Лишние люди

Вадим Ирупашев
     Первым «лишним человеком» в произведениях русских писателей принято считать Евгения Онегина, главного героя пушкинского романа в стихах.
     Но термин «лишний человек» получил широкое употребление позднее, с появлением «Дневника лишнего человека» Тургенева, в 1850 году.
     А первым кто отметил генетическую связь всех последующих образов «лишних людей» с Евгением Онегиным, был Герцен.
     Сама русская действительность давала писателям обильный материал для создания образов «лишних людей».
     А «лишних людей» в дореволюционной России было такое огромное количество, что уж казалось, что «нелишних»-то в русском обществе и вовсе нет.
     Не было в российском обществе сословия, в котором бы не было «лишних людей».
     И купцы были «лишними», и рабочие и крестьяне.
     «Лишними людьми» были декабристы, петрашевцы, Радищев, Пушкин, Чаадаев, Лермонтов, Герцен, Толстой. И даже царь-освободитель Александр II оказался «лишним» и был убит народовольцами.
     Но в советские годы череда образов «лишних людей» в произведениях писателей прервалась. В стране Советов не было «лишних» , все люди были нужны для осуществления великой цели — построения коммунистического общества. А если, порой, и появлялись кое-где «лишние», то таких советская власть изолировала,, отправляя в тюрьмы и лагеря на перевоспитание, а бывало, и на уничтожение.
     Но термин «лишний человек» не был забыт. Советская литературная критика широко использовала его в своей идеологической пропаганде.
     А с наступлением ХХI века в российском обществе, оказавшемся в новых социально-экономических условиях, стали происходить разрушительные процессы. И, похоже, уже необратимые.
     Как исчез Советский Союз, а с ним и коммунистическая идеология, так и основополагающие классы рабочих и крестьян, как-то вдруг, оказались «лишними», и исчезли из общественной жизни. И уже нет представителей этих трудовых классов, ни в Государственной Думе, ни в других органах власти.
     И как-то быстро, прежде передовые и активные, рабочие и крестьяне превратились в безмолвных и бесправных наемных работников.
     А российская интеллигенция , традиционно боровшаяся  за счастье трудового народа, оказалась «лишней» в виду отсутствия этого народа и осознания того, что счастье, за которое боролись, уже никогда не наступит.
     И российское общество, лишившееся своих основополагающих классов и интеллигенции, оказалось настолько многолико, что стало похоже на вавилонское скопище, в котором все смешалось, и уже невозможно было понять кто есть кто,  а кто и вовсе никто.
     И казалось бы, в этой человеческой каше могли бы разобраться  российские писатели — «инженеры человеческих душ».
     Но вот беда, россияне, когда-то «самая читающая нация в мире», перестали читать, причем  как-то все вдруг, как по команде. И писатели без читателей оказались «лишними», и сильно растерялись. А если некоторые из них, еще и пытаются писать, то в отсутствии читателей публикуют свои романы тиражом 200-500 экземпляров. И сами их читают.
     Да и пишут российские писатели в преимущественно фэнтези, детективы, или уж и вовсе какую-то «заумь».
     А о создании типических образов современников, российские писатели и не мечтают. Да ведь для такой масштабной работы и таланты необходимы. А пока что, на небосклоне российской словесности, ни Пушкиных, ни Гоголей, Ни Толстых, ни Горьких не видно.
     Могли бы нам разъяснить происходящие в обществе процессы и хоть как-то прояснить наше ближайшее будущее, российские философы. Но, к сожалению,  с философами у нас еще хуже, чем с писателями. В революцию большевики отправили за ненадобностью всех русских философов  на «философском» пароходе за рубеж. С исчезновением  коммунистической идеологии , исчезли и марксистско-ленинские  философы. А своими философами новая Россия еще не обзавелась.
     И разрушительные процессы, происходящие в российском обществе, видимо, уже не остановить. Все новые группы населения оказываются «лишними» и исчезают.
     «Лишними людьми» оказались пенсионеры. Но они и всегда были «лишними». И если бы российские пенсионеры и вовсе исчезли, то никто бы этого не заметил.
     И уже скоро «лишними людьми» окажутся российские учителя и врачи.  Школы переведут на дистанционное обучение, заменив учителей репетиторами по ЕГЭ, а «оптимизация» окончательно разрушит российское здравоохранение.  И врачей заменят знахари и экстрасенсы.
     А российские ученые и уже «лишние». Академики состарились, и ни на что не способны,  а талантливые молодые ученые предпочитают работать в зарубежных университетах и лабораториях. И давно уж мы не видим российских ученых в списках Нобелевских лауреатов.
      Но страшно даже подумать, если вдруг «лишними людьми» окажутся российские олигархи.
     А это уже реальность: один за другим российские олигархи покидают страну вместе со своими капиталами и семьями. И если эта тенденция продолжится, то уже скоро Россия превратится в некое место, где каждый — «лишний».