Залы Петербурга. 12. Георгиевский зал

Серж Пьетро
    Георгиевский (Большой тронный) зал  Эрмитажа создан в 1787-1795 годах
по проекту Джакомо Кваренги – имевшим высокое для архитектора звание.
Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле.
Освящён 23 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название.
     В связи с тем, что Тронный зал Растрелли не был завершён,
в 1774 году принимается решение: под представительские функции коренным образом переделать
находящуюся рядом с апартаментами Екатерины II Светлую галерею,
на месте которой появляется Белая галерея - смогли великолепно сделать.
   Однако вид нового зала по каким-то причинам не удовлетворил императрицу – творец был нем,
уже в 1776 году принимается решение отделать галерею цветным камнем.
     Беспримерная в отечественном строительстве отделка грандиозного зала «российским камнем»
совпадала с идеей прославления могущества империи – важнее не было тем.
   В 1776 году был заключён контракт на изготовление мраморных деталей:
52 колонны, 48 пилястр и 165 аршин антаблемента с балюстрадой.
Однако реализовать задуманное довелось уже Джакомо Кваренги,
который построил для Тронного зала отдельный корпус, душе он казался отрадой -
он примыкал к восточному фасаду Зимнего дворца Растрелли – решение было за труд  наградой.
  Грандиозный по площади (около 800 кв. метров) двусветный зал выглядел чрезвычайно торжественно:
расположенные вдоль стен парные колонны делали его похожим на античный храм.
В оформлении использован натуральный мрамор белого, серого, розового и голубоватого оттенков,
позолоченые детали и живописный плафон усиливали похожесть на величественный храм.
   Вблизи трона в полукруглых нишах продольных стен стояли аллегорические статуи
«Вера» и «Закон»,
символизирующие основы, на которых зиждется российская государственность –
не пересматриваемый просвещённым миром канон.
   Рисунок паркета повторил разбивку и орнаментальные мотивы потолка - диковинного древа.
Уникальный паркет зала содержит набранный из 16 пород рисунок,
который  ярко выделяется на фоне красного дерева. 
   Позолоченные орнаменты потолка зала повторяют узор паркета из 16 пород цветного дерева.
При повторном восстановлении зала откорректировали развеску люстр,
раскрыв центральный вид на барельеф, отражающий победу справедливости и закона:
над тронным местом разместился огромный мраморный барельеф
«Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона».