Записки экскурсовода Ч. 21 Золотых дел мастера

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/10/09/1880

В убранство светских интерьеров новой столицы золочёная резьба     широко вводится Ф.-Б.Растрелли. Во всех его парадных постройках золочёному декору отводится важная роль. Растрелли активно участвует в убранстве интерьера, создавая планы, рисунки, эскизы внутреннего декора дверей, окон, ниш, полов; предметов прикладного искусства: мебели, ваз, осветительных приборов, настольных украшений. В чертежах и набросках Растрелли не только определял общий декор интерьера или форму предмета, но и разрабатывал конкретный характер резьбы. Золочёная резьба у Растрелли в интерьере всегда была настолько обильна, что за ней скрывались конструктивные элементы строения.

Для русских людей резьба по дереву является традиционным  ремеслом. Это неотъемлемая часть русской культуры. Ещё в языческой Руси в капищах находились идолы, вырезанные из дерева. И в настоящее время в деревнях можно увидеть узорчатые ставни, рельефные крыши.

Но виды художественной резьбы со временем усовершенствовались.

В последней четверти XVII в. явным носителем стилевых признаков барокко в Московии становится иконостасная, так называемая "флемская"  резьба  (от нем. flamisch, фламандский) - виртуозная ажурная барочная резьба, происходившая из Голландии и Фландрии. В церковных иконостасах плоскую резьбу c невысоким рельефом сменил объёмный растительный орнамент. Его принято называть белорусской резью по месту происхождения и мастерам, или флемской резьбой.

В русское искусство её привнесли белорусские резчики, которые были мастерами восточноевропейского барокко, восприняв это искусство через Польшу и Литву и адаптировав к православию. С середины XVII в. белорусская резь активно внедряется  в русское искусство.

Патриарх Никон стал приглашать в Москву белорусских мастеров. Они изготовили изразцовые иконостасы для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря на Истре,  участвовали в создании иконостасов и интерьеров Валдайского Иверского монастыря и других церковных сооружений.  В 1683-1685 гг. белорусская резь - главный элемент пятиярусного иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Выписывались западные мастера и для отделки московского Кремля, участвовали в оформлении  Коломенского дворца царя Алексея Михайловича.

Белорусские мастера, собранные в XVII в. в Оружейной палате Московского Кремля, основали школу резьбы. Впоследствии, с переводом столицы в Петербург, состоящие в Оружейной палате резчики были переведены на берега Невы, заложив Охтинское поселение. Охтинские мастера составляли почти половину резчиков, трудившихся в 1748 г. в Царском Селе.

По рисункам Растрелли скульптор И.-Ф. Дункер создавал модели для Большого зала и Золотой анфилады, которые служили образцами для резьбы по дереву. В моделях давалось общее указание на размер и положение фигуры в композиции, которым мастера точно следовали, однако, в трактовке деталей и пластики они были достаточно свободны.

О большом масштабе использования резьбы архитектором можно судить по тому количеству резчиков, которые были заняты при отделочных работах Царскосельского ансамбля. В 1755 г. по требованию Растрелли здесь работало от 130 до 195 мастеров.

На волютах* над окном второго яруса красуются две нимфы. Между ними находится картуш** в сложнейшем рокайльном*** обрамлении, который венчает роза - эмблема красоты и любви. Справа и слева от  окна - два амура с горящими факелами в руках. Две дамские головки украшают портал дверного проёма. На волютах второго яруса находятся амуры, они же, держа в руках гирлянды из роз, окаймляют портал дверного проёма. Изобильно декоративное убранство зеркала, расположенного между двумя дверными
проёмами. Первый ярус венчает императорская корона под крестом. Картуш, на котором она покоится, поддерживает амур со стрекозьими крылышками, чуть ниже изображены два орла как символ власти и монарха. Снизу раму зеркала завершает головка озорной пастушки в кокетливой шляпке. Под зеркалом второго яруса расположены два более мощных орла с раскрытыми крыльями. Все эти изображения находятся в окружении богатого растительного декора.

Большой зал  насыщен имперской символикой, прославляющей императрицу. Центральный десюдепорт**** состоит из нескольких ярусов: наверху - нимфы, ниже - амуры, под ними - нимфы, держащие в руках факелы, которые "освещают" расположенную между ними императорскую корону, ещё ниже - два амура, один из которых держит лавровый венец - награду за труды. Боковые наддверные композиции, находящиеся между собой в зеркальной симметрии, украшают два купидона (на северной стене в руках у них держава - атрибут царской власти, и книга - символ просвещения), ниже ещё два амура, под которыми расположились нимфы. Справа и слева от дверей - кариатиды.

Варьируя разные композиции, Растрелли создаёт поистине феерическое ощущение пластического богатства. Частью магии этой феерии является золотой блеск. Все  декоративные детали и завитки, вырезанные из дерева, покрыты тонким слоем сусального золота.
 
Специфика барочной резьбы позволяет в одинаковых композициях избегать шаблона и достигать бесконечного разнообразия пластических форм, так как каждая деталь деревянной декорации режется вручную и выполняется разными мастерами.


* Волюта (лат. voluta, букв. – завиток, спираль), в архитектурном декоре  характерная для искусства  барокко  форма, имитирующая свёрнутую в спираль (или в две спирали) полосу гибкого материала. Может служить в качестве консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

** Картуш (фр. cartouche «орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами», что восходит к итал. carta — «бумага»)— в архитектуре и декоративном искусстве — художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

*** Рокайль  (фр. rocaille,  в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки» — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки, свитки).
Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень.

**** Десюдепорт (фр. dessus de porte - наддверие.) Панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Обрамление десюдепорта связывает его с общим лепным или резным (из дерева) декоративным оформлением дверного проёма. Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.

Продолжение   http://proza.ru/2021/06/20/1609