Прощание с Береникой

Юрий Беркович
Прощание с Береникой
(Варианты: Единственный день; Застывший день)
(По мотивам рассказа И.А. Бунина "Солнечный удар")

Вариант заставки на название 1
Лицо, шея и плечи женщины ярко освещены, ее голова повернута вправо, она, щурясь от яркого света, смотрит на кого-то, стоящего рядом; камера движется вправо, появляются лицо, шея и плечи мужчины, его голова повернута влево, он так же неотрывно смотрит на женщину, оба не могут насмотреться друг на друга, они словно застыли на мгновение перед шагом; камера едет чуть назад, и в это мгновение герои расходятся в стороны, все так же продолжая смотреть друг на друга, за их спинами появляется улица, круто уходящая в небо, и на границе улицы и неба проявляются поначалу белые, а потом все более темнеющие слова названия

Вариант заставки на название 2
У широкого окна, спиной к камере, стоят мужчина и женщина, из окна льется яркий свет, поэтому видны только силуэты стоящих; рама окна и стоящая в ней пара все приближаются, уже нет рамы, только яркий свет и двое в этом свете, и когда остаются только их головы и плечи, они оборачиваются, картинка сразу замирает: лица стоящих съедает тень, и по темному фону проступают белые буквы.

1. ОНА стоит у окна: ее левая щека, разрез глаза, влажные распущенные волосы, левое плечо; свет проходит меж двух неплотно задернутых занавесок; она поворачивает голову, хочет что-то сказать (крупный – средний; голова справа налево).
2. ОН смотрит на нее, останавливает движение рук: ждет (средний, голова слева направо).
3. ОНА отворачивается, смущенная; делает шаг к окну, протягивает левую руку вперед-вверх (средний).
4. ОН стоит у незастеленной кровати, застегивает пуговицы рубашки, смотрит на НЕЕ, слышно шуршание отдергиваемой занавески, ЕГО фигуру заливает свет; ОНА, отдернув занавеску, открывает окно и замирает, опершись ладонями о подоконник; ОН неуверенно идет к ней, все еще застегивая пуговицы; ОНА стоит, залитая светом, отчего вся ЕЕ фигура кажется тоньше, размытее, неуловимей, справа и слева от нее чуть колышутся занавески; слышны уличные шумы (общий с поворотом вправо и едва заметным проездом к ней, движение законченное, ОН опять входит в кадр слева. NB: на монтаже остается у границы кадра, но снять большой хвост).
5. ЕЕ лицо: решимость и тоска, с этой тоской она и останется до конца сцены; позади нее приближается смутный силуэт (крупный слева по камере, справа немного свободного пространства).
6. Женская фигура у окна медленно приближается; женщина не оборачивается, не меняет позу; ее спина в тени, а плечо освещено, волосы искрятся, пятно света лежит на щеке (средний поясной – крупный).
7. ОН останавливается, смотрит на нее, словно не верит глазам (крупный).
8. ЕЕ затылок в тени, освещена мочка уха с отчетливо видной точечкой прокола, над ухом тонкие, пронизанные светом волоски (крупный – деталь с движением вперед-влево).
9. ЕГО глаза (деталь).
10. Воспоминание: В тусклом желтоватом свете обвод скулы, мочка уха, раскачивается крупная сережка, женщина смеется; «Я Олег. А как тебя зовут?» - «Береника» - «А серьезно?» - «Какая разница?» - отвечает женщина и смеется еще громче; сережка раскачивается, шея, из-под платья видна ключица (деталь с движением вниз).
11. ОН продолжает смотреть с тем же выражением, поднимает руки и осторожно касается ее плеч; неуверенно улыбается, будто чего-то боится (средний).
12. ОН проводит пальцами по волосам, трогает мочку уха; Его реплика: «А где твои сережки?» (крупный-деталь).
13 ОНА оборачивается, встречает его взгляд, беспомощно улыбается в ответ, отводит взгляд; ее реплика: «Одну потеряла», - ОНА хочет отойти; ОН удерживает ЕЕ за предплечья; «Ты не сказала, как тебя зовут» - «Хава», - ОНА высвобождается, идет в глубину комнаты, к низкому столику, рядом с которым стоит чемодан, на чемодане дамская сумочка; ближе к столику, развернутое от него кресло, в кресле свалено белье, одежда – все постирано, но не поглажено и не разобрано; подойдя к чемодану, ОНА опускает руку, будто хочет взять сумочку, но замирает на секунду, а потом, обойдя кресло, подходит к столику (средний – общий с движением назад и поворотом вправо, чтоб выпустить ЕГО из кадра).
14. ОН смотрит ей вслед так, будто ищет, что сказать, но ничего не говорит, а идет следом (средний, выпускаем ЕГО из кадра).
15. На столике недопитый стакан желтого апельсинового сока, коробка сока стоит рядом, ОНА доливает в стакан сок; ОН подходит и встает между ней и чемоданом, у кресла, вцепившись пальцами правой руки в его спинку; кроме стакана и пачки сока, на столе тарелка, чашка, пепельница, пара сигаретных пачек, зажигалки, фумигатор, маленькая читалка; ОН смотрит на НЕЕ (общий – средний с поворотом вправо; тут важно, что он ею любуется, по-мужски, с явным желанием).
16. ОНА резко запрокидывает голову и пьет (средний, профиль).
17. ЕГО глаза (деталь, тут он «задохнулся», возможно, план общее).
18. ЕГО воспоминание: Ее лицо, в скудном автобусном освещении, полосы света пробегают по нему, на мгновение выхватывая меняющиеся черты; ОНА, запрокинув голову пьет из бутылочки; «Куда ты едешь?» - спрашивает ОН (у него срывается голос), ОНА поворачивает к нему голову с легкой несколько удивленной (удивилась тону вопроса) улыбкой, но улыбка почти сразу сбегает с губ, ОНА опускает глаза, смутившись взглядом (в процессе реплики, и тон ее в процессе реплики меняется: «На неделю» почти шепчет через малюсенькую паузу: «Прилетела к родителям…На неделю» - «Одна?» - спрашивает он очень тихо, таким голосом, будто испуган собственным вопросом; «Муж с ними не контактирует», - отвечает ОНА, не поднимая глаз, и через паузу, словно против собственной воли смотрит на НЕГО, сначала испуганно, а потом сама «задыхается», «вспыхивает» (средний). NB: очень хочется, чтоб его в воспоминании не было, только голос, показываем ее, возможно, с небольшим укрупнением от среднего-бюста до крупного. Можно на всякий пожарный подснять его реплики на крупном.
19. ОН смотрит заворожено, спохватывается: «Я сейчас сварю кофе» (деталь – крупный с движением назад).
20. ЕЕ реплика: «Я не хочу…Спасибо»; ОНА, стоя все так же в профиль к НЕМУ, медленно ставит стакан на стол, смотрит перед собой и вниз, но не выдерживает, на мгновение переводит на него взгляд (не успев закончить движение), «задыхается» испугом и, резко дернув головой, упирается глазами в столик, рука со стаканом бессильно падает, стакан стукается о столик (средний-поясной).
21. ОН хочет что-то сказать, даже выкрикнуть (крупный).
22. ЕЕ блуждающий по столу взгляд (крупный).
23. В. На столе, кроме всякой мелочи, полная пепельница, тарелка с давними остатками яичницы и чашка с засохшей кофейной гущей; видимая часть столика в пятнах, на предметах заметна пыль; ОНА машинально пододвигает к себе тарелку, ставит в нее чашку, стакан; женщина вцепляется в тарелку, приподнимает ее; руки движутся медленно, машинально, не целенаправленно, нерасчетливо, будто женщина наталкивается на предметы, а не видит их (средний со слежением за руками; NB возможно разбить ее движение еще раз блуждающим взглядом, но уже только глаза, так даже лучше, потому что слежение за руками будет короче, проезды меньше и само замешательство выразительней.
24. «Не надо. Я уберу», - ЕГО растерянный до беспомощности взгляд (крупный).
25. ОНА ставит тарелку на столик, поворачивается, идет к нему, все так же глядя вниз, останавливается перед креслом, ОН делает шаг к ней, старается поймать ее взгляд, когда начинает говорить, подмигивает и улыбается, мимика чрезмерна, за ней страх; заканчивает, глядя просящее, и тон просящий: «Я тоже еду, часов в пять. Давай сходим на море, пообедаем, а вечером поедем вместе» (общий – средний поясной с движением вперед; возможно, едем до его первого среднего плана).
26. ОНА поднимает глаза, взгляд застывший, тоскливый; ЕЕ реплика: «Я поеду. Родители будут нервничать», - отводит взгляд и обходит кресло, направляясь к чемодану. - «Я позвонила, сказала, что подругу встретила, осталась у нее, днем обещала быть»; ОНА резко вскидывает сумочку на плечо, берет чемодан и направляется в плохо освещенный угол салона, служащий передней; там тускло поблескивает большое зеркало, под ним тумбочка, слева от зеркала, на крючках, висят пара курток и форменный зимний комбинезон; ОНА приостанавливается, глядя на себя в зеркало, быстро подходит к нему, оставив чемодан, ставит на тумбочку сумочку, открывает ее; ОН подходит и встает у чемодана, ОНА достает расческу, берет в рот несколько шпилек, пару раз проводит расческой по волосам, убирает расческу, собирает волосы и закручивает улиткой, закалывая шпильками (крупный – средний поясной с поворотом вправо и движением назад – общий с продолжением движения вправо и движением вперед, следом за НЕЙ).
26А. (возможная разбивка длинного кадра) ОН поворачивает голову, смотрит отчаянно, тихо говорит: «Подожди» (крупный 4).
27. ОН смотрит так, будто бросится к НЕЙ (крупный или деталь).
28. ОН вспоминает: Силуэт женщины освещен сзади, слева от НЕЕ поблескивает зеркало; вспыхивает электрический свет, ОНА, поворачивается к зеркалу, снимает с плеча сумочку и ставит на тумбочку; ОН проходит вперед с чемоданом в руке и спортивной сумкой на плече, останавливается и секунды три смотрит, как она вынимает заколки из прически; ЕЕ волосы рассыпаются по плечам, ОНА улыбается, видя его отражение, и оборачивается, ОН бросается к НЕЙ, бросив спортивную сумку, чемодан медленно заваливается на бок; ОНА поднимает руки и закидывает их ему на плечи, он стискивает ее в объятиях, они долго целуются, а когда он ослабляет объятия, она полустонет-полувздыхает (общий – средний поясной с движением камеры влево после того, как завалился чемодан, укрупняем их уже целующихся).
29. ОНА подходит, хочет взять чемодан, он смотрит отчаянно и хватает ручку чемодана раньше, чем ОНА успевает за нее взяться: «Я провожу!» – испуганно выкрикивает ОН (средний с возможным движением влево, к ее правому плечу).
29А. Подснять руку, хватающую ручку чемодана (крупный).
30. «Не надо», - ОНА смотрит перед собой потерянно (крупный).
31. «Я провожу», - ОН смотрит невидящим взглядом, пытается пройти мимо нее к двери, катя чемодан (средний поясной).
32. ОНА поднимает на него глаза, взгляд потерянный и тоскливый, говорить ей трудно: «Я не знаю, что со мной вчера случилось. Влюбилась. Я тебя прошу, не надо. Я сама. Отпусти» (крупный).
33. ЕЕ рука накрывает ЕГО руку, держащую чемодан; ЕЕ голос: «Пожалуйста. Отпусти» (крупный).
34. ОНА привстает на цыпочки и прикасается губами к ЕГО губам, выдыхает: «Все», чуть наклоняется, чтобы взять ручку чемодана, отворачивается и идет к двери, катя чемодан (средний – общий с поворотом влево и движением назад).
35. ЕГО остановившийся взгляд (деталь).
36. ОН вспоминает: «Я приехал. Вот и все», - говорит ОН; ЕЕ лицо то выплывает из полутьмы, освещенное очередным фонарем, то уходит в тень; сначала в лице испуг, потом желание немедленно вскочить, удержать. – «Слушай, может, ты мне дашь телефон, мы увидимся…или сойдем здесь, прогуляемся к морю, а потом я тебя провожу…», - бормочет ОН и осекается: ОНА медленно поднимается, за ЕЕ спиной полоса приближающихся огней; ОН отступает, уступая ЕЙ дорогу, ОНА пытается выйти в проход меж кресел, уже стоит в нем одной ногой, в этот момент автобус поворачивает, ОНА падает назад, ЕГО руки обнимают ЕЕ плечи; ОНА оборачивается, ЕЕ глаза совсем рядом, испуганные и страстно-завороженные вместе, будто ОНА падает или тонет; хлопает дверь (крупный – средний поясной - крупный с движением назад и вправо, потом вперед).
37. ЕГО глаза – взгляд все тот же (деталь).
38. Дверь закрыта (общий).
39. ОН поворачивается и медленно идет к середине комнаты, останавливается, поворачивает голову влево (общий – средний с движением по полукругу вправо от него).
40. Его взгляд – мгновенная боль (крупный).
41. Неубранная постель ярко освещена (общий или средний).
42. ОН поворачивается спиной к кровати, идет к столику, берет пачку, достает сигарету, вдруг замирает (общий – средний поясной с движением вперед, снимаем этот и аналогичные кадры со спины).
43. ЕГО взгляд во что-то упирается, снова боль (крупный или деталь).
44. Стакан с остатками сока (крупный или деталь – нижняя часть стакана).
45. ОН отходит от столика, глядя вниз и механически разминая в пальцах сигарету, а другой рукой засовывая пачку в карман джинсов, останавливается (общий – средний поясной с движением вперед).
46. Постель (средний, изголовье).
47. ОН отворачивается, достает из кармана джинсов зажигалку, закуривает, идет к окну, останавливается, смотрит куда-то мимо всего, улыбается сквозь подступающие слезы и качает головой: «****ец приключение», – произносит ОН громко по-русски, выкидывает сигарету в окно и резко оборачивается к кровати, быстро идет к ней, хватает лежащее на полу покрывало, набрасывает на кровать (средний поясной – средний бюст – общий: едем от него, но укрупняем план: он движется быстрее камеры лицом к ней; когда он оборачивается, следим за ним, чуть подъезжаем).
48. ЕГО глаза; ЕЕ голос: «Всё» (деталь).
49. ОН отпускает край покрывала, опускает руки и стоит перед кроватью;«Все», – шепчет ОН по-русски, направляется к дверям, оглядывается, резко поворачивается, подходит к окну, задергивает занавеску и снова идет к дверям, дверь хлопает (общий: начинаем с фаса, он поворачивается спиной, легкое движение вперед, поворот влево, движение вперед, поворот вправо, движение вперед; все время держим общий).
50. Открывается дверь парадной, ОН выходит, щурится, смотрит вокруг, будто забыл, куда идти, или не понимает, где находится, поворачивает голову вправо-вверх (общий – средний, движение вперед).
51. Недалеко от двери, отчаянно жестикулируя, разговаривают двое мужчин; улица, залитая полуденным солнцем, уходит вверх, дрожит и переламывается у самого неба (общий с движением вперед и влево, чтоб выпустить мужчин из кадра).