Залы Петербурга. 13. Зал особняка Брусницыных

Серж Пьетро
   Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектики, нравится всем.
Окончательно создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных,
известных в те времена всем.
Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес - Кожевенная линия, дом 27.
Дом приобрёл приехавший в Петербург из Тверской губернии
крестьянин Николай Мокеевич Брусницын в 1844 году,
 он создал кожевенную мастерскую в 1847 году,
которая поначалу была небольшой (работало в ней человек десять, похоже)
и занималась дублением кожи.
   Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад:
он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, которой он был рад,
а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими,
каждый рабочий давал хозяину хорошую прибыль - был дороже наград.
   В 1882 году  к сыновьям Н.М. Брусницына перешёл весь дом.
Через два года трое братьев решили перестроить дом
и он получил новую отделку интерьеров, второй этаж вновь был повышен,
с восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось –
статус дома был возвышен.
   Необыкновенен стал танцевальный зал, который иногда ещё называют Белым залом 
(в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад века XIX-ого).
Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением.
Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.
    Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона
образует двухъярусная лепная падуга.
Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность,
даря красот очаровывающую дугу.
   Стены, двери и потолок Белого зала
сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, 
амурами, женскими головками и музыкальными инструментами.
Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз,
цветов и фигурок сатиров со свирелями и иными музыкальными инструментами.
   Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами,
в капители которых вписаны лиры.
В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стёклами,
а также мраморные подоконники, возле которых устраивались празднества и пиры.
    Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.
Прекрасно сохранился мраморный камин, очаровывающий своим пламенем холодными вечерами.
   В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти (итал. putto,
лат. putius - маленький мальчик, младенец, крошка); ещё два амурчика сидят по бокам,
поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.
Две тумбы по бокам камина, изначально предназначены вазам и цветам.
  Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама
в виде перевитого лентами венка, словно у древнего победителей храма,
в раме сохранилось подлинное зеркало, стоящее уже века,
расположение зеркала, как и в других помещениях особняка,
специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него
отражение великолепной люстры и потолка.