Бабушкины байки 10

Рита Штейн
     Октябрь у нас - месяц именинников:  недавно ушедшая  жена брата, внук и внучка Лёвы, его младшая дочь,  ещё одна племянница, живущая в Чикаго. Но главное - двое из трёх моих любимых внуков. здесь, в Араде. Тут уж только поздравлениями не ограничишься, ждут подарки, а как их передать онлайн в эпоху ковида? Значит, используем денежный эквивалент.               

     Звоню Лавику. Поздравляю. Желаю всего-всего, но, главное - чтобы его любили друзья, как любим его мы. У нас в семье культ дружбы. Я, например,  переписываюсь с оставшимися в живых одноклассниками и говорю по скайпу с некоторыми однокурсниками, находящимися в "хорошей сохранности" (медицинский термин). И у Наташи друзей по всему миру хватает. А вот у Лавика с этим  напряжёнка, он типичный интроверт, и ему хорошо с самим собой. Впрочем, один друг у него всё же есть.  В далёком Пакистане. Говорят по скайпу, потому, может,  у Лави такой продвинутый английский. А теперь появилась надежда встретиться где-нибудь в Абу-Даби или Дубае, ведь с Арабскими эмиратами и Бахрейном мы заключили договор о мире и сотрудничестве. А сегодня даже подписали документ о безвизовом режиме.

     Лави – 15. Пора задумываться о будущем. Два года назад пришло письмо  из армии с предложением пройти воинскую службу в технических частях авиации (школы, видимо, подают списки учащихся, обладающих определёнными способностями) . Лестно, конечно... Но Лави мечтает стать ветеринаром, поэтому хочет попасть в подразделение, где готовят к армейской службе собак. Эти собаки выполняют здесь ответственнейшую работу,  поэтому  их и считают настоящими бойцами. И если они погибают в операциях, их хоронят на специальном кладбище, и на скромной небольшой могильной плите можно прочитать имя героя. 

     Почему у детей такая любовь к животным? Да потому,  что дом полон собак. Два года назад дети стали волонтёрами собачьего приюта,  откуда берут  бродячих бедолаг на  "одомашнивание". Сейчас, например, кроме двух собственных, воспитываются во дворе ещё 10: мама с 9-ю новорождёнными. И как же интересно наблюдать их взросление!

     Не знаю , удастся ли мне поздравить с Днём рождения Яэлю лично, ведь, сняв трубку, я постоянно слышу: "Абонент временно недоступен." Постоянно временно недоступен...    
   - Не обижайся, - говорит мне Наташа - ну, не любит Яэля говорить со взрослыми. Ей это скучно.                - Ну, да. Зато с подружками болтает часами.                – Так это же подружки!
               
     Яэля -  полная противоположность Лави.  Друзей немеряно, но есть одна самая любимая подружка - Леля. Дружат они лет с пяти, а теперь ещё  и сидят за одной партой.  Часто ночуют друг у друга. Яэля потребовала поставить в её комнате двухэтажную кровать, чтобы Леля спала с комфортом. Мама согласилась. Но когда я лежала на операции в Ашдодской клинике, и Наташа безвылазно находилась со мной, Лелина семья взяла Яэльку к себе ( а старшие жили у бабушки Рухамы).               - Когда девчонкам было лет по 5, в многодетной семье Лели родилась младшая сестрёнка Сарра , кудрявая куколка - красавица. Теперь она уже в 1 классе и хвостиком ходит за старшими. Девчонкам это категорически не нравится, но обижать маленьких  в Израиле не принято, вот и терпят. А говорунья! Новый еврейский 5781 год я встречала у Наташи и наконец-то познакомилась с сестренками, о которых много слышала.
Почувствовав мой интерес, Сарра уже от меня не отходила, может быть, у неё нет своей бабушки... И про свою виллу мне расказала, и где служит старший брат, и где учится старшая сестра (разница у них 15-17 лет). Принесла учебник по ивриту, меня поэкзаменовала. Пожаловалась, что очень любит кушать, но похвалилась, что не толстеет (продемонстрировала плоский живот). Ну, а потом, когда поняла, что общение наше всё теплее и теплее, осторожненько так, деликатно спросила:
         - А что у тебя с глазиком?         
         - Болел, - говорю,  - сильно. Три операции сделали.  Не  помогло. Вот и удалили.      
          - Было больно? - С состраданием  ...                - Конечно...                - А я тоже один раз ножку поранила. Было очень больно. Мама промыла, чем-то помазала, наклеила пластырь и говорит: "До свадьбы заживёт".  Ножка зажила. А свадьбы не было! - с горечью...

    До чего же они славные эти дети! Я  четверть века отдала педагогике, но, видимо, не набила оскомину, дети мне по-прежнему интересны.   

   А вот со своими внуками что-то серьёзное упустила. Их школьные дела как-то прошли мимо. Да и сейчас проходят.  Я не знаю их учебники, я не видела их тетрадки и даже не представляю их почерка - всё заменил компьютер. Где то золотое время, когда без моих сказок (рассказанных   или прочитанных) они не шли спать?! Где незабвенный Корней Иванович Чуковский с его стихами?  А псевдонародные песни моей молодости, под которые они засыпали ( Рябинушка, Калина красная)? Не обходилось и без курьёзов, конечно. Однажды рассказываю Лавику сказку:

      - Лежал Емеля на печи...                - Бабушка, кто такой Емеля?                - Это парень такой. Взрослый, здоровый, но ленивый.                - А что такое печь? 
       - Печь? м-м-м-м... Печь - это танур.                -Танур? Как может взрослый парень лежать на тануре?

     И правда. Танур на иврите - это электропечь, духовка, вмонтированная в кухонную стенку. А настоящую печь тут никто и не видел, квартиры не отапливаются, только кондиционеры.  И так каждая сказка с  длинными комментариями . Однажды Лавик говорит мне:
 
      - Бабушка, какая ты невезучая.                Думаю, понятно, имеет ввиду, что нет рядом  дедушки.               
      - Почему, Лавинька?- уточняю догадку.                - Да потому, что ты ни одной песни до конца не знаешь.
      
     И это правда. Два куплета ещё с трудом вспомню, а уж третий импровизирую. А у ребёнка ум аналитический с критическим оттенком, вот и замечает.

      Дни рождения отпраздновали скромно по-ковидовски. А через неделю уже и мамин День  рождения поспевает. А вот ей -то в этот раз отметили по-королевски: подарили новую машину. Ну, не то, чтобы совсем новую, со вторых рук, но с небольшим пробегом. И как же ей было трудно расставаться со своей  старой преданной подружкой. Ведь первая машина - это как первая любовь: не вечна, но всегда в памяти. И Наташа даже написала пафосный и трогательный панегирик в её честь. Не могу его не привести.

     «Прощай, моя девочка! Прощай, моя старушка Сузуки Балено -99!
Семь лет ты была рядом, жила для меня день за днем. Ты была надежным и верным товарищем во всех моих путешествиях. Ты стала естесственным продолжением моего тела, незаменимым органом из железа и пластмассы. Ты никогда меня не подводила, ну разве что пару раз подсадила аккумулятор. (Но это мелочи, к тому же, я сама виновата - забывала выключать фары).
Ты знала, как со мной общатьс,  и при любой опасности пищала сенсорами заднего хода. Ты чутко откликалась на малейшее давление ноги на педали газа и тормоза, ты переводила передачи скоростей точно и вовремя.
Несмотря на то, что 20 лет - почтенный возраст для автомобиля - ты еще держишься на колесах и даже резво стартуешь. Но все-таки возраст дает о себе знать: твое сердце необратимо съедено коррозией, в твои бензиновые жилы проникают коварный антифриз и машинное масло, убивающие твой мозг. Ты страдаешь удушьем из-за едкого белого дыма, вырывающегося из твоего глушителя. И никакой, даже самый лучший, автосервис не в силах вернуть тебе былое здоровье.
Прости, что пришлось отдать тебя на растерзание басурманам. Невыносимо думать, что они разберут тебя на запчасти и починят ими другие машины, а твой каркас увезут на огромную автомобильную свалку, и ты будешь ждать пресса под проливным дождем и палящим солнцем...
Прощай, моя неповторимая японочка ... Я буду тебя помнить всегда...»

 Надеюсь, что с такой же нежностью она будет когда-нибудь оплакивать и  мой уход.