Россией правит тотальное недоверие

Наталья Троянцева
Наконец-то – и уже не в первый раз – маски сброшены. Россией правит ФСБ, констатировал Марк Фейгин в очередном стриме. Покойная Валерия Новодворская предупреждала об этом двадцать лет назад и тогда это заявление явилось поводом для взаимных обвинений в сотрудничестве со спецслужбами, каковые с той или иной степенью интенсивности и по мере необходимости вспыхивали и гасли все эти двадцать лет. Сейчас вал разоблачений – убеждена – достигнет нового апогея. И после ухода Путина власть снова приберёт к рукам та же самая ФСБ новейшей модификации, можно не сомневаться. И нынешняя безапелляционно сформулированная идея Валерия Соловья в отношении факта люстрации силовиков всех мастей, включая судей, снова будет благополучно похоронена.

Недавно Станислав Белковский высказал замечательный тезис о том, что и власть, и оппозиция – в равной степени – живут и мыслят в прошедшем времени. И их противостояние, их желание свести счёты касаются ещё советских представлений о положении вещей – отсюда и мощнейшее финансирование теле-пропаганды со стороны властей, и угрюмое нытьё лидеров мнений в you tube по поводу не допуска на тв. Хотя ныть, я полагаю, стоит лишь по поводу ожесточённой конкуренции на новейших площадках в новейшую эпоху невероятной свободы слова.

Пытаясь выявить суть нынешнего положения вещей – гремучую смесь очевидной агонии режима с абсолютным отсутствием очевидной альтернативы – я, к счастью, понимаю вот что. Та абсолютная ложь, внутри которой 70 лет существовал СССР, только сейчас обрела зримую форму. И каждый, кто этого хочет, ясно слышит эту бесконечную ложь, точно зная: это именно ложь. То, что раньше можно было отнести к заблуждению ввиду отсутствия информации, теперь невозможно. Только если ты сам тупо тащишься от какого-нибудь «бесогона», предварительно измазавшись в «соловьином помёте» … с тобой всё ясно. Но проблема как раз не в тебе. Проблема в том тотальном недоверии и взаимной подозрительности оппозиционеров всех мастей, которое и создаёт почву для той мистической составляющей взаимного манипулирования, на которой, собственно, и держится ФСБ. Россией правит тотальное недоверие, и ни один из вновь заявивших о себе политических лидеров это недоверие не разрушит. Валерий Соловей – самый яркий пример тому. Я безоговорочно верю в его искренность, но большинство из тех, чьи позиции мне интересны, Соловью безоговорочно не верят. А те, кто не сомневаются в его честности, например, Владислав Иноземцев, никак не поддерживают его в публичных дискуссиях.

Марк Фейгин, которого я упомянула вначале, на мой взгляд, старается быть максимально объективным, приглашая на свой канал людей самых разных убеждений и давая им возможность высказать своё мнение, расходящееся с мнением пригласившего. Я с удовольствием каждый раз смотрю его стримы. И мне очень хочется, чтобы и он, и Алексей Навальный, сумели достичь того уровня внутренней уверенности, при которой, перефразируя Станислава Ежи Леца, подозревать уже просто смешно.
Пока же власть находится в руках тех, кто уверен в обоснованности высокомерного презрения по отношению к зыбкой субстанции, именуемой российской оппозицией. И переломить тенденцию не удаётся никому. Я понимаю, почему. Сломать мечтают форму, не понимая, что она – лишь оболочка содержания.

У меня есть счастливая (ибо – осознанная) возможность рассматривать любое явление изнутри моего личного существования. Так вот, я достаточно много времени потратила на то, чтобы понять: как советская власть не являлась ни малейшим препятствием для моего внутреннего роста и развития, так и нынешняя социально-политическая ситуация ни в чём не препятствует моему прекрасному существованию. Поскольку всегда и во всём именно я отвечаю за свою жизнь, за своё благополучие и счастье. Только я сама. Именно поэтому меня никогда никто не вербовал, мною никогда и никто не манипулировал и всё, чего я точно и осмысленно хотела, легко шло в руки. У меня есть чёткая позиция по отношению к обществу и главная в этой позиции – я. И каждый социальный кластер даёт мне то, что в состоянии честно отдать. Либо – стать объектом моей насмешки в случае, если кластер держится на круговой поруке лжи.