Отшельник эпилог

Ден Волг
Эпилог


Эта история началась для меня одним летним утром 2014 года. Предстоящий день обещал быть жарким. Я ещё раз проверил рюкзак, застегнул молнию, подогнал все лямки и завязочки, после чего взвалил его на плечи. Тяжёлый, но это ничего. Своя ноша, как говорится, не тянет. Небольшая вёсельная лодочка ждала на берегу. Я забросил пожитки в лодку и запрыгнул в неё сам. Получилось не очень удачно: лодка качнулась, сильно накренилась, едва не зачерпнув речную воду.


"Нужно быть осторожнее, - подумал я, - а то так можно и без лодки остаться. Эх, надо было брать посудину поустойчивее. Ладно, пару-тройку дней по путешествую, а там навык выработается. На всё нужен свой навык".


С этой мыслью я выдернул костыль, к которому была привязана лодка, потом сел на вёсла и быстро выгреб на середину потока. Река была небольшая, но имела довольно ощутимое течение. Впрочем, я по ней сплавлялся, а не поднимался вверх, так что течение мне помогало. На стремнине я лишь изредка поправлял курс вёслами, а тащила лодку вперёд главным образом водная стихия. Меня это полностью устраивало, поскольку я выбрал такой вид отдыха не за физический труд, а за созерцание. Летняя таёжная природа поражала своей красотой. А ещё было тихо и спокойно. Это не удивительно, поскольку не было ни людей, ни машин, ни забот, ни хлопот, ни суеты.


Я работаю в довольно успешной фирме, занимая неплохую должность в её руководящем составе. Дела наши идут просто замечательно вот уже несколько лет. Я каждый год отдыхал за границей. Был и в Испании, и в Италии и даже проехался как-то раз по странам Южной америки. Но так хорошо, как здесь, мне ещё никогда не было. Это сначала интересно побывать за рубежом: новая страна, новый язык, новые обычаи, своя история. Но после второй поездки я понял, что в данный момент везде примерно одно и то же. Нет, каждый народ по-своему уникален, но общий знаменатель сейчас у всех стран, где мне удалось побывать, примерно одинаков - деньги. Как пелось в одной песне:
"Деньги есть, и ты, как барин,
одеваешься во фрак,
благороден и шикарен.
А без денег ты - червяк".
--
(Примечание). Песня Аркадия Северного "Всюду деньги." конец примечания).
--


Захотелось мне этим летом чего-то необычного. А что может быть необычнее для хорошо зарабатывающего мужчины, как ни желание отдохнуть в родной стране, причём не в банальном Сочи, а на Дальнем востоке. Путёвку брать не пришлось. Были знакомства, люди помогли с лодкой, выбором маршрута, советами по снаряжению. Разрешение на охотничье ружьё у меня было уже давно, так что хлопот не предвиделось. Я решил потихоньку двигаться вниз по одной из рек. В свои 35 лет я до сих пор оставался холостяком, так что капризной жены, которая бы закатила мне скандал, не было. В общем, Благодать!


Подходящая для моих целей река, между прочим, так и называлась - Таёжная. Где-то там, очень далеко, она впадала в Тихий океан, но я туда плыть не собирался. Согласно намеченному маршруту, моё путешествие заканчивалось примерно в полусотне километров от устья Таёжной. Я решил, что 2 недели буду путешествовать по реке, недельку поживу в деревне, куда сплавлюсь на лодке, а неделю отведу на осмотр Хабаровска, куда прилетел из Москвы, и Владивостока, откуда собирался в Москву улететь. Коллеги по работе меня, мягко говоря, не поняли. На их лицах всякий раз, когда я рассказывал им о своих планах на отпуск, возникало одно и то же выражение, которое можно было охарактеризовать двумя словами: чудит барин. Барином я, конечно, не был, но разве им объяснишь?


***


Прошла неделя моего плаванья по реке. Я втянулся в ритм путешествия: подъём, умывание, небольшая зарядочка, завтрак кашей из пакетика и бутербродом с колбасой, затем сборы, уточнение маршрута по навигатору и в путь. После полудня - привал, обед, отдых и ещё раз уточнение маршрута на навигаторе. Далее вновь в лодку и до вечера плыть. За час-полтора до заката подыскиваю место для ночлега. Выгружаюсь, лодку - на берег, костёр, приготовление немудрёного ужина и фронтовые, т.е. в данном случае туристические 100 грамм. Против гнуса - репелент. Пару часов перед сном наслаждаюсь природой, где если и бывал человек, то давно и в небольших количествах. Хорошо! Отдых мне начинал нравится всё больше. Когда целый год изо дня в день общаешься с огромным количеством людей, очень устаёшь. Всё чаще приходят мысли, что нужно побыть одному, где ты сам себе хозяин, где ненужно притворяться, держать подходящее к ситуации выражение лица, обдумывать каждое слово в беседе и т.п. В общем, организм требует одиночества хотя бы в гомеопатических дозах. Вот я и наслаждался одиночеством за целый год.


Это случилось на восьмой день похода. Ничего, как говорится, не предвещало. Утром я умылся, сделал зарядку, снова развёл потухший с ночи костёр. Вскипятил в котелке воду и почувствовал, что больше не могу есть кашу. Плевать на её полезность. Тогда я отправился к донкам, установленным с вечера. Добыча имелась. Запечёная в углях рыба - это просто прелесть. Времени на хлопоты с рыбой ушло немного больше, чем всегда, но это и к лучшему, поскольку единообразие стало утомлять. В общем, отправился я в путь на полчаса позже, чем привык. Далее всё пошло по-прежнему. В положенное время я пристал к берегу и пообедал, немного отдохнул, посмотрел в очередной раз на маршрут в навигаторе и поплыл дальше. Всё шло своим чередом, но за пару часов до заката начала портиться погода. Мне бояться было нечего, поскольку я на реке, чья ширина метров 100, если брать по-максимуму. Вряд ли в таком "большом" водоёме разбушуется великий ураган. Появились достаточно сильные порывы ветра, река заморщинилась, мою лодочку стало немного раскачивать. В крови появился азарт. Я почувствовал себя тем самым узником, сбежавшим с каторги в бочке. Я взялся за вёсла и подналёг на них. Скорость моего двухместного "корытца" заметно возросла. От избытка чувств я загорланил во всю глотку:


"Сла-а-авно-о-е мо-о-ре - свя-а-а-ще-е-енный Ба-а-айкал.
Сла-а-авный кора-а-абль - омулё-о-ёвая бо-о-о-чка.
Эйэй, Ба-аргузин, пошеве-еливай ва-а-ал!
Молодцу плыть недалёчко."


Нужно заметить, что "Баргузин" действительно пошевеливал вал, да ещё как. Я между делом, продолжая горланить, бросил взгляд по сторонам.
"Ого, прям как моторка", - подумал я, изумляясь скорости моего маленького судёнышка.


"До-о-олго я зво-о-онкие це-епи носил.
Ху-у-удо мне бы-ыло в нора-а-ах Акату-у-уя.
Ста-а-арый мо-отрос мне бе-е-ежать пособи-и-ил.
О-ожил я-а, во-о-олю почу-у-уя.
Ста-а-арый мо-отрос мне бе-е-ежать пособи-и-ил.
О-ожил я-а, во-о-олю почу... Мля-а-а-а-а!"


Ругательство не было частью стихотворения, которое стало народной песней. Его я выкрикнул после того, как моя "скорлупка" налетела на что-то под водой. От страшного удара меня подбросило и выбросило из лодки. Я оказался под водой Судорожно заработав руками и ногами, выплыл на поверхность. Волны шлёпали по щекам, словно река отвешивала мне пощёчины. Перед собой я увидел половину моей лодочки. Она крутилась на месте, постоянно переворачиваясь. Оглянувшись, я обнаружил в вторую половину моего водного транспортного средства. Вторая половина оставалась на месте. Судя по всему, она зацепилась о подводную карягу, на которую налетела моя лодка.


"Да уж, блин! - подумал я, - моя лодчонка, словно амёба, размножилась путём деления, жаль, что она всё-таки не амёба, так что остался я без лодки. Ладно, хрен с ней, сейчас надо бы на берег выбраться."


Я поплыл к первому замеченному обломку. Его было проще догнать чем добираться против течения до второго. Плыть было тяжело, поскольку я был в одежде, но снимать её было некогда, ведь один из двух кусков деревяшки, в которые превратилась моя лодка, ждать не будет. Вот он, уже рядом, только руку протяни. Я и протянул, но рука соскользнула. Это было неожиданно, я ушёл под воду, в последний момент вдохнув воздуха и зажмурив глаза. Вынырнув, я поднёс правую руку, чтобы отереть глаза от воды, как мне на голову обрушился удар. В голове зазвенело. Судя по всему, волна приподняла обломок моей бывшей лодки и опустила мне на голову.


На какое-то время, очевидно, я был на грани бессознательности. Мысли в голове путались, руки и ноги двигались вяло и исключительно на рефлексах, но всё-таки двигались, иначе я бы захлебнулся в воде. Постепенно я приходил в себя после удара. Адреналин помог, как мне кажется. Я понял, что нахожусь на спине, а течение несёт меня головой вперёд. Нужно было перевернуться, так сказать, на живот. Я сосредоточился, продумывая свои движения, но это было легче здесь написать, чем тогда сделать. Наконец, я всё просчитал, напрягся и... И в этот момент моя голова взорвалась, перед глазами снова вспыхнул рой искр, а потом всё пропало.


"Оно и к лучшему. По крайней мере, почти не больно", - подумал я, прежде чем упасть в никуда.


***


Свет. Но ему что-то мешает. Как будто я с одной стороны преграды, а свет с другой. Свечение всё равно пробивается, но зачем это препятствие? И как его убрать? Его не видно, что же делать? Надо осмотреться. Точно! Я дёрнулся и открыл глаза. Преграда исчезла, я увидел солнечный свет. Он попадал ко мне через окошко, не сказать, чтобы очень большое. Сверху был бревенчатый потолок,, возле противоположной стены стоял стол и два стула. Мебель была громоздкая и явно самодельная. Я перевернулся на бок и увидел, что лежу на широкой деревянной лавке, на которую постелили... Шкуры.


"Куда это я попал? - подумал я, - Похоже на какую-то избу лесника. Шкуры, всё самодельное, у такого лесника может не оказаться мобильника. Да и не нужен здесь телефон, вряд ли в такой глуши есть сигнал хоть какой-нибудь мобильной сети. А вот уцелели ли мои вещи? Вопрос. Ладно, нужно определяться".


Сбросив укрывавшую меня шкуру, я обнаружил, что из одежды на мне только трусы. Придётся предстать пред хозяином-спасителем участником бесштанной команды. Ладно, выхода нет, да и чего стесняться? Я резко сел. Это было ошибкой. Голова взорвалась болью. От неожиданности я вскрикнул и повалился обратно на постель. Изнутри головы кто-то охаживал меня молотом. Разбушевавшийся молотобоец со всей своей силушки колотил по чему придётся, не заботясь о точности попаданий. Голова болела вся и очень сильно. Я снова не смог сдержать стон.


Послышались грузные шаги. Скрипнула дверь и сквозь туман в глазах я увидел хозяина. Это был старик. Высокий, мощный, всё ещё очень сильный, но сразу стало ясно, что его молодость давно прошла. Лицо его всё поросло густой седой бородой. Того же цвета были и волосы на голове. Про таких говорят, сед как лунь. Было видно, что он недоволен, а бородища добавляла ему ещё большей угрюмости.


- Очнулся, потерпевший? - на удивление мощным для его возраста, хотя и чуть дребезжащим басом спросил он.


- Да-а, - простонал я.


- Болит? - задал он риторический вопрос, приближаясь, - А вот не хрен было вставать.


Дед пододвинул стул и сел.


- Ну-ка, дай зыркну, что там у тебя.


Он осторожно приподнял мою голову и стал разматывать тряпку. Это точно не был бинт, поскольку таких бинтов не бывает.


- Да-а, приложило тебя неслабо. Потерпи, сейчас будет больно.


Дед присмотрелся, приноровился и одним резким, но каким-то плавным движением отодрал присохшую повязку. Я выдохнул через нос, сжимая зубы, которые, как мне показалось, слегка хрустнули.


- Ну, не так всё плохо, как было день назад. - сказал дед, помогая мне сесть, - Вчера было гораздо хуже.


- Я со вчера у вас? - задал я глупый вопрос.


Дед ответил не сразу. Он вышел из комнаты и вернулся с каким-то горшочком и чистой тряпицей.


- Да, парень. Лилечка тебя нашла. Хорошо, что она тебе сразу помощь оказала, а ещё хорошо, что ты нашёлся недалеко от моего дома. А иначе даже и не знаю, но думаю, что для тебя всё закончилось бы большим швахом. Теперь же всё будет  ништяк. Чутка тебя подлечим, и будешь лучше прежнего.


"Странно, - подумал я, - он говорит не так, как должен говорить старик, проживающий в такой глуши. Он разговаривает так, как будто... Как будто..." Но мысль не шла в голову.


- Вот и всё, - продолжал дед, - сейчас замотаю... Так, так и вот так. Теперь выпей отвару, поспи до завтра и будешь как новенький. Лилечка ещё тебя вечерочком посмотрит и будешь готов к лесоповалу. Хи-хи...


Старик забрал горшочек с мазью, которой мазал мою рану на голове, а вернулся с железной кружкой. В ней была какая-то серая однородная бурда.


- Вот выпей и спи! - сказал дед, протягивая лекарство.


"Стоит ли это пить? - подумал я, - Впрочем, чего теперь уж бояться? Хотели бы сделать что-то плохое, так уже бы сделали. Но выглядит эта бурда, конечно, отвратно."


Я поднёс кружку к носу и понюхал. Пахло необычно, но в целом приятно. Я решился и в два глотка опорожнил кружку. В голове почти сразу появилась приятная тяжесть, глаза стали закрываться, я повалился на подушку.


- Хозяин, - пробормотал я, - нашлись ли мои вещи?


- Не знаю, - ответил дед, - я у Лилечки спрошу. Спи!


***


Я уснул. В моих грёзах рядом была потрясающая девушка, она держала мою голову на коленях, перебирала пальцами мою шевелюру, скользила пальчиками по вискам. Было невообразимо приятно. Я очень хотел сказать, какая она хорошая, красивая, добрая, самая прекрасная... Сказать, как мне хорошо от касаний её тёплых и нежных пальчиков, но почему-то голос отказался повиноваться мне. Я мог только счастливо улыбаться.


Очнулся я на следующий день. Судя по солнцу, был полдень. К счастью, ничего не болело. Чувствовал я себя тоже отлично, так что решил встать. Принятие вертикального положения не вызвало неприятных ощущений. Я решил, что окончательно выздоровел.


Моя одежда была аккуратно сложена на стуле. Одевшись, я отправился по личным надобностям. Вернувшись в дом, подумал, что хорошо было бы найти хозяина, но тот сам окликнул меня и позвал завтракать, если приём пищи в полдень можно так назвать.


- Вижу, что выздоровел. Лилечка обещала поискать твои вещи, - сказал он, - если что отыщет, то вечером принесёт.


Время тянулось медленно. Я очень надеялся, что уцелел мой телефон. Я специально брал водонепроницаемый аппарат, способный выдержать давление воды на глубине до 5 метров. Надеюсь, что он уцелел, тем более, что на всякий пожарный я каждый раз заворачивал его, а ещё документы и деньги в пакет. Если мой спутниковый телефон не имеет механических повреждений, то я смогу вызвать помощь.


Она появилась около восьми вечера. Я услышал скрип двери. Удивительно, что не было слышно шагов загадочной Лилечки (старик называл её только так).


- Лилечка, пришла, солнышко моё?


Сначала я даже не понял, кто это говорит. Лишь через десяток секунд до меня дошло, что кроме старика так говорить вроде бы некому, но сколько же чувств было в этом голосе. На миг мне стало завидно. Мысленно ухватив эту эмоцию за воображаемый хвост, я отправил её куда подальше.


- Здравствуй, Игорёк! Любимый мой!


Моё сердце пропустило удар, от чего я даже немного присел. Это был потрясающий голос: хрустальный, звонкий, переливающийся невероятными нотками. Такому тембру и в обычном разговоре нет равных, а уж если этот голос был исполнен любви, нежности и светлой радости, то... То просто нет слов... А уж любви, поверьте мне на слово, в этом голосе хватало. Но была здесь какая-то странность. Я никак не мог её понять, но она точно была. Почесал затылок. Это помогло. Голос принадлежал явно молодой особе, а не древней старухе. Бывает, конечно, всякое, но вряд ли пожилая женщина сохранит голосок юной нимфы. В жизни, конечно, возможно и не такое, но я чувствовал, что здесь что-то не то. Мне стало очень интересно взглянуть на загадочную Лилечку. Я подошёл к двери, приоткрыл её и выглянул. Петли предательски скрипнули и дед, которого звали, как выяснилось, Игорем, и его гостья отстранились друг от друга. Но до этого они обнимались и целовались, я успел это заметить.


Они посмотрели на меня. В их взгляде я прочёл укор, но тогда я не обратил на это внимания, поскольку меня поразила та самая Лиля: довольно высокая для девушки, идеальная фигура, идеальное лицо, на котором выделялись огромные глаза... Вот даже и не возьмусь их описать. Если в чистейшей речной воде, которая отражает чистое-чистое небо, растворить изумруд, то можно получить некоторое представление о цвете этих глаз. У неё всё было идеально, но глаза были лучше идеала.


- - Наш гость чувствует себя лучше, - прозвенел её голос, пока она смотрела на меня каким-то изучающим взглядом, - завтра всё окончательно пройдёт, но шрам на голове останется. Может, в ваших городах что-то и смогут сделать? - добавила она с сомнением. И тут до меня, наконец, окончательно дошло, в чём была неправильность: На самый благоприятный для деда взгляд ему можно было дать лет 70, Лилии же даже самая завистливая подружка вряд ли дала бы больше двадцати двух, а как по мне ей было не более 18-ти. Смотрели, между тем, они друг на друга явно не так, как дед и внучка. Чувствовалось, что эти двое Любят друг друга, Любят именно с большой буквы "Л".


***


Лилия принесла мой спутниковый телефон. У него треснуло стекло, но на его работе это никак не отразилось. Я вызвал помощь, мне обещали прислать моторку через сутки. Поужинав, я ушёл в свою комнатёнку. Мысли о странной парочке не выходили из моей головы. Было ясно, что здесь какая-то тайна, но вот какая? Промаявшись почти до рассвета, я всё же уснул.


Следующий день прошёл без особых событий. Меня всё больше мучило любопытство. Мне очень хотелось узнать тайну этих двоих, но я не знал, как подступиться к деду с распросами. Было неловко напрямую спрашивать человека, который вместе со своей Лилей меня спас. Старик сам пришёл мне на помощь. После ужина он позвал меня во двор. Мы присели на крылечке, дед закурил и начал разговор.


- Вижу, что маешься ты. Хочешь узнать, отчего так получилось, что она со мной, но не внучка мне?


- Неужели так заметно? - неожиданно для себя я почувствовал, что краснею.


- Заметно, - хмыкнул старик, - очень заметно. Знаешь, я и сам хотел рассказать кому-нибудь эту историю, но люди попадались уж очень дурные. Всё хотели за Лилечкой приударить. Разок даже меня пришибить решили, но обошлось. А сегодня утром я поговорил с ней. Она разрешила рассказать тебе. Сказала, что ты неплохой человек, особенно на фоне прочих. Так что слушай. Вот тогда я и услышал эту удивительную историю.


- Лилечка меня тогда выходила. Хорошо, что в первый момент набросила мне на шею ракушку с каким-то волшебством. Благодаря этому я не захлебнулся прямо там, а потом русалка как-то дотащила меня до этого домишки. Здесь, видимо, останавливались то ли охотники, то ли рыбаки, но в тот момент дом был полуразрушен. Когда немного очухался, всё подремонтировал в меру сил и возможностей, благо кое-какие инструменты нашлись. С тех пор так и живём. Лилечка плавает по каким-то своим делам... Ладно-ладно, я-то знаю в общих чертах, по каким именно, но она просила не говорить. Люди появляются у нас очень редко. Бывает, что мы обмениваемся вещами, я узнаю новости, в общем, какая-то информация из внешнего мира до меня доходит, пусть и с опозданием. Мне, правда, по большому счёту плевать, что происходит где-то там... Главное, что мы вместе с моей Лилечкой. Я ещё тогда, в сороковом году, чувствовал где-то в глубине души, что между нами настоящая большая любовь. Тогда мне помешал страх. Я испугался необычного, испугался её, испугался... Да сейчас и сам до конца не могу понять, чего именно, но война, плен и лагеря чётко дали мне понять, что боялся я не того, чего следовало. Когда меня подстрелили и я почти утонул, мне было радостно увидеть её в последний, как мне тогда казалось, миг жизни. Однако я выжил и решил остаться с ней. Ты знаешь, я очень доволен своей судьбой. Несмотря на выпавшие на мою долю испытания, мне удалось познать настоящую любовь, так что я смело могу сказать, что счастливо прожил свою жизнь.


Старик замолчал. Так мы и сидели, думая каждый о своём: я пытался прийти в себя от услышанной истории, а дед, видимо, погрузился в воспоминания. Потом он встал, кивком попрощался со мной и отправился спать. Я же несмотря на глубокую ночь остался сидеть на крылечке, всё ещё будучи ошеломлённым тем, что услышал. Задумавшись, я не заметил, как рядом со мной присела Лилия.


- Он всё тебе рассказал? - услышал я вопрос. Вздрогнув, я посмотрел на русалку.


- Да.


- Хорошо. От тебя люди узнают о нашей истории.


- Ты не боишься, что кто-то поедет сюда, чтобы своими глазами увидеть настоящую русалку?


- Нет. - грустно улыбнулась она, - Ему осталось недолго, а без него и я стану туманом. Наши судьбы очень крепко связаны, чтобы даже смерть смогла разлучить нас.


- Почему же ты довольна тем, что он рассказал мне вашу историю?


- Ты напишешь о нас. - это прозвучало именно как утверждение, а не вопрос. - Пусть люди знают, что в мире всё ещё существует настоящая любовь.


***


На следующий день за мной пришла моторка. Лилии не было, так что провожал меня дед.


- Будь осторожнее в путешествиях, - напутствовал он меня, - Ну, бывай что ли!


Уже находясь в Москве я решил записать услышанную от деда Игоря историю. Сделал это на всякий случай, поскольку надеялся на следующий год снова навестить его и русалку. Увы, не получилось. В конце 2014-го начался кризис, так что доходы нашей фирмы сильно упали, что самым плачевным образом отразилось на моей зарплате. Удалось вырваться на Дальний восток только летом 2016-го. Меня встретил заросший травой двор и пустой дом. По всей видимости, русалка оказалась права. Дед отправился в лучший мир, а она - за ним. Вот тогда, глядя на оставленное жилище, я понял, что должен опубликовать их историю. Действительно, в мире, где всё измеряется деньгами, будет хорошо напомнить людям то, о чём напомнили мне таёжный отшельник и его возлюбленная русалка: на свете всё ещё существует настоящая любовь.


2 сентября - 17 октября 2020 года.


Начало здесь
http://proza.ru/2020/10/19/1495