Об истинной религиозности

Евгений Терещенко
Моя жена считает и утверждает, что наша семья живет в нищете. Я считаю и утверждаю, что мы купаемся в роскоши. Почему существует столь разная оценка своего материального положения у двух членов одной семьи? Она в разном мировоззрении и разном отношении к жизни.

Есть отношение к жизни, которое можно условно назвать атеистическим или гедонистическим, и есть отношение к жизни, которое можно условно назвать религиозным или духовным. Гедонист видит счастье в деньгах, вещах, карьере, удовольствиях, высоком социальном положении и других благах земной жизни. Человек религиозный не считает свою земную жизнь самоценной и самодостаточной, она для него лишь «средство», место подготовки к жизни истинной, вечной.

Гедонист редко бывает доволен своей жизнью, ему всегда чего-то не хватает и хочется большего. Гедонисты невысокого социального положения и достатка, обычно недовольны своей зарплатой или пенсией, их ранит, что представители власти и крупного бизнеса: министры, депутаты, олигархи имеют много денег и продолжают наращивать свое состояние. Если эти гедонисты молоды и стремятся к самореализации во внешней жизни: к карьере, власти, престижу, большим деньгам, они готовы поддержать любую революцию, любой переворот, любой майдан. Ими движет алчность, зависть, ненависть к власти, ограничивающей их аппетиты, тормозящей социальные лифты. Гедонисты пожилого поколения, в большинстве, более консервативны и лояльны к власти, хотя в результате «демократической» пропаганды они тоже иногда шалеют и сходят с ума, как это было на Украине во времена майдана и как происходит в Белоруссии сейчас. Люди религиозные, коих на нашем постсоветском пространстве явное меньшинство, не интересуются содержимым чужих карманов, они никому не завидуют и вообще мало интересуются политикой. Они озабочены состоянием своей души и культивируют в себе смирение, терпение, бескорыстие, доброжелательность, непривязанность, осознанность, уравновешенность. Люди истинно религиозные «этически ориентированы», они стремятся никому не причинять зла и соблюдать религиозные заповеди, даже если живут «внецерковной жизнью».

Истинная религиозность, на мой взгляд, мало связана с посещением храмов, участием в обрядах и других внешних мероприятиях. Предположу, что среди католиков и православных мало истинно религиозных людей, для которых религия – главное дело жизни, а не бизнес с Всевышним по принципу «ты мне, я тебе». Думаю, что таких людей найдется больше среди баптистов, пятидесятников, буддистов, хотя не могу это утверждать за недостатком данных. Не хочу сказать, что люди истинно религиозные не нуждаются в деньгах, вещах или удовольствиях. Все дело в приоритетах.
Любимый мыслитель Л.Толстого, Дж.Рескин писал: «У кого религия на втором месте, у того ее нет совсем. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо, чтобы он был в сердце на втором плане. Тот кто отводит ему второе место, не отводит никакого».
Если для человека Бог, духовные, нравственные ценности на первом месте, привязанность к материальным вещам для него не опасна. Он не станет о них думать, тревожится, горевать при потере.