2. Миф о Сатане. Истинное значение

Лариса Болотова
                Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

 (стр. 449 ч.2) «Лучше всего можем мы видеть истинное значение Дракона, Змия, Козла и всех этих символов Сил, ныне называемых Злом, в религиозных доктринах  гностиков; ибо, именно они раскрыли в своих учениях Эзотерическую природу еврейского заместителя для Эйн-Софа, истинное значение которого было скрыто раввинами, тогда как христиане, за малым исключением, ничего об этом не знали. Без сомнения, Иисус из Назарета вряд ли советовал бы своим апостолам высказывать себя мудрыми, как змеи, если бы последние были символом Духа Зла.; также и офиты, учёные египетские гностики «Братства Змия», не почитали бы живую змею в своих ритуалах, как эмблему Мудрости, божественную Софию и как образ Вседобра, но не Всезла, если бы пресмыкающиеся так тесно были связаны с Сатаною».

                Как я понимаю, создание человека на Земле происходило несколько раз. И один из них на основе пресмыкающихся. Но что-то пошло не так, и решено было изменить основу пресмыкающихся на основу млекопитающихся. Поэтому были истреблены динозавры.

«Факт тот, что даже, как простой офидиан, змий был двояким символом, а как дракон, он никогда не был ничем иным, как символом Проявленного Божества в его великой Мудрости. Draco volans, «летающий дракон» ранних живописцев, может быть преувеличенным изображением настоящего, ныне вымершего, допотопного животного, и те кто верят в Оккультные Учения, знают, что в древние времена существовали такие существа, как летающие драконы, вид птеродактиля, и что именно эти гигантские, крылатые ящеры служили прообразами для Серафа Моисея и его Медного Змия.

См.Книгу Чисел, XXI, 8, 9. Бог повелевает Моисею соорудить Медного Змия (Saraph), чтобы, взирая на него, исцелялись бы те, кто были укушены Огненными Змиями. Последние были Серафимы, из которых каждый имел, как доказывает это Исайя (VI, 2), «по шести крыльев»; они есть символ Иеговы и всех прочих Демиургов, которые создают от себя шесть сыновей или подобий – семь с Создателем их. Таким образом, Медный Змий есть Иегова, Глава «Огненных Змиев». И тем не менее, в четвертой Книге Царств (XVIII, 4) показано, что Царь Езекия, который подобно Давиду, отцу своему,  «и делал он угодное в очах Господа …» «разбил вдребезги медного змия, сделанного Моисеем … и назвал его Нехуштан», или куском меди».

                Как можно разбить медного змия? Скорей всего это сказано аллегорически.

 «Вначале сами Евреи поклонялись идолу последнего, но после религиозных реформ, произведённых Езекией, они повернули в обратную  сторону и назвали этот символ Великого или Высшего Бога у каждого народа Дьяволом, тогда как своего собственного узурпатора они назвали «Единым Богом».   

«И Сатана поднялся против Израиля и вызвал Давида уничтожить Израиль (I  XXI, 1). «Гнев Господа (Иеговы) возгорелся против Израиля и он двинул Давида, говоря: «Иди и уничтожь Израиля» (II Пророка Самуила, XXIV, 1). Таким образом, они тождественны.

Наименование Сатана, по-еврейски Сатан, означает – «Противник» (от глагола shatana «восставать», «преследовать»), по праву принадлежит первому и самому жестокому «Противнику» всех других Богов – Иегове; но не Змию, который говорил лишь слова симпатии и мудрости и, в худшем случае, даже по догме являющемуся «Противником» лишь людей. Эта догма, будучи основана на третьей главе Книги Бытия, так же нелогична и несправедлива, как и парадоксальна. Ибо кто был первым, кто создал этого первоначального и с того времени всемирного искусителя человека – женщину? Конечно, не Змий, но сам «Господь Бог», кто, сказав – «Нехорошо человеку быть одному», создал женщину и «привёл её к человеку». … Было бы гораздо лучше, если первый Адам из первой главы остался или «муже-женщиной», или «одиноким». Потому, очевидно сам Господь Бог явился истинною причиною всего злоключения, «agent provocateur», а Змий – есть лишь прообраз Азазеля, «козла отпущения за прегрешения (Бога) Израиля», бедный Трагос, вынужденный принять на себя кару за ошибку своего Владыки и Создателя. Конечно, это относится лишь к тем, кто принимает события в Книге Бытия, знаменующие начало человеческой драмы, в их мёртвой букве.

 «… Образ, который в первых четырёх главах Книги Бытия называется различно, как «Бог», «Господь Бог», и «Господь», не является одной и той же личностью; конечно, это не Иегова.  Существуют три различных класса или группы Элохимов, называемых Сефиротами в Каббале. Иегова появляется лишь в 4-й главе Книги Бытия, в первом стихе  которой он назван Каином, а в последнем он превращается в человечество – мужского и женского начала Jah-veh.

В вышеприведённом труде (стр. 233), стих 26, главы IV Книги Бытия правильно переведён «тогда люди начали звать себя Иегова», но, может быть, он менее правильно объяснён, ибо последнее слово должно было быть написано Jah, - мужчина,  Hovah (женщина), чтобы показать, что с этого времени началась раса разъединённых мужчин и женщин.

Кроме того, Змий не есть Сатана, но Светозарный Ангел, один из Элохимов, облеченный в сияние и славу, который – обещая женщине, что если они вкусят запрещённый плод, «не умрут» - сдержал своё обещание и сделал человека безсмертным в его нетленной природе. Он есть Иао Мистерий, глава Андрогинных Создателей человека.

Глава третья содержит (Эзотерически) снятие покрова невежества, скрывавшего познание Ангельского Человека, созданного по образу «безкостных» Богов, и открытие его сознания на его истинную природу; показывая, таким образом, Светозарного Ангела (Люцифера) в свете Дателя Безсмертия и как «Просветителя»; тогда как настоящее Падение в рождение и материю нужно искать в главе IV-й. Там Иегова – Каин, мужская половина Адама, двоякого человека, отделившись от Евы, создаёт в ней Авеля, первую женщину по  природе, и проливает девственную кровь. Итак, Каин, будучи показан тождественным с Иеговою, на основании правильного чтения первого стиха четвёртой главы в Книге Бытия в оригинальном еврейском тексте и на основании учения раввинов, утверждающих, что «Кин (Каин) Злой был сыном Евы от Самаэля, Дьявола, занявшего место Адама», и Талмуд добавляет, что «Злой Дух Сатана и Самаэль, ангел Смерти, тождественны», - становится  ясно, что Иегова (человечество, или Jah-hovah) и Сатана (потому и искушающий Змий) едины и тождественны в каждой подробности. Нет Дьявола, ни Зла вне человеческого сознания. Зло есть необходимость в проявленной мироздании и одно из его оснований. Оно необходимо для прогресса и для эволюции, как ночь необходима для проявления дня, и смерть для жизни – чтобы человек мог жить вечно.

Сатана метафизически изображает обратный или противоположный полюс всего сущего в Природе.

В демонологии Сатана есть водитель оппозиции в Аду, монархом в котором был Вельзевул. Он принадлежит к пятому классу Демонов (которых девять, по средневековой демологии), и он стоит во главе ведьм и колдунов. Но истинное значение Бафомеда, Сатаны с козлиной головой, единого с Азазалем, козлом отпущения Израиля, ищите в другом месте. Природа есть Бог Пан.

Аллегорически он (Сатана) «Противник», «Убийца» и великий Враг всего, ибо нет ничего во всём мироздании, что не имело бы двух сторон – обратной стороны одной и той же медали. Но, в таком случае, свет, добро, красота и т.д. могут быть названы Сатаною с таким же основанием, как и дьявол, раз они являются Противниками тьмы, зла и безобразия.

Как прямое последствие всего этого, учения гностических сект также становятся ясными. Каждая из этих сект была основана Посвящённым, тогда как их учения основаны были на правильном знании символизма каждого народа. Таким образом, становится понятным, почему Ильда-Баоф рассматривался  многими среди них, как Бог Моисея, и изображался как гордый, честолюбивый и нечистый Дух, унизивший свою мощь, узурпировав место высшего Бога, хотя он был не лучше и в некотором отношении хуже, нежели его брат Элохим; последний представлял собою  всевмещающее проявленное Божество лишь в своей совокупности, ибо они были Формовщиками первых дифференциаций  первичной Космической субстанции для создания феноменальной Вселенной. Потому Иегова именовался гностиками Создателем Офиоморфоса и единым с ним, со Змием, Сатаною или Злом. Они учили, что Иурбо и Адонай были именами Iao-Jehovah, который есть эманация Ильда-Баофа. Смысл этого в их терминологии был равнозначащим тому, что раввины выразили ещё туманнее, говоря, что «Каин был рождён Самаэлем или Сатаною»

Аллегорически Падшие Ангелы во всех древних системах означают прообразы падших людей, а Эзотерически они являются этими самыми людьми. Так Элохимы от часа сотворения стали Бени-Элохим, сынами Бога, среди которых, по семитическим Преданиям, находится Сатана. Война на небе между Фрэтаона и Ажи-дахака, Змием-разрушителем, кончается на Земле, по Бюрнуфу, борьбою благочестивых людей против мощи Зла, «иранцев против арийских браминов в Индии». И столкновение Богов с Асурами повторяется в великой Войне – Махабхарате. В позднейшей из всех религий, в христианстве, все сражающиеся Боги и Демоны, Противники в обоих станах, превращены ныне в Драконов и Сатану, просто чтобы связать олицетворённое Зло со Змием Книги Бытия и, таким образом, доказать основательность новой догмы».

                Так как человек находится в дуальном мире, то он и состоит из двух  частей, одна из которых проявляется днём и она смертна (от Самаэля), другая проявляется ночью (от небесного Адама) она безсмертна. Победить в себе Дракона – это проявить свою часть от небесного Адама днём, то есть преодолеть страсти и невежество.  Пока я так поняла прочитанное.