Бескультурие равно Безбожие

Андрей Незванов
«Бескультурие» есть новое понятие, рождённое в эпоху Модерна, и ставшее особенно актуальным в настоящем Постмодернити. Оно несёт на себе печать атеистического разумного позитивизма, невзирая на свой религиозный корень – «культ». Потому и по-настоящему исторически релевантным это понятие может быть только в отнесении к Новому и Новейшему Времени.

В позитивно-прагматическом плане слово БЕСКУЛЬТУРИЕ, включённое в квалификацию определённого сообщества, означает, буквально, отсутствие в жизни данного общества Культа, прежде всего и феноменально, как ограничителя и направителя индивидуального поведения, и как платформы разумного единения, надстраивающегося над обычной традиционной моралью.
Нехватку такого ограничителя мы остро чувствуем в быту и в публичных пространствах, и переживаем в форме бескультурного поведения сожителей, сотрудников и сограждан.

Кроме того, в публичном плане бескультурие создаёт дефицит полнокровной языковой и эмоциональной общности, в силу отсутствия литургий как коллективных общественных отправлений Культа.
Такими литургиями в советском обществе были, например, праздничные демонстрации трудящихся, спартакиады, фестивали, массовые митинги, маёвки и т.п. – литургиями, дефицит которых мы остро ощущаем теперь. Не случайно, ведь, столь популярным и востребованным в постсоветском мире стало начинание «Бессмертный Полк».
Также не случайно, что Никита Хрущёв начал свой поход против религии с ниспровержения «Культа Сталина». Он понимал религиозную природу так называемого «культа личности», но явно недооценил разрушительных для советского общества последствий своей борьбы за ниспровержение кумиров. Решающим и губительным шагом был вынос мумии Вождя из вечной Усыпальницы.

Глубоко традиционный Китай верно оценил святотатственную угрозу такого события, и сказал своё твёрдое «НЕТ» обновлённому Хрущёвым Советскому Союзу.
Формально Никита хотел как будто очистить Святыню – Мавзолей Ленина, от временщиков истории, к которым относил себя и, заодно, Иосифа Джугашвили; но в реальности он уже тогда, в 1956, разрушил СССР, в котором постепенно воцарилось бескультурие.
Достаточно сравнить между собой представителей старшего поколения, воспитанных в атмосфере Культа, и людей молодых. Разница бросается в глаза!
Не зря ведь, родившийся и выросший в «сталинскую эпоху» в семье признанного официального советского Гимниста Сергея Михалкова мальчик Никита вынужденно стал ныне Бесогоном.

«Бо расплодились бесы!» – таково религиозное прочтение слова «бескультурье».
Любая религия предоставляет обществу «культ», в его практическом аспекте, как средство и способ самообуздания личности. Атеистический мир вынужден, поэтому, создавать свой культ. Ибо «чистый практический разум» Канта без культа не работает. Иммануил, собственно, и пытался создать культ «всеобщих объективных законов Природы», опираясь на ценность Науки в раннем индустриальном обществе. Нельзя сказать, чтобы успешно, но что-то всё-таки получилось….
Теперь это уже прошлое. От будущего следует, наверное, ждать возврата к традиционным верованиям. Мы даже записали себя в Конституцию России в качестве наследников веры предков!
Аминь!