Верующий в бога - еще не Homo sapiens Глава 51

Станислав Каунов
МОИСЕЙ


Предисловие:
51. Что вера при известных обстоятельствах делает блаженным, что блаженство из навязчивой идеи еще не делает истинной идеи, что вера не двигает горами, но скорее нагромождает горы, где их совсем нет, — это в достаточной мере можно выяснить, пройдясь по сумасшедшему дому. Конечно, не жрецу, ибо жрец из инстинкта отрицает, что болезнь есть болезнь, что сумасшедший дом есть сумасшедший дом. Христианство нуждается в болезни почти в такой же мере, как Греция нуждалась в избытке здоровья: делать больным — это собственно задняя мысль всей той системы, которую церковь предлагает в видах спасения. И не является ли сама церковь — в последнем идеале католическим сумасшедшим домом? — И сама земля вообще не сумасшедший ли дом? — ­Религиозный человек, каким его хочет церковь, — есть типичный decadent; время, когда религиозный кризис господствует над народом, всегда отмечается нервными эпидемиями; «внутренний мир» религиозного человека так похож на внутренний мир перевозбужденных и истощенных, что их можно смешать друг с другом. «Высшие состояния», которые христианство навязало человечеству как ценность всех ценностей, — это эпилептоидные формы. Церковь причисляла к лику святых только сумасшедших или великих обманщиков in majorem dei honorem... Я позволил себе однажды охарактеризовать весь христианский training раскаяния и спасения (который теперь лучше всего можно изучить в Англии), как методически воспитываемую folie circulaire, само собой разумеется, на почве к тому уже подготовленной, т. е. глубоко болезненной. Не всякий может сделаться христианином: в христианство не «обращаются», — для этого должно сделаться больным... Мы, другие, имеющие мужество к здоровью и также к презрению, как можем мы не презирать религию, которая учила пренебрегать телом! которая не хочет освободиться от предрассудка о душе! которая из недостаточного питания делает «заслугу»! которая борется со здоровым, как с врагом, дьяволом, искушением! которая убедила себя, что можно влачить «совершенную душу» в теле, подобном трупу, и при этом имела надобность создать себе новое понятие о «совершенстве», нечто бледное, болезненное, идиотски-мечтательное, так называемую святость; святость — просто ряд симп­томов обедневшего, энервирующего, неисцелимого испорченного тела!.. Христианское движение, как европейское движение, с самого начала есть общее движение всего негодного и вырождающегося, которое с христианством хочет приобрести власть. Христианское движение не выражает упадка расы, но оно есть агрегат, образовавшийся из тяготеющих друг к другу форм d;cadence. Не развращенность древности, благородной древности, сделала возможным христианство, как это думают. Ученый идиотизм, который и теперь еще утверждает нечто подобное, заслуживает самого резкого опровержения. В то время, как христианизировались во всей империи больные, испорченные слои чандалы, существовал как раз противоположный тип, благородство в самом его красивом и зрелом образе. Но численность получила господство; демократизм христианских инстинктов победил... Христианство не было национальным, не обусловливалось расой. Оно обращалось ко всем обездоленным жизнью, оно имело своих союзников повсюду. Христианство, опираясь на rancune больных, обратило инстинкт против здоровых, против здоровья. Все удачливое, гордое, смелое, красота прежде всего, болезненно поражает его слух и зрение. Еще раз вспоминаю я неоценимые слова Павла: «Бог избрал немощное мира, немудрое мира, незнатное мира, уничиженное мира»: это была та формула, in hoc signo которой победил d;cadence. — Бог на кресте — неужели еще до сих пор не понята ужасная подоплека этого символа? Все, что страдает, что на кресте, — божественно... Мы все на кресте, следовательно, мы божественны... Мы одни божественны... Христианство было победой, более благородное погибло в нем, до сих пор христианство было величайшим несчастьем человечества...
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»


Глава 51
МОИСЕЙ
Анахарсис заглянул к Олегу, чтобы развлечься игрой в шахматы, но застал его за работой.
— Чем занимаешься?
— Не чем, а кем. Одним из самых известных персонажей Библии. Угадай, кто это может быть: он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные Скрижали Завета, на которых были выбиты
Десять заповедей. Согласно преданию, он автор первых пяти книг
Библии — Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел, так называемого Пятикнижия. Речь о...
— Моисее.
— Да! — Олег обрадовался, что есть с кем поделиться своими впечатлениями.
— И как успехи?
— Понимаешь, перелопатил кучу материала, но чем больше вникаю в мелочи, тем больше убеждаюсь в том, что они идут вразрез со здравым смыслом. В результате, у меня возникли вполне логические сомнения:
а был ли Моисей, а был ли Исход израильтян, посылал ли Бог десять страшных кар на Египет и многое другое? Но главное — зачем это хождение по пустыне длиною в сорок лет?!
— Давай по порядку, — заинтересовался Анахарсис, усаживаясь в удобное кресло напротив.
— Хорошо, слушай, — начал Олег. — Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. «Как он туда попал?» — спросишь ты. А вот как! У Иакова-Израиля, прародителя евреев, были три сына, один из них любимец Иосиф, которого братья из ревности продали египетским купцам в рабство. Благодаря умению толковать сны Иосиф был возвышен фараоном, женился на его дочери и стал визирем. Он предрек семь голодных и семь плодородных годов. Вследствие голода, евреи покинули Ханаан и при содействии Иосифа переселились в Египет, обосновавшись в земле Гесем на долгие четыреста лет. Иосиф, пользуясь своим высоким положением, покровительствовал своему роду, несмотря на то, как обошлись с ним братья.
Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но их положение изменилось, когда к власти пришли фараоны, которые не помнили Иосифа Прекрасного. Еврейская община разрасталась, превысив численность египтян, что вызывало опасение у фараонов, поэтому их стали изнурять тяжелыми хозяйственными работами. Но ослабить молодой народ не удалось, число евреев все равно увеличивалось, и тогда фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой непростой обстановке родился Моисей. Его мать скрывала младенца три месяца, а когда дольше так продолжаться не могло, оставила его в просмоленной корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона. Она сжалилась над еврейским дитем, взяла на воспитание и дала ему имя Моисей, что значило «спасенный из воды». Свидетелем этого стала родная тетя ребенка, устроившая так, что мать наняли к малышу кормилицей.
Анахарсис внимательно слушал и только время от времени отпускал реплики.
— Смотри, Олег, как часто в легендах и библейских притчах используется прием с корзиной, несущей по реке младенца. Это уже какая-то закономерность.
— Или отсутствие фантазии, — съязвил Олег.
Ему в голову пришла точно такая же мысль, первым делом вспомнились основатели Рима, брошенные по приказу родного деда-царя в Тибр.
— Но это мелочи по сравнению с тем, что с Моисеем происходило дальше.
— Всем известно что. Это избитые библейские истины.
— Да, если воспринимать их как догму, как аксиому, а верующие так и воспринимают, тогда ничего странного. Чем нелепее история, тем сильнее в нее верят. Как говорил Гольбах: «Долой разум! — вот основа религии». Но я смотрю на все со своей колокольни, руководствуясь именно разумом, а не слепой верой, и хочу во всем разобраться.
«Ну-ну», — подумал Анахарсис, вспомнив свои попытки «разобраться» с Иешуа. Но вслух произнес:
— Могу тебе чем-нибудь быть полезным?
— Да, можешь выслушать мои сомнения и развеять их или подтвердить мою правоту? Мне это очень важно.
— Хорошо, слушаю внимательно.
— Вернемся к дочери фараона, — воодушевился Олег. — Моисей был царевне как сын, она дала ему соответствующее воспитание, его ждало безоблачное будущее, но пришло время, и он узнал, что является евреем. Моисея глубоко огорчило рабское положение его народа. Однажды с ним произошел случай, круто изменивший последующую жизнь, — он стал свидетелем избиения еврея египетским охранником и заступился за несчастного. Опасаясь за свою жизнь из-за убийства египтянина, Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую. Там женился на дочери священника Иофора и стал пасти его овец у горы Хорив (Синай). Однажды, ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста», который не сгорал в пламени. Этот куст известен в Библии, как неопалимая купина. Вот первое мое сомнение: как объяснить то, что куст горел, но не сгорал?
— Это тот самый куст, где Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев? Ну, горел, видимо, потому, что надо было привлечь внимание пастуха к месту, где к нему должен был вещать Господь. А почему не сгорал? С точки зрения верующего, тоже вполне объяснимо провидением Божьим, не иначе. Но если с научной точки зрения — это растение называется ясенец, или дикий бадьян, оно очень ядовитое, но, кроме этого, имеет очень любопытное свойство. Если к нему поднести зажженную спичку, то прямо в воздухе происходит вспышка красного пламени, сопровождаемая хлопком и выделением черного дыма. Само растение при этом ничуть не страдает, отсюда и название «неопалимая купина».
— А что вызывает возгорание?
— Это сгорают выделяемые летучие ядовитые соединения.
— Осталось узнать, кто спичку подносил, — не смог удержаться от колкости Олег. — Ладно, не будем придираться. Идем дальше.
Моисей возвратился на берега Нила вместе с братом Аароном, которого Бог дал ему в помощь. Сам он был косноязычным и Аарон должен был служить «его устами» при ходатайствах перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причем сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.
Фараон не хотел терять рабочую силу, поэтому не отпустил евреев. Моисей пожаловался Богу, и тот навел на египтян многие бедствия, так называемые «казни египетские», коих было десять. Тут снова меня начали одолевать смутные сомнения, — заявил Олег. — Вот смотри, что это были за казни.
1. Казнь кровью: «И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
Это значит, что вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев и даже та, которая была в иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать. Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям.
— Узнаю евреев! — рассмеялся Анахарсис.
— Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее из крови в воду, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.
— Покраснение воды — известное явление, — разъяснил философ. — Так называемые красные приливы — не что иное, как цветение водорослей.
— Я так и предполагал. Покраснение воды еще куда ни шло, но что ты думаешь по поводу второй казни?
2. Казнь жабами: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Они, как и обещали фараону,
«... выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои...»
— Это следствие покраснения воды. Водоросли фистерии испускают токсины и поглощают кислород, что должно было вызвать гибель рыб и массовое бегство жаб из водоемов на сушу.
— Ну да, логично.
3. Нашествие мошек: «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».
— Тоже весьма объяснимо. Гниющая рыба и дохлые жабы привлекли мух, переносчиков инфекций.
— Согласен.
4. Казнь пёсьими мухами: «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение, а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».
Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. По словам толкователей Библии, «насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему». Что это за твари такие?
— Скорее всего, под песьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
— Как я не догадался! Но что интересно: песьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: «...отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим», — говорится в Библии.
— Этим Бог Израиля хотел показать, что Он есть Бог и над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Но фараон не сдался, по всей видимости.
— Нет. «Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание». И тогда Бог наслал на Египет пятую кару.
5. Мор скота. У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.
— Вполне допустимо, что инфекция, передающаяся мухами на расстояние 1,5 км, вызвала падеж скота.
— Но если так, то вряд ли бы еврейский скот уцелел при этом. Поверим, что Богу под силу управлять эпидемией. Продолжим.
6. Язвы и нарывы. Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.
И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов, и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.
— Думаю, язвы это следствие тех же инфекционных мошек. Но не это меня смущает, а то, что Бог вроде как и заставлял фараона послушаться и в то же время «ожесточал его сердце», вызывая неповиновение. Господь явно забавлялся, ему нравилось изощряться в изобретении все новых казней! — громогласно рассмеялся скиф.
— Ты тоже это заметил?
— Что придумал Бог в качестве седьмой казни?
— Гром, молнии и огненный град: «...и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал».
— Думаю, что гром, молнии и огненный град — намек на извержение вулкана.
— Несомненно. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вел евреев одиннадцать дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. Такой эффект может быть вызван только извержением вулкана.
8. Нашествие саранчи: Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
Вот спрашивается, зачем снова «укрепил»? Господь будто методично доводил число казней до десяти.
— Что еще он обрушил на голову несчастных египтян?
— Необычную темноту: «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».
То есть темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.
— Это, видимо, песчаная буря, продолжавшаяся целых три дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и растительности.
— Или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
Ну и напоследок казнь первенцев: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы, за исключением еврейских, фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. Так начался Исход.
— Кровожадность и жестокость — удел многих богов, но истреблять всех от скота до младенцев — это уж слишком. И все же закрадываются сомнения в подлинности всех этих страстей. В истории Египта, которая оставила много письменных памятников, не упоминаются ни десять казней, ни какие-либо другие трагические события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать.
К тому же есть некоторая неувязка. Если вследствие пятой казни весь скот вымер, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой, а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев?
— Предположим, скот мог быть разведен от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен за пределами Египта. Меня интересует другое, при каком фараоне, или хотя бы в эпоху какой династии начался Исход, почему ни одно имя не упоминается?
— Да, здесь тоже разногласия сплошные. Но вернемся к нашим баранам. Итак, Исход евреев. Как все происходило?
— Вот как это описывается в Библии: «И вышли евреи, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. Взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, евреи ушли из Египта в пустыню Сур. Бог показывал беглецам путь: он «шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь».
— Снова-таки, извержение вулкана.
— Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу.
— Чермное море ассоциируют с Красным, но в переводе с греческого Чермное значит «море камышей», а в Красном море камышей нет. Видимо, речь идет об озере или другом водоеме. «Расступилось», возможно, вследствие ураганного ветра, который отмел волны на пару часов, но тогда сомнительно, что при таких сильных порывах, люди и скот могли вообще двигаться.
— Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в нее указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.
Земля Обетованная в Пятикнижии Моисеевом называется Ханаан — территория между р. Иордан и Средиземным морем, «земля, текущая молоком и медом». В Библии впервые встречается как Израильская земля, то есть, обещанная Богом двенадцати поколениям Израилевым. Израиль — имя, данное библейскому патриарху Иакову, также означает еврейский народ, то есть общность потомков Иакова, где бы они ни жили. Обрати внимание на «манну небесную». Что это может быть?
— Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». Бдолах — ароматическая смола кустарника с тем же названием, растущего в Индии и Африке. Название «манна» этот хлеб получил потому, что, когда евреи увидели его в первый раз, спрашивали друг друга: «Ман-гу» (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.
Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно легенде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.
— Вот когда у людей зародился порок — ждать вознаграждение ни за что, «манну» с неба. Но двигаемся за Моисеем дальше.
В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства — Торы. Так был заключен Завет (договоренность) между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, пророк получил указания о постройке Скинии (походного храма евреев, шатра собрания для жертвоприношений и хранения Ковчега Завета), о законах богослужения.
Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный Завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта.
Но что интересно, Золотого тельца сделал Аарон, а не народ: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли ­Египетской!»
Когда Моисей спустился с горы, он в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.
Затем Моисей собрал сынов Левия (третьего сына Иакова) и сказал им: «...так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Это было исполнено, и в тот день было убито около трех тысяч человек.
— Да, вколачивали веру мечом. Но опять же, создается впечатление, что Аарон специально подстроил им западню с Золотым тельцом, чтобы истребить непокорных.
— После этого Моисей опять на сорок дней вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.
В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.
— Но почему Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, если с Египта в Ханаан от силы три недели ходу?
— Да, трудно объяснить, как можно целых сорок лет скитаться по пустыне. Проведем простые расчеты.
Пустыня находится возле горы Синай, так? По карте видно, что пустыня эта — не больше 100 км в диаметре. Даже если в день проходить не больше 20 км (за час можно столько пройти в очень быстром темпе), то за сорок лет можно весь земной шар обойти семь раз.
— Неплохо они утоптали пустыню, тупо наматывая круги!
— Но по Библии, водил потому, что так повелел Бог. Чтобы Воли Его не противились. Помнишь, Моисеем были посланы двенадцать человек (от каждого колена) в землю обетованную. Когда они вернулись, десять из них возмутили евреев, говоря, что народ, живущий в Ханаане, им не одолеть. Тогда евреи подняли ропот против Моисея и Бога, в которых усомнились очередной раз. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться по пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.
И Моисей скитался с ними, укреплял их веру, проповедовал и умер в последний год странствований.
Моисей в землю обетованную не вошел, покаранный Богом за сомнение, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона». Там он и скончался в возрасте ста двадцати лет. Погребен в долине Моавитской земли против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сегодня.
«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого ­Господь знал лицом к лицу».
— А как же тогда библейское изречение, что «...лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»? Кого тогда видел Моисей?
— Когда Моисей встречался с Богом на горе Синай, первые Скрижали Завета были Моисеем разбиты. Новые Скрижали Завета Моисей получил от существа, назвавшегося богом, но не решившегося показать Моисею своего лица. Это, конечно, уже моя фантазия, но, может, второй раз он встречался с сатаной? Вспомни, что лик сатаны ужасен и человек его переносить не может, вот почему сатана и не показал Моисею своего лица, вот чьи заветы Моисей проводил в жизнь на самом деле!
— Нет, это действительно дикая фантазия, но она нашла свое отражение в искусстве. Микеланджело, например, изобразил Моисея рогатым, и не только он. Но что это такое на самом деле? Оказывается, простая ошибка перевода.
Слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren — рог; 2) qeren — луч; 3) qaran — сиял, излучал, лучился.
После общения с богом, он стал излучать свет, а перевели: «...лицо его стало рогато, оттого что Бог говорил с ним». А правильный перевод звучит так: «...лицо его стало сиять лучами, оттого что Бог говорил с ним».
Когда обнаружили ошибку, ее исправили, и после этого изображали ­Моисея уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими от головы.
— А как раввины отвечают на вопрос о таком долгом странствовании по пустыне?
— Раввины обычно отвечают, что Моисей хотел, чтобы вымерло два поколения с рабской психологией и на Родину пришли якобы свободные люди. Но в этом ответе — полуправда.
Можно строить догадки относительно того, что Моисей делал с евреями в течение этих сорока лет, однако, при любых гипотезах, Библия дает такие факты: все евреи, вошедшие в Синайскую пустыню, из нее не вышли, а умерли в ней или были убиты левитами (каста из рода Левия); из пустыни вышел новый народ с новым алгоритмом мышления и поведения. Евреи чувствовали, что Моисей затевает недоброе для них, и постоянно восставали против него, высшая каста — левиты постоянно вырезала непокорных.
Думаю, в пустыне Моисей создал структуру управления евреями в виде четырехуровневого раввината, а над ними — он сам. Причем раввином (пастухом евреев) мог стать только левит — представитель рода Левия.
Вспомни, что еще до исхода евреев из Египта их легендарный Иосиф Прекрасный женился не просто на египтянке, а на Асенефе — дочери жреца Илиопольского, и она родила от него двух сыновей.
То есть потомки Иосифа — это полуевреи, полуегиптяне, и главное — потомки египетских жрецов, служителей культа бога Амона. Уйдя вместе с Моисеем в пустыню, эти потомки египетских жрецов, естественно, не ­перестали оставаться служителями своего культа и играли свою игру в этом Синайском «турпоходе».
— Похожая версия и у Зигмунда Фрейда. Он связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия предполагала поклонение только одному божеству — диску солнца Атону. В монотеизме Эхнатона Фрейд усматривал истоки единобожия иудаизма. Основываясь на сведениях жреца Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона Осарсиф предпринял попытку объединить под ее эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Они стояли выше левитов и Моисея, но их деятельность носила скрытый и тайный характер, как у всех оккультистов.
— Однозначно, вся эта эпопея Моисеева имеет, скорее всего, богословское и символическое значение, а не историческое. Ницше снова прав:
«...когда религиозный кризис господствует над народом, всегда отмечается нервными эпидемиями; „внутренний мир“ религиозного человека так похож на внутренний мир перевозбужденных и истощенных, что их можно смешать друг с другом. „Высшие состояния“, которые христианство навязало человечеству как ценность всех ценностей, — это эпилептоидные формы». «Бог избрал немощное мира, немудрое мира, незнатное мира, уничиженное мира»...
И я спрашиваю еще раз: а был ли смысл во всей этой истории? Да и история ли это? Может, вымысел — нелепый, жестокий, примитивный, как все христианское учение. Стоило ли выводить народ из рабства, чтобы так поиздеваться над ним и, по сути, погубить в пустыне?
— Все имеет свой смысл, даже бессмысленность, — заключил Анахарсис как истинный философ. — Бог создал людей для своей забавы, и ему решать, кого казнить, а кого миловать. Но я и не задумывался раньше, что даже в христианстве есть своя сансара, из которой выбраться ой как трудно, а порой и невозможно.
— Ты прав, у каждого народа есть свой Исход. Это понятие стало символическим, в некоторой мере и может означать путь к свободе, к независимости, к правде. Главное, чтобы «Моисеи» не обманывали народ, беря на себя такую великую и ответственную миссию.