Забытая трагедия Липкан

Поликарп Поликарпыч
 Городок Липканы до Второй мировой войны, при царской России и в Румынский период был еврейским местечком, с преобладанием еврейского населения. В местечке не плохо развивались ремесла, пищевая, обрабатывающая и легкая промышленность, торговля, торговали даже с Америкой. Население к началу войны составляло около 10-ти тысяч человек. В Липканах просвещение и культура были на высоком уровне. Не случайно великий еврейский поэт ХХ века Хаим-Нахман Белик назвал Липканы "Бессарабским Олимпом". Из местечка вышла целая группа религиозных и общественных деятелей, журналистов, публицистов просветителей, художников, артистов, поэтов, писателей, вспомним например Иуду Штайнберга, Элизира Штайнбарга, Якова Штернбарга и других.

 Когда началась война, 22 июня 1941-го  года, липканский погранотряд героически держал оборону границы 10 дней, (сейчас есть небольшой памятник у заставы), но когда пришел приказ отступать, пришлось отступить, дабы не быть окруженными, из-за прорыва линии фронта на других участках границы. При отходе советские войска, применяя тактику "выжженной земли" то есть не оставлять неприятелю материальных ценностей, подожгли центр города.
 
 Когда немецко-фашистские и румынские войска вошли в Липканы их встречал еврей с хлебом-солью, но румынские легионеры забили его до смерти. 83 еврея в качестве акта устрашения были расстреляны. Оккупационная румынская администрация объявила, что в городе три дня не будет власти, делайте что хотите, тем самым спровоцировала не еврейское население на еврейский погром.

 Мама школьного товарища рассказывала ему, что была свидетелем того как соседи забивали еврея тяпками. Тот, пролежав окровавленный всю ночь на улице, утром подал признаки жизни. "Как, он еще живой!"- сказал сосед и добил его до смерти.

 Есть конкретные примеры из жизни , когда дети, внуки и правнуки страдают за те преступления совершенные предками, родственниками, которые участвовали в погроме.
Например: друг детства рассказывал что его бабка, будучи тогда молодой, участвовала тогда в этом  погроме. Только вот женщины у них в роду никак не могут выйти замуж, ни тетка, ни сестра, ни дочка его замужем так и не были. А сестра, хоть и родила сына вне брака в 36 лет, ребенок трагически погиб в дошкольном возрасте. Сам друг, ему 64 года, перенес уже три инсульта, почти ничего не видит. Невольно задумываешься не "заслуга"  ли это бабки, участвовавшей в погроме.

 С 8-го июля 1941 г. началась депортация евреев из Липкан.

 20 июля начался марш смерти 1200 евреев из Липкан. Те которые не могли идти, были застрелены в течении похода. Когда они прибыли в Могилев немцы отобрали стариков и вынудили более молодых рыть могилы для них. Из  Могилева остальных погнали обратно. Сотни умерли в пути. В течении месяца они оставались в гетто. Затем их снова выслали в Транснистрию. Все молодые евреи были убиты в лесу рядом с Сороками. В лагерях смерти выжили несколько десятков липканцев, вернувшись в Липканы они никого из своих не застали.

   В конце зимы 2014 года, когда в Киеве бушевал Майдан, гибли люди, разрушался город, у меня спонтанно возникла идея проекта памятника Жертвам Холокоста в Липканах, в которых я родился и вырос.
 
Хотя , честно говоря никто меня об этом не просил.
   
  Проектом предусматривалось размещение памятника в центральной части города, рядом с памятником Войнам погибшим в годы Великой отечественной войны, не в плотную, а метрах в 10 от него на аллее ведущей к улице Либертэций. Тем самым два памятника создавали бы единый мемориальный комплекс.

  Основу архитектурной композиции памятника жертвам Холокоста составляют 7 вертикально поставленных плит (семисвечник) из черного гранита на которых выбиты надписи и копии с  документальных фотографий.

 Да, памятник получился страшным , из-за размещенной на нем документальной фотографии с горой трупов , но гора трупов убитых ни в чем не повинных 83-х людей бала наверное не меньше. Считаю ,что только так, через шок, можно достучатся до сердец современного человека, только так можно показать тот ужас войны через который прошли наши предки.

   Через месяц архитектурный проект памятника был готов. (Смотреть иллюстрацию)
Было отпечатано на свои средства три цветных альбома, по 10 листов каждый.
Два альбома отнес в примарию (мэрию). Один старосте еврейской  липканской общины, правда община маленькая, всего человек пять. Можно сказать подарил их.  Примария и староста приняли альбомы с благодарностью. Решили что памятник надо построить и обязались взять на себя расходы 50на50. На строительство памятника требовалось собрать 16 тысяч евро.

 Проект памятника разместил в одноклассниках в группе "LIPKANI MD", там разгорелась не шуточная дискуссия...Одна женщин предлагала разместить на плитах цитаты из библии, другая ответила что ничего трогать не надо, что глядя на памятник в жилах кровь стынет...
 
 Я рассчитывал, что евреи из-за рубежа помогут в средствах на строительство памятника, но увы кроме слов благодарности ничего не услышал.

 В прошлом 2019 году мне позвонил примар города, сказал если могу чтоб подошел к памятнику войнам павшим в ВОВ, у них консилиум, так как нужно реконструировать памятник и не могу ли я помочь в этом, так как я сделал эскиз памятника Жертвам Холокоста. На консилиуме было выражено пожелание, чтоб два памятника составляли одно целое. Эскизный проект реконструкции я выполнил. Правда когда в феврале примар попросил сделать рабочий проект я отказался, так как был болен, порекомендовав ему обратится к районному архитектору.

 В сентябре реконструированный памятник погибшим в Великой отечественной войне жителей Липкан, призванных в Красную армию, 130 человек и погибших 35 войнов при освобождении городка, был торжественно открыт. Но памятник Жертвам Холокоста так и не был построен.

 Прошло 6 лет ничего с мертвой точки не сдвинулось. Похоже что никому памятник  Жертвам Холокоста не нужен...

  А вы как считаете, читатель?

PS. Вначале хотелось написать, что Липканы -это Молдавская Хатынь,что можно сравнивать их и с Бабьим яром в Киеве, но когда прочел литературу типа "Холокост в Молдавии", оказалось, что в Молдаве были тоже не менее страшные места.