Коронавирус и интеллект

Александр Ляхов
     Интеллект (от лат.intellectus «восприятие»;«понимание»;«понятие»,«рассудок»)
     или ум — качество психики, состоящее из способности осознавать новые
     ситуации,способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и
     применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для
     управления окружающей человека средой.      



Человечество столкнулось со страшной угрозой – эпидемией коронавируса. Современное состояние медицины не может предложить достойный ответ на этот вызов природы. Предлагаемые традиционные методы борьбы показывают не эффективность в попытках остановить распространение болезни. Однако отказываться от них можно только тогда, когда будет предложена хоть какая-то альтернатива. Основной метод борьбы связан с попытками ввести различные ограничительные меры общения людей. При этом общество и каждый человек несут экономические потери, потери связанные со здоровьем и т. д.

Есть ещё одна потеря, связанная с режимами самоизоляции и карантином – потеря интеллектуальных возможностей человека.

Живые организм обладает рядом характерных свойств. Укажем те, которые представляют интерес для нашего рассмотрения, это раздражимость, способность организма воспринимать и перерабатывать информацию об изменениях окружающей среды и внутренней среды организма, возбудимость, способность реагировать на действие раздражителей.

Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней среде носит характер сложной деятельности, которая эффективна лишь при достаточно полной и своевременной информации об окружающей среде. Приёмниками информации из внешней среды являются органы чувств, например  зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и т. д.

Во внутренней структуре организмов имеются многочисленные внутренние рецепторы, связанные с нервной системой. Нервная система состоит из нейронов, главными органами у позвоночных являются спинной и головной мозг, практически целиком состоящие из нейронов обеспечивающих хранение и обработку информации. В процессе роста и развития организма происходит « обучение» этой нейронной сети, создаётся некая связная структура – информационная модель окружающего мира.

Реакция живого организма определяется этой моделью. Взрослая особь, получив сигнал из внешнего мира, отвечает на него в соответствии с моделью. Если сигнал не распознается  информационной моделью, то животное впадает в состояние стресса и его поведение не предсказуемо.

Высшие животные  могут обмениваться информацией несущей в себе семантические элементы, то есть некоторые простейшие смыслы: предупреждение об опасности, призывы самок и самцов, призывы детёнышей и т.д.

Предки человека все в большей степени начали использовать возможности передачи семантической информации от одной особи к другой. Это давало существенные преимущества для выживания всего вида. Постепенно эти элементы семантической составляющей информации усложнялись  и в итоге были сформированы простейшие понятия.

В ходе развития усложнялось взаимодействие особей, и соответственно усложнялась передаваемая семантическая информация, приобретая все более абстрактный смысл.   

Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл — понятие, описывающее глобальное содержание некоторого высказывания (см. БСЭ).

Способность мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Сознание можно рассматривать как саморазвивающуюся смысловую модель окружающего мира.

Смысл это не информация. Информация существует только на материальном носителе. Сознание человека считается нематериальным. Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Человек может произносить слова не только вслух, но и «про себя».

Для передачи смыслового содержания информации необходимы соглашения между источником и приёмником о смысловом содержании сигналов, то есть слов. Такие соглашения могут быть достигнуты в процессе общения. Общение является одним из важнейших условий существования человеческого общества.

Из всего выше сказанного следует, что новые понятия, смыслы рождаются только в общении людей. Они порождаются необходимостью передать от одного  человека (обладающего сознанием) информацию другому человеку.

Чем большим количеством понятий владеет человек и чем сложнее связи этих понятий, тем выше его интеллектуальные способности.

Любые ограничения общения людей приводят к тому, что процесс создания новых понятий, новых смыслов прекращается, тормозится общее развитие интеллектуальных способностей личности и общества в целом.

Отсюда следует простой вывод - ограничения общения связанные с коронавирусом приводят к снижению интеллектуальных возможностей человечества.

Небольшая иллюстрация к выше сказанному в более широком контексте.

Известно, что в обществе,  во все времена имеет место традиционная тяга жителей села переехать в город. Существует много причин за и против такого переезда. По-видимому, одна из важнейших причин связана с «идиотизмом деревенской жизни».

Жизнь в деревне происходит в небольшом ограниченном обществе людей. В этом консервативном обществе взаимодействие людей ограничено простыми повторяющимися действиями. Выработанные однажды понятий и смыслы сохраняются веками. Все человеческие возможности и попытки выработать новые смыслы не находят отклика. Городская жизнь, промышленное производство требуют гораздо больше понятий и их связей. Жизнь человека становится более осмысленной, более интеллектуально насыщенной, более активней.

Надо заметить, что процесс роста среднего интеллекта человечества продолжался фактически весь девятнадцатый и первую половину двадцатый века.

В настоящее время общество перешло к так называемой постиндустриальной фазе развития. Большая часть человечества оказалось вне материального производства. Это привело к сужению базы смыслов и понятий. Современной информационное общение не порождает новые смыслы, поскольку по большей части оно не связано с попытками понять и осмыслить окружающий мир.

Заметим, что процесс развития интеллекта, то есть процесс обучения возможен только в том случае, если обучаемая личность сталкивается с проблемами, для которых у неё не хватает имеющихся понятий и смыслов. Эти понятия и смыслы передаются преподавателем или  ученик самостоятельно находит их в других источниках.

P.S.    В настоящее время, мы преподаватели вузов вынуждены вести занятия в удалённом режиме. Не останавливаясь на плюсах и минусах такого преподавания, при подготовке к занятиям я обнаружил такой интересный факт.

Пытаясь найти иллюстрацию для лекции о параметрических механических колебаниях, я зашёл на ЮТУБ и просмотрел подборку видео на эту тему. Речь идёт об иллюстрации сложного механического явления параметрического резонанса. Необхадимо чтобы у студентов выработались новые понятия и представлений об этом явлении и вообще изменились представления о колебательных процессах. К огорчению все современные видео по этой теме оказались не пригодными для обучения, для формирования новых научно-технических представлений. Современные научно популярные программы пронизаны, какой-то ёрнической, юмористической хохмой, что мешает воспринимать серъезно новую информацию.

Реальные проявления параметрических колебаний показаны в фильмах, созданных в 70 годах, в Советском Союзе. В них явление резонанса демонстрируется на реально работающих двигателях, показываются разрезы этих двигателей, выписываются математические модели и тут же устанавливается их соответствие с опытом. Всё это излагается простым научным языком.

Следует с сожалением отметить, что эти  фильмы оцифрованы в самом дешёвом варианте. При показе видео идёт треск, как будто прокручивается старая киноплёнка, да ещё с обрывами.