Унылая история николаевского крейсера

Владимир Раков
    29 августа 1983 года на стапеле завода имени 61 коммунара в Николаеве, по заказу Военно-морского флота СССР,  был заложен четвёртый ракетный крейсер проекта типа «Слава». При закладке крейсер получил наименование «Комсомолец». В марте 1985 корабль переименовали в «Адмирал флота Лобов»
    11 августа 1990 года крейсер был спущен на воду и, у причальной  стенки завода, продолжилась его достройка.
    В начале1992 года «Адмирал флота Лобов» был доведён до 75% готовности, а на базе Северного флота началось формирование экипажа.
    После раздела СССР правительство Украины посчитало крейсер своей собственностью и отказалось допустить на него российский экипаж. Достройка крейсера была остановлена, а экипаж расформирован.
    В конце 1993 года кораблю присвоили название — «Украина» и был сформирован новый, уже украинский экипаж.  Однако, средств на достройку корабля в Украине не нашлось.  В результате и украинский экипаж вскоре  был расформирован.
    В феврале 1998 года правительство Украины объявило о принятом решении - достроить «Украину». Работы на крейсере возобновились и вновь сформировали экипаж. В ходе работ по достройке на корме литеры старого названия срубили, заменив новыми. Общая готовность корабля была доведена до 95%.
    Однако, к началу 2002 году работы вновь застопорились, а экипаж корабля расформировали 
    Переговоры с Россией, о продаже крейсера для ВМФ России в счёт украинских долгов за газ к соглашению не привели.
    В августе 2004 года было разрешено посещение недостроенного корабля экскурсиями.
    В апреле 2005 года по результатам переговоров министров обороны России и Украины в Москве было заявлено, что корабль не нужен ни Украине, ни России - соответственно, достраивать его не будут.
    5 сентября 2005 года вышло постановление кабинета министров Украины №385-р, которым ракетный крейсер «Украина» брался на учёт и обеспечение министерства обороны страны, что позволяло снять с завода-строителя значительные затраты по содержанию стоящего у причала корабля. В то же время проводились предварительные переговоры о возможности продажи крейсера Индии, России или Китаю.
    17 мая 2010 года на переговорах президентов России и Украины  было принято решение о совместной достройке крейсера. В июне того же года главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что рассматривается возможность покупки корабля Россией для своего флота.
     В июле 2010 года Верховная Рада Украины признала постановление о присвоении кораблю названия «Украина» утратившим силу - таким образом, формально крейсер становился безымянным
    В сентябре 2013 года было достигнуто соглашение между Украиной и Россией о продаже России ракетного крейсера за один миллиард рублей. После продажи  России корабль предполагалось отремонтировать на украинских предприятиях, потом вооружив уже на российских.
 В связи с киевским переворотом февраля 2014 года и сменой правительства в Украине это соглашение так и не было реализовано.
    В марте 2017 года стало известно, что, согласно указу президента Украины П. Порошенко, недостроенный крейсер подлежит демилитаризации (разоружению) и продаже на слом.
    К настоящему времени «Комсомолец», «Адмирал Лобов» и «Украина» в одном лице безысходно присутствуют у достроечной набережной Николаевского судостроительного завода, безбожно ржавеют и норовят утопнуть.

  Три корабельных души, априори,  не смогли ужиться в одном, даже мощном стальном теле. И теперь, с укором напоминают нам, что сила разума человеческого в созиданиях, а не в переименованиях.