Александр Валерьянович Вержбилович

Кей Тименс
Глава из книги "Петр Полетика. Возвращение"

Виолончелист, педагог, композитор. Заслуженный профессор (1911). Солист Его Императорского Величества (1898). Почетный член Санкт-Петербургского Общества камерной музыки (с 1885). Потомственный дворянин польского происхождения.

Александр Вержбилович родился 27 декабря 1849 (8 января 1850) в Петербурге в семье преподавателя географии. В 1869 он окончил Анненское училище  и в 1871г.  поступил в консерваторию,  в класс   виолончели профессора  К. Ю. Давыдова; занимался у Л. Ауэра (класс квартета), посещал занятия  камерным ансамблем, которые вёл Т. Лешетицкий. По окончании консерватории он был награжден большой серебряной медалью. 
 Виртуоз и импровизатор, Вержбилович  с самого начала пользовался огромным успехом у публики.
С 1877 года он - «первая виолончель» в оркестре Итальянской оперы Санкт-Петербурга, позже  (1882–1885)  играет в составе оркестра оперы  Мариинского театра. С 1887г.  Александр Валерианович получает приглашение Петербургской консерватории и начинае вести виолончельный класс; через три года он уже утвержден в звании профессора. Среди его учеников - целая  плеяда  виолончелистов-виртуозов: А.А.Борисяк, Е.В.Вольф-Израэль, С.М.Козолупов, Л. В. Ростропович. С Вильконский. 
Интенсивная концертная деятельность  Вержбиловича началась с 70-х годов и длилась  всю его жизнь. Одно за другим следовали выступления  в симфонических и квартетных собраниях Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в собраниях  Беляевского кружка, в  концертах Санкт-Петербургского камерного общества,  Русских  симфонических концертах.
Его сольные выступления обычно состоялись в лучших  залах  Петербурга: Дворянском собрании,  Капелле, Малом зале Санкт-Петербургской консерватории, и они всегда набирали аншлаги.
Вержбилович гастролировал по всей России — в городах центральных, северо-западных и южных губерний, Украины, Поволжья, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Часто выезжал в Европу.
Особенно охотно он участвовал в разнообразных камерных ансамблях, и партнерами его, как правило, были музыканты мирового уровня.
В дуэте с Вержбиловичем выступали  выдающиеся пианисты и композиторы:  М. А. Балакирев, Ф. М. Блуменфельд, И. А. Боровка, А. К. Глазунов, И. Гофман А.Н. Есипова,А. И. Зилоти,  С. Ментер, С. В. Рахманинов, А.Г. Рубинштейн, В. И. Сафонов. В составе  трио к этим именам  следует добавить  А. С. Аренского, Д. И. Бема,  Л. Брассена, И. Падеревского, С. И. Танеева.  Что же касается скрипачей  - это были такие величины как  Л. С. Ауэр,  И. В. Грижимали, П. Сарасате. 
С Вержбиловичем любили выступать певцы, и в программах концертов  можно найти
имена лучших голосов России: М.И.Долиной,И.В.Ершова,Е.И. Збруевой, Е.А. Лавровской, А.В. Панаевой-Карцовой, М.И. Фигнер и,как мы теперь знаем, М.И. Полетики.
Ему посвящали  свои сочинения  композиторы-современники:  его учитель К. Ю. Давыдов, дирижер и композитор Э.Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков,  Д. Поппер,  Ф. М. Блуменфельд, Я. Витол, А. К. Глазунов.
Разумеется, Вержбилович и сам сочинял музыку. Он  писал романсы  на стихи   Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов; виолончельные пьесы и этюды; делал   переложения для виолончели и фортепиано  вокальных и инструментальных произведений Глинки, Шопена, Чайковского, Блейхмана.
Все  сочинения  Вержбиловича опубликованы издательством  Юргенсона.

 «…его могучий, редкий по силе тон, его певучий смычок, его темперамент и музыкальная фразировка не могли не приковать всякаго, даже и равнодушнаго к музыке. Это была редко одаренная натура и редкий по доброте сердечный человек: ласковый, отзывчивый на все хорошее, приветливый и настоящий товарищ, готовый поделиться последним рублем с нуждающимся, несмотря на свои скромные средства»…
                -  из некролога.