Совесть

Владимир Флавьянов
СОВЕСТЬ.
Спектакль для воскресной школы.

     Действующие лица: хулиган- мальчик( или девочка) старшего школьного возраста, один или несколько детей младшего школьного возраста (в спектакле оказываются случайно, по ходу игры), один или оба родителя, священник, бабулька (совесть). Действие разворачивается прямо в классе, так что любые дети сразу могут подключиться к спектаклю.
    
     Мальчик со всей силой кидает портфель в угол класса и даже бьет его ногой:
     - Первая двойка! – чуть не плачет он. – Что я теперь буду делать? Как родителям скажу? – и подняв портфель, угрюмо поплелся дальше.
     Во дворе (в классе) играли дети, и он решил похулиганить, подойдя к какой-то девчушке:
     - Уйди отсюда! Оглохла что ли? Кому сказал, вставай и уходи! А ты чего смотришь? – увидел он осуждающий взгляд мальчика, сидящего по соседству. – И ты вставай, и пошел вон отсюда!
     Дети разбежались в стороны от хулигана, как вдруг рядом с ним оказалась какая-то бабулька.
     - Какая страшная! – и мальчишка убежал, оглядываясь, скрывшись в своем подъезде. Он сел на подоконнике, достал дневник (тетрадь) и резинку и стал тщательно стирать «2».
     - Стыдно? – через его плечо заглядывала та самая бабулька.
     - Ой! – мальчишка подпрыгнул от неожиданности. – А я что? Я ничего!
     - А почему тебе вчера не было стыдно обманывать родителей, и вместо уроков пошел гулять, да еще вернулся домой позже обещанного, весь грязный, рваный, потеряв шапку. Не стыдно с маленькими драться?
     - Не правда!
     - Совесть всегда говорит правду, а я и есть твоя совесть, и знаю про тебя все!
     - Ты?! Такая страшная? – усмехнулся он, начиная хамить.
     - Не я страшная, а я страшна для нераскаявшегося грешника. Чем больше грехов, тем страшнее муки совести!
     - Но почему «старуха»? – мальчишка грубил, желая побыстрее избавиться от разговора.
     - А это уж кому какую Бог дал! У кого-то добрая совесть, в виде солнышка, зайчика, звездочки, Ангела-Хранителя, у кого-то в виде маминого голоса, у кого-то в виде зеркала волшебного, как в сказке. «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду расскажи!»
     - Все равно не верю! – и он искусственно зевнул.
     - Глупым фильмам веришь, переживаешь за вымышленных страшных героев, а родную совесть знать не хочешь? Но я знаю тебя. В прошлом году, например, ты взял тайком у отца немного денег, чтобы сделать сюрприз маме на день именин. В результате, маме пришлось остаться без обуви, т.к. деньги у тебя украли в школе…
     - Кто? Скажи мне, раз ты все знаешь!
     - Я – твоя совесть, а не колдунья. Это они пытаются предсказывать и, как ни странно, только злое. А я знаю про тебя и хорошее, например, что ты нашел крестик и бережешь его как святыньку, спрятав в сокровенное место.
     - Отстань от меня! – мальчишка не выдержал и убежал домой, крепко заперев дверь. В замочную скважину никого не видно было.
     - Не меня ли ищешь?
     - Ой! – мальчишка опять подпрыгнул от неожиданности, ударившись головой.
     - От совести еще никому не удалось убежать.
     - Ты чего кричишь? – в коридор вышел отец. – Ты кого-то испугался?
     - Что-то случилось? – вышла также и мама.
     - У нас гости, - мальчик неловко смотрел в сторону бабульки, ожидая страшного.
     - Где? – родители растеряно смотрели на него, совсем не замечая бабульку.
     - Эта бабулька утверждает, что она – моя совесть.
     - Ах, у нас совесть в гостях? Прекрасно! А где она? Было очень приятно познакомиться!
     - Как, вы ее не видите? – мальчик показывал на бабульку, но родители только руками разводили в растерянности, думая, что сын играет. – А, раз так, то я пошутил! Можно я пойду играть?
     - А уроки сделал?
     - Да-а, - ответил он, нагло глядя на бабульку, вид которой стал совсем грозным. – Ой! – мальчик перепугался, закрыв лицо руками.
     - Что такое? Забыл что-то? – насторожились родители. – Ты, наверное, хотел свой дневник показать нам? Какая-то странная «3», видишь? Затерто все… Как это объяснишь?
     - Я…я…я нечаянно, - начал мальчик, не выдержав укоряющего взгляда совести. – Я не хотел!..Так получилось…Я больше не буду…простите…
     - Вот видишь, как много слов ты произнес, а только последнее – самое главное и единственно необходимое!
     - Я исправлюсь! – обрадовался мальчик, глядя на улыбающиеся лица родителей и совести.
     - Вот теперь видишь, какая польза человеку жить по совести? – спросила его бабулька наедине, когда мальчик сел готовить уроки. – А ты знаешь, что одного «прости» бывает мало все же, чтобы действительно получить прощение греха? Необходимы дела, которые противоположны будут грехам. Обманывал – теперь будь честен, брал без спросу – работай своими руками. Но и это еще не все. Ты знаешь, что старушки вскорости умирают?
     - Да.
     - А ведь совесть умирает только со смертью самого человека. Понимаешь? Ты хочешь, чтобы я помолодела?
     - Конечно!
     - Тогда надо исповедаться и причаститься, т.к. только Всесильный Бог может победить любое зло и отпустить любой грех!
     - Я все понял! – воскликнул он и через несколько дней пришел в Церковь.
     - Иди и больше не греши, чтобы с тобой не случилось чего страшного! – напутствовал его священник на исповеди.
     - Спасибо тебе, добрая бабушка! А где она? – мальчик растерянно озирался вокруг.
     - Теперь совесть вернулась в твою очищенную покаянием душу, - ответил батюшка. - Загляни внутрь своего сердца, и ты опять увидишь и услышишь ее!
    
     КОНЕЦ,
     И  БОГУ  СЛАВА !
10-02-2004