2 вэнь-цзи или дальнейшие наставления лао-цзы 1. 2

Виктор Кондратьев-Лутковский
лао-цзы говорил –
все великие мужи воистину безмятежны и бесстрастны
преисполнены миролюбия не ведая тревог
небо делают (своим) покровом
а землю – (своей) колесницей
четыре сезона – скакунами
а (силы) инь и ян – возничими
движутся без дорог
странствуя без устали
выходят (в мир) не (пользуясь) дверями
пока небо является (их) покровом ничто не терпит урона
пока земля является (их) колесницей нет ничего (что бы в неё) не вместилось
(пока) четыре сезона (у них в) скакунах (нет) ничего не задействованного
(пока силы) инь и ян (у них за) возничих (не надо) ничего (брать) про запас
вот почему (великие мужи) стремительны и не колеблются
вдаль устремлены не зная устали
(их) руки-ноги покойно-бездеятельны
чувства обострены и не подводят –
весь мир воспринимая (в его первозданной) осиянности
придерживаясь (сокровенной) сути дао-пути
(они) обозревают (всю) безграничность земли
поскольку устроение мира не может (кем-то) вершиться
он развивается опираясь на себя самого
всё сущее претерпевает метаморфозы без (чьей-либо) помощи –
надо (лишь) придерживаться (сути мира) оборотившись (к его таковости)
поэтому человек знания пестует изнутри (своё) основание
а не культивирует внешне-поверхностную дребедень
укрепляет возгоняя утонченнейшую духовность
отринув свои суемудрые воззрения бездействует в пучине таковости а нет (ничего) не сделанного
не устанавливает порядки а беспорядка нет
пребывающий в том что именуется недеянием
не опережает действия существующего
пребывающий вне распорядков
не изменяет само-таковости (всего)
и нет никакого беспорядка
потому что всё сущее в совокупности (само по себе) таково