Рассказ об этнодоме в Чохе и его чохнутом хозяине

Алексей Фёрст
Впервые я познакомился с Зауром Цохоловым и его детищем в начале мая 2017 года. Впрочем, полноценным знакомством это не назовёшь. Наша немногочисленная группа туристов, пустившая на майские праздники в путешествие по Дагестану, по пути из Гуниба в Гамсутль заехала в Чох, живописное селение на вершине горы, как промежуточный пункт поездки и место, где нам предстояло познакомиться с аварской кухней и гостеприимством местных жителей. И началась наша пешеходная прогулка по колоритным улочкам древнейшего селения на территории Дагестана со знакомства с интересным объектом, музеем-гостиницей, который группа энтузиастов создавала своими руками в одном из красивейших домов селения, построенном ещё в XIX веке. Нужно сказать, что весь Чох – это большой амфитеатр, а дома - ложи, из которых открывается вид на потрясающую гигантскую сцену с декорациями из живописных гор с террасами полей, на которой в течение дня при изменении освещённости словно постоянно меняются декорации.
Сегодняшний Чох постепенно пустеет: люди перебираются в города, поближе к благам цивилизации. И чтобы его не постигла участь Гамсутля, который называют сегодня селом-призраком, Заур и его единомышленники решили сделать что-то для его возрождения. Но уже как интересного туристического объекта. Их уверенность в успехе задуманного базируется не только на оптимизме безудержных романтиков. В целом во всём мире растёт популярность этнотуризма. Люди потянулись к своим корням, ими движет интерес к истории и быту предков. Им надоело стандартное однообразие номеров сетевых отелей, которые одинаково выглядят в Мехико и Париже, в Пекине и Киншасе. Они жаждут более глубокого погружения в историю и быт жителей того края, куда они отправляются на отдых. Отсюда интерес к бутик-отелям, этно - и сельскому туризму.
По наблюдениям Заура за последние годы Чох посетили более тысячи туристов из России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно летом сюда приезжают на практику группы студентов 10-20 человек из художественных училищ. Но в настоящее время комфортно разместить такое количество гостей в селении проблематично.
Так родился проект этнодома. Это и музей, и гостиница, оформленная в традиционном горском стиле: от внутреннего убранства до кухонной утвари и небольшого подворья. Здесь смогут одновременно проживать до 50 гостей. Им будет предложена и экскурсионная программ (а в окрестностях села есть на что посмотреть), и мастер-классы по стрельбе из лука и национальным ремёслам, и конные прогулки. В планах энтузиастов проведение встреч с молодёжью, деятелями культуры и искусства, журналистами и блогерами, съёмки видеофильмов и телевизионных передач, организация летней художественной мастерской.
Этнодом – это возможность оторваться от городской суеты, послушать тишину, подышать чистым горным воздухом, насладится фантастической красоты пейзажами не на мониторе ноутбука или планшета, а из окон своего номера.
Это и прогулки по колоритным улочкам, которые одновременно являются крышами домов, где всегда рады гостям. Это и возможность пожить жизнью своих предков, ощутить её ритм, почувствовать связь времён.
А ещё это – рабочие места для жителей села и надежда на его возрождение. Этнодом, по планам его инициаторов, только первая ласточка, за которой должна прилететь вся стая. И это тоже не воздушные замки: в Чох, в дома своих предков, стали возвращаться горожане. Конечно, не на постоянное жительство, а на летний отдых. Сегодня – поодиночке, для проведения ремонта, завтра они привезут сюда всю свою семью. Сейчас приводятся в порядок дома, завтра будут приведены в порядок целые улицы, по которым начнут гулять и местные жители, и заезжие туристы.
И вот Заур Цохолов, Абдулкарим Амиров (сейчас перебрался в Калининград, работает над научным проектом в одном из технопарков) и ещё несколько энтузиастов взялись за дело: стали восстанавливать заброшенный дом, собирать старинную утварь, мебель, предметы интерьера, образцы национального костюма – всего того, что сегодня уже стало экспонатами музея, а в недалёком будущем будет использовано также в дизайне жилых номеров этнодома.
Второй раз мы повстречались с начинающим отельером, музейщиком и этнографом в начале августа того же 2017 года на Комсомольской поляне в Пятигорске, на VIII молодёжном форуме северокавказской молодёжи. Он готовился к защите своего проекта.  Заур уже был обладателем гранта предыдущего форума, что позволило ему существенно продвинуться в работе. Однако для завершения проекта нужны значительные средства и очередной грант мог бы стать существенным подспорьем. Через несколько дней я узнал, что и в этот раз Заур оказался в числе победителей.
Сегодня этнодом Заура Цохолова уже принимает гостей. Не очень много, но принимает. Ведутся работы по расширению возможностей по приему туристов. Но на повестку встал ещё один проект, гораздо более масштабный. Заур возглавил движение энтузиастов, которые хотят сохранить горное селение Гамсутль, история которого насчитывает почти две тысячи лет. На территории его находили артефакты различных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с надписями на персидском языке, на фасадах домов можно и сегодня различить арабскую вязь, а дверь одного из них украшает Звезда Давида. Последний житель Гамсутля скончался пять лет назад. Покинутый жителями аул медленно умирает, разрушаются великолепные старинные дома и общественные объекты.
И Заур с единомышленниками, которых знакомые любя называют «чохнутыми», решил остановить процесс разрушения и разграбления уникального селения, который называют аулом-призраком. В разговоре с ним я поставил под сомнение необходимость и возможность решить эту задачу (всё-таки покинули селение не вследствие каких-то форсмажорных обстоятельств, а по своему желанию, количество опустевших объектов исчисляется десятками, если не сотнями). Стоит ли? Выслушав мои аргументы, он не стал спорить, просто сказал: «Мы всё равно попробуем».
А вдруг получится?! Ведь получается именно у тех, кто пробует.
На фото - одно из строений в селении Чох