Мальчик со шпагой

Александр Москвитин 1
В детстве мне не попадались книги Владислава Крапивина. Только в 1982 году я познакомился с одним из героев его произведений – с Юрой Журавиным из романа «Журавлёнок и молнии». Этот роман печатался тогда в журнале «Пионер», который мне выписывали родители. Мне очень понравились герои этой книги, у Журки и у меня было много общего в характере. С нетерпением я ждал очередной номер журнала «Пионер», в котором печатали продолжение романа «Журавлёнок и молнии». Однако в то время мне не удалось узнать – чем закончилась история Журки. Последние главы романа были напечатаны уже в 1-4 номерах «Пионера» за 1983 год, но в том году родители выписали мне «Костёр». Он тоже был хорошим детским журналом, и я хотел, чтобы родители выписали мне оба журнала одновременно: и «Пионер», и «Костёр». Но они не пошли на такой отчаянный шаг, поскольку выписывать два одинаковых (на их взгляд) детских журнала было бессмысленно и дорого. Вот поэтому я так и не дочитал тогда роман Крапивина «Журавлёнок и молнии». Хотя я иногда покупал «Пионер» в киоске «Союзпечати» (в чём здесь была экономия для семейного бюджета?), однако все номера «Пионера» за 1983 год мне приобрести не удалось. Кстати, когда в 1982 году мне выписывали «Пионер», я покупал в газетном киоске некоторые номера журнала «Костёр». Я любил читать, а книг в нашей семейной библиотеке было до обидного мало.
Полностью прочитал роман «Журавлёнок и молнии» я только в прошлом году. Было ностальгически интересно и щемяще снова встретиться с героями моего детства. Наконец-то, спустя 37 лет, я дочитал эту книгу, и она мне не понравилась. Точнее, мне не понравились крапивинские фантазии по поводу спектакля о Золушке, который ставят герои романа. То есть, вся эта слащавая романтическая муть, которую он зачем-то воткнул в замечательную историю о Юре Журавине. Романтическую муть я не любил в детстве, не приемлю и сейчас. Впрочем, речь не об этом.
1 сентября сего года писатель Владислав Крапивин покинул это мир в возрасте 81 года. Смерть одного из последних детских писателей советского периода всколыхнула  интерес общественности к его произведениям и биографии. Я решил прочитать программное сочинение Крапивина – роман-трилогию «Мальчик со шпагой», чтобы познакомиться с крапивинскими идеями поближе. Посмотрел также фильм «Колыбельная для брата» (снят в 1982 г. по одноимённой повести Крапивина, написанной в 1978 г.). И вот, что я могу сказать о прочитанном.

Главный герой романа «Мальчик со шпагой» (роман написан в 1972-1974 г.г.) - шестиклассник Сергей Каховский. Он любит читать книги о приключениях, мушкетёрах, рыцарях, археологических раскопках. Каховский видит и остро чувствует несправедливость, он пытается бороться со злом окружающего мира. К сожалению, часто случается так, что зло исходит от взрослых людей, которые априори должны быть честными, добрыми, мудрыми и справедливыми. Именно этому советских детей учили в семье, детском садике и школе: взрослые – хорошие, они – воплощение добра; взрослых нужно слушаться; они не могут ошибаться и заблуждаться; взрослые не причиняют зла детям. Эти и другие подобные установки внушались советским детям всеми возможными способами: от воспитания в семье до пропаганды при помощи СМИ. Абсолютное большинство советских детей бездумно принимали на веру эти установки, и следовали им в своей жизни, во всяком случае – в детский её детский период. Серёжа Каховский ничем не отличался в этом смысле от своих сверстников – но только до одного случая.

Летом 1973 года, находясь в пионерском лагере «Смена», у Каховского возник конфликт с начальником лагеря Тихоном Михайловичем Совковым (фамилия говорящая, однако вряд ли Крапивин в начале 1970-х знал о том, кто такие «совки»). Дело в том, что Совков перлюстрировал переписку некоторых пионеров. Он вскрыл и прочитал письмо Каховского, адресованное родителям. Мало того, начальник лагеря зачитал фрагменты письма перед всеми пионерами «Смены» - на общей линейке. Серёжу Каховского шокировало поведение Совкова, он вступил с ним в спор, в ходе которого начальник в сердцах бросил – мол, можешь уходить из лагеря, тебя здесь никто не держит. Каховский так и поступил: утром следующего дня он собрал свой чемодан и ушёл из лагеря.

С этого и начинается история «Мальчика со шпагой». В подробностях сюжет пересказывать не буду, ограничусь общими замечаниями. Рассказ о Серёже Каховском буквально напичкан символами, намёками и межстрочными откровениями. Для начала – о фамилии. Фамилия главного героя – Каховский. По словам Серёжи, эту фамилию его дед-беспризорник получил в честь того, что именно под Каховкой его нашли и взяли с собой красные во время Гражданской войны. Декабрист Пётр Каховский не является предком пионера Серёжи. Однако известная фамилия обязывает быть таким же честным, смелым и принципиальным, как Пётр Каховский (активный участник восстания декабря 1825 года, застреливший генерала Михаила Милорадовича и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Стюрлера) – один из пяти повешенных декабристов.
Серёжа очень старается, так сказать, не осрамить славную фамилию, однако он часто при этом попадает в нелепые конфликтные ситуации. Честность и принципиальность Каховского играют с ним злую шутку: отстаивая справедливость, Серёжа вступает в противоборство с различными представителями мира взрослых. Он конфликтует с начальником лагеря, с учителями и соседями, с завучем школы и чиновниками, с вожатыми и бандитами. Серёжа искренне не понимает: почему книжная романтика и пропагандистские догмы не коррелируют с реальностью? Почему далеко не все взрослые оказываются хорошими и добрыми? Почему мир так жесток и несправедлив?
Найти ответы на эти вопросы Серёжа не может. И тогда он придумывает себе спасительную нишу: историю о всадниках. Всадники в представлении Каховского – это некие «боги из машины», являющиеся в самый критический момент и спасающие его. Будучи ещё наивным пацаном, он рассказывает историю о всадниках своим солагерникам – за это они подымают его на смех, а потом жёстко прессуют. Солагерников, прессующих Серёжу, начальник Совков называет «мои мушкетёры». Несколько пионеров из отряда Каховского находятся на службе у Совкова – они являются его «титушками» (если использовать современный термин) и ретиво выполняют все приказания начальника.

После бегства из лагеря Серёжа возвращается домой, в небольшой городок. В оставшееся до окончания летних каникул время он записывается в пионерский клуб «Эспада» (с испанского – «шпага»), созданный под эгидой райкома комсомола. Руководит «Эспадой» бывший артековский вожатый, комсомолец Олег Московкин. В этот клуб записываются десятки пионеров и октябрят, изнывающих от безделья. В клубе «Эспада» (который сами воспитанники называют отрядом) царит суровая дисциплина, которой ребята с удовольствием подчиняются. Во время занятий в отряде школьники изучают основы фехтования, смотрят фильмы и мультики на старом кинопроекторе, читают книги, беседуют, стреляют по мишеням из расхлябанной пневматической винтовки и даже пытаются снять собственный фильм. У членов «Эспады» имеется клубная форма: рубашки и шорты стального цвета, а ещё - знаки отличия, нашивки и значки (из советской атрибутики – только пионерские галстуки). Одно из ударных подразделений «Эспады» - барабанщики. Они носят «рубашки салатного цвета, белые ремни на синих шортиках и блестящие аксельбанты на плечах». Вступая в «Эспаду», будущие её члены произносят присягу, один из пунктов которой гласит:
«Взяв в руки оружие, я буду помнить, что в нём заключена смерть. Поэтому я никогда не направлю даже незаряженное оружие на человека, не обнажу клинка против соперника, не защищённого маской, если только эти люди не будут настоящими и опасными врагами».

По большому счёту «Эспада» является своеобразной военизированной парамасонской ложей, которая лишь для маскировки использует пионерскую атрибутику и кое-какие советские лозунги. Для большинства взрослых «Эспада» непонятна, а значит, потенциально опасна. Встревоженная общественность во главе с домоуправом Сыронисским наезжает на руководителя «Эспады» Московкина и угрожает отнять помещение клуба под нужды бухгалтерии домоуправления. Конфликт с Сыронисским заканчивается разгромом «Эспады» и закрытием клуба. Потерпев поражение от Сыронисского, Московкин опускает руки и уезжает из города. Члены «Эспады» со временем записываются в другие клубы и спортивные секции. Однако Серёжа и его самые близкие друзья не намерены сдаваться, ведь флаг «Эспады» они сохранили, а значит, отряд жив.
На всём протяжении романа его главный герой следует от одного разочарования к другому, от одной потери к другой. В возрасте шести лет Серёжа Каховский остаётся без матери – она умирает от простуды. Отец женится вторично, у Серёжи появляется мачеха, которую он называет тётя Галя. У него также появляется единокровная сестра, к которой Каховский не питает братских чувств. В пионерском лагере Серёжа теряет любимого вожатого Костю: начальник Совков выживает строптивого комсомольца за то, что тот ходит по лагерю в шортах и носит тёмные очки. Серёжа теряет некоторых друзей – членов «Эспады», которые в критической ситуации оказываются трусами и отдают хулиганам форменные отрядные ремни. По дороге из лагеря домой Серёжа знакомится с журналистом Ивановым – он помогает мальчику во время побега. Однако спустя полгода Иванов внезапно умирает, Серёжа становится свидетелем его похорон, которые Крапивин описывает в мрачных подробностях. В сентябре 1973 года в Чили происходит военный переворот: Серёжа и его друг Генка Медведев очень эмоционально реагируют на эти события. Они разглядывают страницу из перуанского журнала (её прислали брату Генки – Саше, который занимается непонятно чем: то ли научной работой, то ли поиском шпионов), где была помещена фотография убитого чилийского подростка. Вполне возможно, что этот подросток – Алехандро Альварес Риос – которому Генка написал письмо (брат Саша летом «был в Чили со студенческой делегацией. У него там друзья остались. Он привёз адрес одного парнишки, помог письмо написать по-испански»).

Клуб «Эспада» подвергается, как сказали бы сейчас, рейдерской атаке со стороны домоуправления и чиновников из районо (фамилия одного из них – Стихотворов. Крапивин вообще любит наделять отрицательных персонажей фамилиями со свистящими звуками «с»: Совков, Сенцов, Сыронисский, Стихотворов, Сотников, Солобоев). Ребят выставляют из помещения, они фактически оказываются на улице, успевая спасти кое-что из имущества «Эспады». Командир отряда Олег Московкин отказывается от борьбы и фактически дезертирует с поля боя. Последняя крупная потеря Серёжи – это отношения с гостящим у них дома братом мачехи – дядей Витей, который занимается археологией и обещает взять Серёжу в Херсонес на раскопки. Однако в процессе общения с дядей Витей Серёжа понимает, что этот археолог, которого он поначалу идеализировал, является приспособленцем и беспринципным человеком. После долгих раздумий и колебаний Серёжа порывает с дядей Витей и отказывается от какого-либо общения с этим человеком, считая его подлецом.
Однако дядя Витя вовсе не подлец, он просто пытался изменить ход мыслей мальчика. Между дядей и племянником произошёл серьёзный и важный разговор, который мог бы стать поворотным моментом в судьбе Серёжи Каховского. Дело в том, что Каховский «в свои двенадцать лет является очень конфликтным человеком. Он и дня не может прожить без разных стычек, споров и ссор». Дядя Витя прямо говорит об этом Серёже. Племянник искренне недоумевает: ведь он борется против несправедливости – отсюда и конфликты. Дядя Витя называет его «донкихотом» и произносит такую тираду:
«Послушай. Абсолютно хорошей жизни не было и никогда не будет. Всегда останутся дураки, карьеристы, себялюбцы. Может быть, потом их станет меньше, но совсем они не исчезнут. В мире всегда есть добро и зло. И всё на свете зло не уничтожить. Поэтому надо рассчитывать силы, жить как все, а не воевать с целым светом».
По сути, дядя Витя прав: он предлагает Серёже перестать лезть напролом, а пользоваться «лавировочкой». Однако Каховский не может принять приспособленческой (с его точки зрения) философии дяди Вити. В этом и заключается главная беда Сергея Каховского и ему подобных - в отсутствии гибкости при общении с людьми. Дядя Витя упрекает Серёжу в том, что тот «в каждую стычку рвётся, как на штурм Зимнего». Дядя – старый тёртый калач, он прожил свои несколько десятков лет в Советском Союзе, он хорошо знает эту Систему. Дядя понимает, что Система сильна, с ней не справиться отдельному человеку или даже группе людей. В сражениях с Системой можно потерять не только время, здоровье, но даже загубить карьеру и угробить собственную жизнь. Но поступать таким образом – это глупо, считает дядя Витя. Гораздо умнее будет, если человек приспособится к Системе и будет жить по её правилам (которые часто меняются). Дядя знает, что выступать (условно говоря) против линии Партии – себе дороже; поэтому он предлагает племяннику колебаться вместе с линией Партии, то есть, лавировать. Ведь даже лавирующий парусник может идти против ветра. Дядя учит племянника:

«Умный ты человек и упорный. Но свой характер ты растрачиваешь попусту. На мелкую монету размениваешь, не обижайся, пожалуйста… Я археолог, человек науки, ты тоже этим увлечен. Я увидел в тебе единомышленника. Но теперь я вижу: из тебя не получится учёного, если ты не начнешь жить иначе. Потому что величие мировых культур, которые мы изучаем, несовместимо с дрязгами повседневной жизни… Я ведь не уговариваю и, упаси бог, не воспитываю. В конце концов, каждый имеет право жить по-своему. Я даже готов уважать твои принципы. Но у меня тоже есть принципы. Я работаю для науки, а наука не терпит суеты. Не терпит она мелких споров, ссор, дерганья нервов. Если ты будешь жить, как живешь, археологом не станешь, имей в виду. И тогда нам не по пути».

Дядя Витя называет попытки ребят возродить «Эспаду» «гальванизацией трупа». Серёжа всерьёз задумывается над словами дяди. Он даже пытается заняться «лавировочкой», однако вспоминает девиз «Эспады», выгравированный на подаренной ему именной шпаге – «Смелость и честь» и… Посылает дядины приспособленческие принципы куда подальше вместе с их носителем.

Итак, Серёжа Каховский живёт от одной потери до другой. Конечно, случаются в его жизни и хорошие моменты, он окружён любимыми друзьями, его любят отец и мачеха, уважает директор школы и многие учителя. Кульминация романа – «звёздный час Серёжи Каховского» - его сражение с тремя малолетними хулиганами и одним взрослым бандитом, вооружённым кастетом и ножом. Из этой драки Серёжа выходит победителем, о его подвиге пишет местная газета, райотдел милиции награждает героя готовальней. Видимо, эта драка сильнейшим образом повлияла на психику Каховского, он понял, что все проблемы в этой жизни можно (и нужно) решать только силой.
После героического поступка Серёжи (кроме себя, он защитил ещё двух октябрят, которых провожал домой по тёмным улицам) в «Эспаде» ему вручили именную шпагу. Как известно, шпага являлась одним из атрибутов высшего сословия – дворянства. Шпага была одним из любимых видов оружия мушкетёров из книг Дюма: эти французские шалопаи все свои проблемные вопросы решали только одним способом – размахивали шпагой и убивали противников. Шпага является символом чести, доблести, романтики и геройства. Серёжа Каховский становится обладателем именной шпаги, что выводит мальчика из среднестатистической советской семьи, из «низов» в более высокое «сословие». 

Вероятно, Серёже всё-таки вскружил голову его «звёздный час», а также реакция общества на его подвиг. После драки с хулиганами Каховский практически распоясался: он стал повышать голос на вожатых, на учителей; позволял себе прогуливать уроки. Кстати, урокам и школьной жизни в романе «Мальчик со шпагой» автор уделил очень мало внимания. Для большей части главных и второстепенных героев школа остаётся неким дальним фоном, на котором протекает реальная жизнь. Можно даже сказать, что большинство школьников (как пионеров, так и октябрят) считают учёбу в школе досадным недоразумением, отнимающем время и силы.
Что волновало советских пионеров в начале 1970-х годов? Судя по роману Крапивина, пионеры были озабочены чем угодно, но только не учёбой в школе и пионерскими делами. Пионерские поручения – это тупой официоз, а героев романа тошнит от советского официоза. При этом они с превеликой радостью бросаются в дела «Эспады», они живут жизнью этого фактически подпольного парамасонского военизированного отряда, прикрытого пионерской атрибутикой. В «Эспаде» пионеры и октябрята делают почти всё то же самое, что заставляют их делать в школе в рамках пионерской организации – например, участвуют в самодеятельности, посещают спортивную секцию. Однако во всех этих (и других) мероприятиях под эгидой «Эспады» пионеры и октябрята участвуют с неподдельным энтузиазмом, с активностью и весельем.
Форма, нашивки, ремни, барабаны, аксельбанты, дисциплина «Эспады» - всё это отсылает нас к дореволюционным скаутам или даже к такому явлению 1930-х годов, как «Дойчес юнгфольк» (детская группа организации Гитлерюгенд; в «Дойчес юнгфольк» входили мальчики в возрасте 10-14 лет). Крапивин, не стесняясь, любуется формой, дисциплиной и выправкой бойцов «Эспады». Марширующие барабанщики-эспадовцы практически ничем не отличаются от членов «Дойчес юнгфольк», во всяком случае, внешне.

Кстати, ведь сам Владислав Крапивин ещё в 1961 году организовал в Свердловске свою «Эспаду» - клуб «Каравелла», который существует до сих пор. Члены «Каравеллы» носили чёрную форму, её барабанщики били в чёрные барабаны. Власти неоднократно пытались запретить, закрыть и разогнать «Каравеллу», но она выжила, а Крапивин за это время стал автором сотен романов, повестей, сценариев, стихотворений. Девиз крапивинской «Каравеллы» - испанская фраза «Tamborileros, аdelante!» («Барабанщики, вперёд!»). Финальная фраза романа «Мальчик со шпагой» - «Барабанщики, марш!».
Серёжа Каховский придумал себе спасителей – всадников. Однажды всадники действительно спасли его от нападок со стороны «титушек» начальника лагеря. Этих всадников (знакомых студентов из стройотряда) призвал на помощь журналист Иванов. Он же и сказал Серёже, что не стоит, мол, всегда ждать помощи от мифических всадников; возможно, они больше никогда не появятся в жизни Серёжи. По словам журналиста, теперь Серёжа должен сам стать всадником:
«Будь всадником сам. Не обязательно на коне и в шапке со звездой, не в этом главное».

Серёжа очень серьёзно отнёсся к этому совету журналиста Иванова. Он изо всех сил старается быть всадником и приходит на помощь униженным и оскорблённым: трижды спасает октябрёнка Стасика от расправы – от гнева вожатой, от рук хулиганов, от ремня отца; спасает дворовую детвору от склочных соседей; спасает детишек от несправедливых упрёков пассажиров автобуса… Вживаясь в роль всадника и приходя на помощь, мальчик произносит громовым голосом: «Не трогать!» - именно эту фразу он услышал от всадников-студентов, которые спасли Серёжу от рук лагерных «титушек». Простой советский пионер становится всадником, и не простым, но со шпагой. Как известно, всадники являлись одним из высших сословий в Древнем Риме, например, небезызвестный Понтий Пилат был именно всадником. Вот и пионер Серёжа влился в это привилегированное сословие. Что ему теперь география, алгебра и уроки труда? Что ему теперь авторитет вожатых и учителей? Всё это – ерунда и детский лепет по сравнению с эксклюзивными знаниями и навыками, которые Серёжа и его друзья получают в «Эспаде»!
Серёжа Каховский является в «Эспаде» одним из капитанов, его слово имеет вес в этом клубе. Активными членами «Эспады», её, так сказать, лицом, считаются барабанщики. Несмотря на то, что за окном маячат серые 1970-е, барабанщики «Эспады» живут яркой жизнью, которую описал Михаил Светлов в своём стихотворении «Маленький барабанщик»:

Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов.
Средь нас был юный барабанщик.
В атаках он шел впереди
С веселым другом-барабаном,
С огнем большевистским в груди.
Однажды ночью на привале
Он песню веселую пел,
Но, пулей вражеской сражённый,
Пропеть до конца не успел.
С улыбкой юный барабанщик
На землю сырую упал,
И смолк наш юный барабанщик,
Его барабан замолчал.
Промчались годы боевые,
Окончен наш славный поход.
Погиб наш юный барабанщик,
Но песня о нем не умрёт.

Во всяком случае, они хотели бы жить именно так. Ведь пока ты маленький, ты не очень опасаешься смерти, ты думаешь, что смерть – это что-то вроде игры…
Это стихотворение Светлов написал в 1929 году, а посвящено оно было восстанию организации «Союз Спартака», которое состоялось в январе 1919 года во время Ноябрьской революции в Германии. Руководители восстания Карл Либкнехт и Роза Люксембург были арестованы и расстреляны.

Против кого собирались восставать барабанщики «Эспады» в Советском Союзе образца 1973 года? Против Брежнева и самой правильной на Земле Советской власти? Нет, конечно.
Против правильной Советской власти нельзя было не только восставать, но даже и думать об этом. Власть в целом была правильной и хорошей, но вот отдельные её представители являлись сволочами: Совков, например, или Стихотворов и Сыронисский. У этих персонажей и фамилии мерзкие, и сами они являются воплощением человеческой тупости и гнусности. О восстании против совковых и сыронисских речи пока не идёт. Крапивин только указывает цель и настраивает читателей на борьбу.
Кроме того, бороться следовало с проявлениями фашизма: вот, например, в Чили победили фашисты. Он убили Алехандро Альвареса Риоса (или другого подростка), а певцу Виктору Хара отрубили руки. Советский народ полагал, что фашизм был повержен в 1945 году, однако его метастазы случаются и в 1970-е годы. Вот с этим злом необходимо беспощадно воевать: с отечественными бюрократами и зарубежным фашизмом. Кроме того, члены «Эспады», занимаясь фехтованием, учатся обороняться от уличных хулиганов. Кстати, в городе, где происходит действие романа, на улицах орудуют только хулиганы, а вот милиция поспевает только к шапочному разбору. О таком явлении советского времени, как ДНД (добровольная народная дружина), Крапивин вообще не упоминает, хотя к 1970-му году в СССР действовало более 100 тысяч добровольных народных дружин.

Итак, о чём книга «Мальчик со шпагой»?
Она рассказывает о позднесоветском обществе, поражённом тяжёлыми болезнями: бюрократией, равнодушием, кумовством, формализмом… Но главная беда советского общества образца начала 1970-х – кризис идеологии, тотальное неверие народа официозу, начало распада советского общества. На пути героев романа постоянно возникают препятствия, а сам путь лежит в тупик. Советская Система не может предложить людям ничего нового, современного, прогрессивного. Она тупо пережёвывает старые, архаичные, протухшие и прогнившие догмы, пытаясь выдать их за нечто передовое. Даже советская символика и её ритуалы глубоко опостылели молодёжи. Молодые граждане СССР неосознанно желают чего-то иного, более соответствующего духу времени. Чего именно? Они и сами не знают. Крапивин показывает процесс поисков этого нового. Как мы знаем, в рамках советской Системы эти поиски оказались бессмысленными и безрезультатными.

О чём ещё книга?
Она – о принципиальных людях. Которые готовы ради своих принципов уничтожить всё и всех вокруг. Принципиальность Серёжи Каховского граничит порой с идиотизмом. Он готов «назло мамке отморозить уши». Вместо встраивания в социум, Каховский врывается в него и пытается разнести сложившийся порядок вдребезги. Ему не хватает гибкости в общении с людьми, он почему-то считает такую гибкость подлостью. Каково возможное будущее Каховского? Учитывая тот факт, что он родился в 1961 году, можно с большой долей вероятности предположить, что спустя 6-7 лет после описываемых в романе событий Сергей Каховский окажется в Афганистане. Где и погибнет, будучи свято уверенным в том, что защищает афганский народ от мирового империализма.

Конечно, в 1973-74 годах у Каховского ещё имеется шанс изменить своё отношение к жизни и социуму. Он может прислушаться к ценному совету дяди Вити и оставить в прошлом свою дуболомную позицию. Дядя Витя говорит Серёже правильные вещи, однако племянник, вступающий в переходный возраст, уже заражён юношеским максимализмом. Он не приемлет компромиссов, он желает быть победителем в любой ситуации. Что ж, «кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, тот, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума».
P.S. Добавлю также, что в 1970-х вышла повесть украинской писательницы Нины Бичуя «Шпага Славка Беркуты» (написана в 1968 году). В ней тоже идёт речь о честном и принципиальном школьнике Славке Беркуте, который занимается фехтованием. Как видим, и здесь шпага также служит символом чести и смелости. Уж такое было время: советские символы утрачивали своё влияние в народе, особенно среди молодёжи. Молодые граждане советской страны нуждались в новых символах. А новое, как известно, это хорошо забытое старое. Вот и вспомнили о шпагах. В самом деле, о чём ещё вспоминать, не о дедовских винтовках и маузерах, в конце концов!)))