они начали охоту на своих вождей. Кочинэй был убит 26 мая 1874 года. Длинное Ухо – 12 июня; Злодей Чунтз  – 25 июля. Целый мешок голов был брошен племенной полицией апачи на землю перед штаб-квартирой майора Джона Б. Бэбкока в Сан-Карлос, чтобы доказать, что «мир» в действии!
Из резервации в Верде ушел вождь Делт-че, но вскоре его нашли, и он также был убит в июле. Так что к середине лета 1874 года вожди ренегатов из числа западных групп апачи, казалось, наконец-то сошли с тропы войны. Старый Кочиз – вождь чирикауа скончался в июне в резервации Чирикауа от рака желудка, и на его место встал сын Таза. На него можно было положиться, он был спокойным и рассудительным человеком.
Тем временем Джимми занимался тем, что помогал прокладывать первые телеграфные линии в Аризоне, которые соединяли военные посты между собой. Этим делом он занимался несколько лет, в течение которых произошло много событий.