Коменты к цитатам Некрасова и Толстого

Рок-Живописец
Некрасов:

"Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!" - лучше не скажешь... Не уважает, поэтому и не слушает? У жены-то, например, под каблуком. Жена, кстати, тоже как упрямая корова... (Вспомнил: " возьму у вас сердце каменное, дам сердце плотяное"...)

"И рад бы в рай, да дверь то где?" - лучший ответ: "любовь", но полюбил ли хоть кто-то про любовь тростивших! Как полюбили пожрать и прочие плотские удовольствия, так и любят... Я сам каждый день мечтаю войти в рай, но не меняюсь ни грамма... Или на граммы.... Не далее как сегодня решил идти в рай без грамма идеализма - такой вот необычный расклад, если вдуматься... Комуняки таким же макаром перли в свой технический рай? - нет, жизнь и природу из меня не выбьешь, просто раю нужны  самокритика и сила...

"Он до смерти работает, До полусмерти пьет." - три из трёх убойные цитаты. Но может работать до полусмерти и до смерти пить. Или вовсе не работать. Или вовсе не пить, оглушать себя работой... Хотя скорее всего будет так: на одну половинку оглушает себя работой, а на оставшуюся - водкой. Не пьет, если только есть очень хорошая непьющая семья и он любит кого-то... Я бы тоже не вынес этой гнусной жизни, если бы мыслью не пробил все её  потолки... (Сижу сейчас в мерзком автобусе - все в намордниках; и мужики! - и жив лишь тем, что уткнулся в смартфон с данной писанинкой)

"Не ветры веют буйные,
Не мать-земля колышется -
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ!
Крестьянам показалося,
Как вышли на пригорочек,
Что все село шатается,
Что даже церковь старую
С высокой колокольнею
Шатнуло раз-другой! -
Тут трезвому, что голому,
Неловко..." - свидетельство современника, очевидца - а то ведь слышал уверения, что спиваться стали только при совке. Просто денег хватало лишь на праздники... А сейчас почему немного пьют? Ещё времена добропорядочные? За рулём нельзя? В 90-е лишку перемерли алкаши и пока идёт обратный ход...

"Недотерпеть — пропасть! Перетерпеть — пропасть…" - ставки вспомнил! Тонкое занятие, гроссмейстерское (полная противоположность дебильным рулеткам) Вспомнил: он сам был игрок! (В наверняка  умных  карточных играх... Почему же тогда Достоевский в глупую рулетку играл? Для него эта игра была только элементом жизни - и денег - не вещью в себе... Хотя умные системы он всё таки пытался придумать! А в карты, кстати, наверняка играть не умел. Спорта не было!)

"Толпа без красных девушек, Что рожь без васильков." - шик! Толпа писателей без Некрасова... Кругом дородные тетки... И прекрасно одетые, но не красные девушки - все как на подбор бледные, худосочные... В автобусах, по крайней мере, ни хера не смотрятся... А в комнатах с ними случается многочисленный, но болезненный секс... Натуральная похотливая еб.ля...
Вот у моей деревенской матери в молодости был румянец во всю щеку - а у следующих поколений уже нет ни у кого. Хотя племянники пока имеют хорошие фигуры... - ну, так я полжизни был худой...

"То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть" - я устал ненавидеть и не верю в попытки любить... - хотя всё же люблю (и ненавижу!) В общем, я бы эту яркую фразу скорректировал... - наверное, по причине своей старости! И усталости. Яркость - свойство одной только молодости, как ни крути. Да и она на самом деле тухлая. Жизнь функций - какая любовь и ненависть? Если яркий, значит, выбивается из строя - и вызывает зависть...
В общем, я с Некрасовым опять согласен: ненависть - оборотная сторона любви, нельзя устать ненавидеть и не устать любить, усталость тотальна. Ненавижу долбоебовирус! (И в общем-то люблю людей... - но не в автобусах! Не в конторах! А они только там...)

"Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином,
И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Ещё ты в семействе раба,
Но мать уже вольного сына!.." -  опять шикарно написано - может быть текстом песни. "Окончен расчет с господином" сейчас звучит вообще метафизично и лирично. Тоже так хочется со многим рассчитаться... - правда, обчественного это ни разу не касается... У меня есть внутренние господа, внутреннее иго и крепостное право... Правда, так же неудачно раскрепощаться, как раскрепостилась Россия,  что-то не хочется... Можно стать оголтелым,  можно на скорости втемяшиться в стенку. Фанатичным и наглым тоже стать не хочу - пусть продолжается музыка...
Но вообще я опять согласен: в России слишком много провинциального рабства - только надо учесть, что прежде всего они у запада рабы и их лозунговых разговоров о свободе; там не свобода, там просто климат хороший, легко делать дела...

"Эх! эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого -
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой люди, люди русские!
Крестьяне православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!
Вот вам бы их портретики
Повесить в ваших горенках,
Их книги прочитать..." - в жопу Белинского, но и Гоголя не посоветуешь простому мужику... Не написано ещё хороших и умных книг, чтоб и злому дураку было понятно?
Наверное, с букв и отдельных слов писать их надо начинать - ведь даже с дважды два полный беспорядок...  А пока лучше пусть про милордов, а не комиссаров сказочки читают... (Даже Некрасов мне знает, что вешать портретики на стенах - это идолопоклонство и рабство... Хотя времена были другие, светочами культуры с одной стороны, побрякушками с другой не переполненные...)

"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
Пройдет - словно солнцем осветит,
Посмотрит - рублем одарит..." - не встречал, не знаю... Но мало я был в русских селеньях... Везде мелочь пузатая,  по****ушки в целлофановых куртках, а также джинсе... Да и тогда важничали только девы небедные, а силу имели, потому как физический труд...

"Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!" - умны технари, дельцы, но как до философии, до сути жизни дойдет, так в канаву валятся, ничего не могут, поэтому с горя и напиваются - с горя и континентального климата и провинциального местоположения (сложи всё и поймёшь...) Почему в религиях пьянство не приветствуют? Потому что, раз пьешь, значит, на самом деле ни во что не веришь... И дело своё делаешь только потому, что так заведено...

"Хорошо не одевайся, Добела не умывайся, У соседок очи зорки, Востры языки!" - сразу видно, что он деревню знает. И бабскую натуру...

"Ты опять упрекнула меня,
Что я с Музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
Для житейских расчетов и чар
Не расстался б я с Музой моею,
Но бог весть, не погас ли тот дар,
Что, бывало, дружил меня с нею?" - похожая фигня... Мог бы я втрое творить и пылать - а потом и вдесятеро - но раз не нужно никому, то я на мелочи, копейки променял полжизни... - но почти что вынужден... Легко могу даже погибнуть с неисправной половиной. Самолёт должен летать, автомобиль из него плохой и неважная лошадка. Неважная лошадка...

"В кромешный ад провалимся,
Так ждёт и там крестьянина
Работа на господ!
- Что ж там-то будет, Климушка?
А будет, что назначено:
Они в котле кипеть, А мы дрова подкладывать!" - в кромешный ад провалимся с такими злыми мыслями - но не одобрить их тоже невозможно... Жуткий общий ад?! Россия, нахрен... - почему же ты была страной рабов, страной господ? Ведь ещё не было никаких евреев. Считали правильным; одни умны, ведь обучались, а другие только работать могут. Типа того. В военно-бюрократических державах равенства и братства не бывало отродясь... Что такое "страна", чтобы ради нее  люди были рабами? Поверьте, этой господней земле в высшей степени наплевать, что за "народы" населяют ее. Пожалуй, ей даже было бы лучше, если  бы людишек не было вовсе...

"Вставляют слово меткое, Какого не придумаешь, Хоть проглоти перо!" - на свежем воздухе люди во всем талантливей, сильней. Лучшие писатели вышли из крестьян (а другим просто недосуг было выходить. Да и  негде писать на неровной земле...) А любая баба, кстати, как роман ходячий... Городские писатели - выморочные создания для утоления городской же скуки... Сейчас уже возможно и без надобности...

"Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа." - сразу вспомнил любителей Сталина... Да и не только его... Вообще, быть как все для многих религия. В жопе сидят, но ретиво патриотичны, к примеру... "Родину" любят взасос и рабы и господа, но при этом процессе последние первых ставят раком...

"В минуты душевных потрясений человек забывает притворство и является таким, каков в самом деле." - в минуты душевных потрясений любой разрушится, если не бетонный. Человек - это прах, и надо ценить, что он хотя бы во что-то собирает себя. Надо беречь, не трясти... Пусть притворится немного... Хотя с другой стороны я и тут с Некрасовым совершенно согласен...
Кто-то легко разрушается, но легко и строится, а кто-то железобетонно неизменен. Кого-то потрясает даже мышь, а кого-то только крыса. Я вроде бы не притворяюсь, но начни трясти меня и я не знаю, что от меня останется... Но заранее категорически не согласен считать себя разрушенного "настоящим"... (Потряс я его рассуждение и оно развалилось)

"Я за то презираю себя,
Что потратил свой век, никого не любя,
Что любить я хочу...что люблю я весь мир,
А брожу дикарем - бесприютен и сир,
И что злоба во мне и сильна и дика,
А хватаюсь за нож - замирает рука!" - Достоевский! (Байрон?!)  Сильные чувства, раздрай желаний и возможностей, знакомство с реальной жизнью... - каждый такой мог бы писать бесконечные романы, но зачем они? Чувства, раздрай, жизнь не дадут их прочитать как следует, недосуг и трудно в чужом раздрае, жизни, чувствах разобраться - своих хватает. А тем, кто функционирует, этих книг не нужно, потому что нарушают покой...

"Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!" - ни грамма не трогает "Русь", но: я и убогий, я и обильный, я и могучий, я и бессильный...

"В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!" - в рабстве учебных-мучебных заведений моему золотому сердцу было трудно спастись...

"Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная,
Правда живучая!" - вполне спокоен я, знаю, что во мне сила народная, природная, вовсе не отщепенец я и не чудак...

"Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается" - да, раз слабнешь, значит, где-то заблудился, ошибся, соврал; облегчить себе решил задачу, но только всё испортил...

"Русь не шелохнется,
Русь - как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,-
Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!" - я как убитый до искры, идеи и чувства, но с нею выхожу без зарплаты на труд - и уже мною такие горы наношены, что самому же легко заблудиться...

"Рать подымается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!" - да, я такой... (Только с нервами трудно справиться... Слишком не меня навалено... Не могу, как брат, в танчики пять лет подряд играть...)

"Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!" - батюшка я...

"Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла...." - четыре случая тут представлены и до чего же нелепые! Что надо было делать с неверной женой, должником?! Чем плох читающий повар?! И почему все они умирают?! ... Короче, дочь его, вышла за старого богача, но завела себе любовника... Потом ещё повара... Или жена повара пошла налево, но он-то был грамотный, знал законы...  Или за долги повара секли? Или съели все эти якобы жертвы любви что-то не то - ясно, что повар виноват, как не посечь?

"Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолямИ,
Проваливай домой!" - а могло быть наоборот - и вот тогда наступит рай... Надо не цивилизацию городов строить, а землю дикую превращать в садовый рай! Дома должны как шарики случаться... зарастать... Очень просто вопрос о рае и счастье решается... И при настоящем исследовании заключённых в природе сил люди могут перестать болеть ( не говорю - умирать!) - а только в этом случае, я считаю, им гарантировано и небесное царство... Иначе их только из жалости пристроят в райской богадельне, не больше...

"Мужик беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди." - какой фашист - или коммунист - не приди! Хотя бед и те и другие всё же наделали немало, нельзя было без потерь с такими дураками и злодеями справиться, как ни  уродлив мир, а  таких нечасто видывал...
Далеко мне до здорового и умелого мужика - но и ботаникам до меня далече... Будь рядом со мной мужики, я бы быстро стал как они (а будь ботаники, стал бы каким-нибудь преподавателем в учебном заведении...)

"Давно - отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам...." - там та история, что стоит счастью отступить, как снова горе подступает... Стоит мне творчество забросить, как "роковые волны" меня начинают подмывать и размывать. А он на бабу положился - а баба умерла, хотя сначала и были таки счастливые года...

"Жалеть - жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается." - он знал, чем всё кончится! У каждого крестьянина душа, что туча черная! (Хотя это и не так... Крестьян купили обещанием земли... Просто власть в России была на диво импотентная... - она часто у нас именно такова, при всей-то держимордности! И вообще все привыкли смотреть в рот любым западным веяниям и учениям... Солдафоны и бюрократы - самые тупые и бесполезные люди на свете, где они умножатся, та страна обязательно  будет загибаться, а не процветать, хотя на словах всё это и отменные "любители родины", вот такой парадокс...)

"Когда широкий путь открыт перед нами, когда много у человека впереди, легко переносятся мелкие несчастия и неудачи - в надежде будущих благ. Так точно охотно сознается человек в мелочных недостатках и ошибках своих, пока еще надеется в будущем проявить громадную силу. Но нелегко переносит и мелочные неудачи тот, кто уже понял, что вся жизнь его заключена в мелочах; но несносно мелочно и раздражительно самолюбие тех, в ком бесплодные попытки поселили уже недоверие к собственным силам." - хоть убей, лучше не скажешь. Со стыдом и гордостью в обеих случаях узнаю самого себя. В течении одного дня могу по пять раз обретать веру и загибаться. Мелочи и наполеоновские планчики рядом... В отчаяние приводит и то и другое... Знаю только, что надо беспрестанно махать крылышками, чтобы относительно ровно лететь...

"...Как с игры да с беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые..." - все эти коменты, между прочим, написаны под хит "Оркестра баобаб", зациклил я его и пьян весь день так, что разрывается душа, ей хочется лететь... (Но подустал так рваться, поэтому вечерком пойду, побегаю!)

"Худую совесть надобно — Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать." - а не отдавать?! Гораздо чаще сталкивался именно с этим: стараются взять в долг и никогда не отдают. По-моему, именно это стрёмно... Стараться вернуть свое от человека, к которому потерял уважение, которого подозреваешь в нечестной игре, это нормальная психология...

"Смекнул подрядчик, бестия,
Что простоват детинушка,
Учал меня хвалить,
А я-то сдуру радуюсь,
За четверых работаю!" - знакомый реализм, сам подвержен этой психологии...

"В наше время сочувствовать мода,
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа, –
Да себе не умеем помочь!» - они и сочувствуют за деньги, на экранах, в журналах - и этим себе помогают! Моде следовать выгодно и приятно, сочувствовать - тоже, прибедниться - тоже...

"Ах, еще бы на мир нам с улыбкой смотреть!
Мы глядим на него через тусклую сеть,
Что как слезы струится по окнам домов
От туманов сырых, от дождей и снегов!" - ах, туманы, дожди, снега нас от улыбок избавили... Полгода темно и холодно - как и зачем улыбаться? Но без влаги слез, на самом деле, тоже ничего не растет... - а  как и зачем им плакать?!

"Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю…" - всюду родимую Луну узнаю... Русь легче всего по ухабам узнать, по буреломам и раскисшим дорогам... А берёзки, говорят, и у немцев растут... (Скорее всего, это спьяну написано, в духе Есенина...)

"О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы!" - вот что за черт, почему раньше особого родства с ним не чувствовал, а в этот раз чувствую?! (Не верить им или себе?!)

"Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!" - ой, мужик, мужик, от ума тебе не избавиться, избавляясь от него будешь только маяться... Пытаются избавиться от него с помощью универсальных теорий, религий - или с помощью глушняка (водкой, бабой, много чем себя можно глушить - даже танчиками...)

"О, скучен день и долог вечер наш!
Однообразны месяцы и годы,
Обеды, карты, дребезжанье чаш,
Визиты, поздравленья и разводы -
Вот наша жизнь. Ее постылый шум
С привычным равнодушьем ухо внемлет,
И в действии пустом кипящий ум
Суров и сух, а сердце глухо дремлет;
И свыкшись с положением таким,
Другого мы как будто не хотим," - казалось бы, уж я-то - или он - не таковы? Да нет же, постоянно я именно такой - жрачка пищи и информаций и делишки всех сортов...

"Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын." - наверное, был обязан он такое написать... Эти граждане мне все поголовно надоели... Ни одного поэта, кроме платных и тщеславных... Политиканом можешь ты не быть, но поэтом быть обязан, ведь вся душа у каждого - поэзия, и это наша суть... Только сегодня написал, что мерзкую жёлтую прессу - а она вся желтей любых китайцев! - надо искоренять как сорняки...


Толстой

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему." - и все курортники похожи, и все неудачники одинаковы, но курортники кучкуются, а неудачники обособляются, таковы свойства боли и радости...

"Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь." - и уважение может быть пустым местом, и любовь - а могут и не быть...

"Позор и срам! Одного боишься — это встречаться с русскими за границей." - боится опозориться, слишком уважает заграницу...

"Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий." - вот тебе и реалист! Идеализм чистой воды, на уровне детского сада...

"Последнее время мне стало жить тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много." - знание - сила, но сила даётся после тренировки с тяжестями - и для них же служит...

"Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные - содействовать их просвещению и счастию." - первый раз восхитился! Примерно то же самое я брату говорил: делайте больше детей, раз хорошо получаются (но неправильно воспитываются -  как все, в режиме чудовищного эксперимента в бетонных коробках)

" - Мы не столько любим людей за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро, которое сделали им мы." - херня, я очень ценю и помню всякого, сделавшего мне хоть что-то хорошее. И нетрудно помнить, потому как такие случаи наперечет (хотя полвека прошло!) Правда, и особого добра, сделанного мною другим, трудно  вспомнить! Пытался советовать, но никто не слушает, помогаю фруктами и делишками, но никто не ценит и особо не надо...

"Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол." - нет у меня ни угрызений, ни болезней особых, но и счастья тоже, разумеется, нет. Даже мое пьянство от музыки - это не счастье. Наверное, он хотел сказать именно это: здоров, не болеешь? Совесть спокойна? Так чего же боле тебе... Тем более, что нахождение на природе любого неизбежно делает счастливым....

"О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое." - обращался он к своему сердцу" - а ведь опрощение Толстого было несколько совкового типа. Непритязательность, неприхотливость и невзыскательность настойчиво проповедует...

"Два года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Всё время это Я спал, и мне не с кем было беседовать." - дневник может быть и ребячеством и божественным занятием - и обычной нудятиной... Все лето я резал яблоки и слушал Ютуб - спал... (И прямо во сне писал пробуждающие комментарии... - матрёшка снов...)

"Не для нужд своих жить, а для бога. Для какого бога? Для бога. И что можно сказать бессмысленнее того, что он сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд, то есть что не надо жить для того, что мы понимаем, к чему нас влечет, чего нам хочется, а надо жить для чего-то непонятного, для бога, которого никто ни понять, ни определить не может. " - ниже он говорит, что  надо жить для правды и для души - это уже совершенно понятно... и нет правды без знаний и честности, нет души без любви... А "бог" - лишь слово-знак, говорящий, что надо стремиться к высшему, а не низшему, к лучшему, а не худшему - и к Иисусу с Павлом...

"Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье." - и лучшее может начаться и худшее - и старая колея запросто может вернуться... (У кого не бывало мечты о хорошей жизни на новой дорожке...)

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться". - достоевщина с толстовской стороны. Всегда так думал, но с годами с меньшим воодушевлением, меньшей романтикой, меньшей верой в результат... А романтика тут как у Павки Корчагина... (Толстой как зеркало Павки Корчагина)

"- Женщина, видишь ли, это такой предмет, что сколько ты не изучай ее, все будет совершенно новое.
- Так уж лучше не изучать.
- Нет. Какой-то математик сказал, что наслаждение не в открытии истины, но в искании ее." - изучать баб всё равно, что изучать воду! Нечего там изучать и не надо даже пытаться. Вода течёт туда, где меньше сопротивления, а мотыльки летят на свет - вот и все законы. Обычно это свет денег... Можно изучать только местность, в которой баба живёт, условия , среду обитания, все влияния и связи, все огоньки, которые её манят или пугают...

"Люди, как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою." - душа во всех одинаковая, баба во всех одинаковая, но, опять же различны условия и  различен пройденный путь... Человек не только меняет окружающую среду, но и является ее результатом... Мужик постоянно пытается что-то менять и когда мужиков много действительно что-то меняется - но не так и не настолько, как кому-то хотелось, непредвиденным образом...

"Люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло" - Толстой часто пишет проще пареной репы... "Пусть моё зло воюет с чужим злом, а мое добро дружит с чужим добром" - казалось бы, что может быть правильней, но порождается абсурдный, разорванный надвое мир - и никто никого побороть не может, и никто ни с кем подружиться не может...

"Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть." - как оценить нашу твердость, в чём измерить... Есть сражения, которые я не могу выиграть годами, есть - которые  не выигрываю десятилетия... - а раз пытаюсь, то твердости хватает, а? Похоже, не хватает ума...

"Притворство в чем бы то ни было может обмануть самого умного, проницательного человека: но самый ограниченный ребенок, как бы оно ни было искусно скрываемо, узнает его и отвращается." - женщины и дети чутки и проницательны в одном отношении, мужики и умники - в другом, но без конца обманываются и те и другие... Специально подготовленные обманы? - зачем они нужны, когда и натуральных в избытке. Человек скорее сам себя обманет и сам себе проиграет...

"...в жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого." - быть подкаблучником? Слугой? Вот так граф! Вот так бунтарь и новатор... (Имел в виду, что надо жить для того, что и кого любишь...)

"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды." - опять величественная пареная репа (но по существу возразить нечего, если вдуматься в указанную троицу...)

"В городе несчастным людям жить лучше. В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он давно умер и сгнил." - среди гнилых и несчастных не будешь выделяться, будешь свой?

"Всё смешалось в доме Облонских." - и в людях и в семьях и в государствах регулярно случается пурга...

В общем, регулярно создаётся впечатление, что Толстой примитивен... - и разоблачил религии, общество он тоже примитивно, как лом: просто что увидел, то и сказал и не стал думать, что наверное во всем есть второе дно, высший смысл и миллион оправданий. Прямолинейный крестьянин, ни разу не городской, у него от всего городского отрыжка...
Т.е. Толстой по цитатам не производит сильного впечатления, напротив - и удивляешься тому, что именно он сильнее всех дерзнул пойти против всех, если говорить о новом времени, наших веках...