О едином человеке

Михаил Обрубов
В современном русском сознании есть сформировавшийся образ единого человека: образ Адама как всечеловека, исходящий из русской религиозной мысли. И уже внутри единого человека каждый имеет своё призвание, достоинства и недостатки, свои отличия от других.

Разница между западным мышлением и русским, относительно человека и человечества, заключается в том, что запад акцентирует внимание на индивидуальных особенностях человека, которые формируют индивидуума, имеющего чисто формальную связь с ближним окружением, не принимая как данности образа единого человечества и поэтому действующего в мире в соответствии со своими целями и желаниями. Русское сознание живёт и действует внутри единого человечества, не отделяя себя национальными интересами от интересов человечества, которые концентрируются вокруг самопознания, определения высших смыслов, взаимопомощи, коллективной безопасности и минимизации страдания и беззакония. Это, безусловно, является высшей планкой, которая выше нормы мировых общественных отношений, потому и не является обязательной нормой для всех народов.

Но эта верхняя планка не является пределом, и  в русском сознании есть и образ «горнего мира», где нет «ни печали, ни воздыхания», нет никакой неправды и несправедливости, где сильный помогает слабому, а красота вызывает восхищение, а не является соблазном. Поэтому русский человек всегда находится в пути к миру «чаемому», находясь в светлой печали от несоответствия действительности и желаемого.

Вероятно, следует признать, что этимология слова «русь», действительно, восходит к понятиям «свет», «светлое место». Потому и «русский» означает стремящийся к свету. Иначе не объяснить нашей тяги. Потому и «русь» везде, где светло и ещё светлее. Свет – место обитания всечеловека. «Русь» – цивилизация.

Нерусь, вырусь – изгои, но и не только. Сейчас есть места, где «тьма» процветает. Кто-то бросается на цвет, кто-то тянется к свету. Таков путь!