Давным-давно...

Алексей Горбунов 2
(Сказки от Ольги)

Мы сидели на берегу моря вместе с Ольгой и молча смотрели вдаль. Я был рад вернуться в Лазоревское, что бы услышать новые сказки, но в эту пору перекресток был закрыт, и ждать гостей из чудесного Мира не приходилось. Прозрачное голубое небо украшали белые, словно снег облака, а солнце, уходившее в закат, пронзало их яркими невесомыми лучами света, который напоминал хрустальные столбы, опущенные в море. Молчание затянулось, и я, прерывая эту волшебную тишину, задал вопрос:
- Вот интересно, почему это море названо Черным? А берег Лазоревским?
Ольга, не поворачиваясь ко мне, улыбнулась, и тихо ответила:
- Сегодня этого не знает никто. Думают, что Лазоревское это от имени флотоводца, а Черное море из-за штормов…. И лишь тот, кто ходил через мой перекресток знает эту тайну. Нет, конечно не всем свою историю сказывает могучий Мореслав, но от добрых путников у хозяина берега нет тайн. Да и какая в этом тайна…
Мне стало очень интересно, и я попросил Ольгу рассказать все, что она знает о Мореславе. Ведь я, как и многие другие не знал о нем ничего, даже имя услышал впервые. Ольга внимательно посмотрела на меня, и сказала:
- Хорошо! Я расскажу тебе историю этого берега, но знай, многое из того, что ты услышишь, изменит твои знания о многих сказочных героях. Хотя особо не расстраивайся, ведь это просто сказка…..

- Давным – давно, когда на месте дуба у Лукоморья рос его прадедушка, жил на этом берегу могучий богатырь – Мореслав! Святогор и Световит называли его братом! Первым среди равных! Но Мореслав не искал бранных утех и не любил сечу. Ему хватало места на Лазоревом берегу Океана. Любил богатырь встать к рулю на корме челна и пронестись по морским просторам, на крылах своего друга, Северного ветра! Жил он не один, а с сыновьями и племянниками, коих было счетом ровнехонько тридцать три. Удальцы рыбачили, охотились да землицу пахали. А по соседству с Мореславом жил добрый, но отважный народ гиперборейцев! Сам Борей называл их братьями за силу и бесстрашие! Но хотя и был Мореслав велик ростом, аж в пятьдесят саженей, а единым ударом мог превратить скалу в песок, не боялись его гиперборейцы, и водили дружбу с Мореславом и его сродниками.
Хороша, богата страна на северных берегах Лазоревого океана! Вольготно живется гиперборейцам в родном краю. Да приключилась беда однажды. Приплыл к чудесному берегу чудище морское из холодных северных глубин, Змей Ёрмунганд силы небывалой. Увидел на берегу селения и могучих людей, и смекнул злодей: «Надо завладеть этими краями! Брать дань с сильных рабов! Тогда и я стану Владыкой побережья, и сравняюсь с самим Морским Царем!!!!»
Выждав, когда люди столкнули челн на рябую от волн гладь океана, и отошли на веслах от берега, Змей обвил корму ладьи своим хвостом и прошипел мужчинам, стоящим на носу челна:
- Хватит вам разорять мои угодья! Отныне признайте меня владыкой своим и каждый год платите мне дань, аки покорные рабы! Иначе ждет вас погибель лютая неминучая, как и весь ваш Род!
Еще не отшипели последние слова Ёрмунганд, а в руках бесстрашных мореходов сверкнули мечи и секиры. Не ведали гиперборейцы рабства и никому не желали бить челом….
Мореслав привычно отдыхал на склоне холма, когда увидел, как закипела вода округ челна, на котором уходили рыбарить соседи, и пена окрасилась киноварью. Мореслав не мешкая бросился на помощь другам, да не успел.. Велика сила чудовища, погубил он отважных мореходов. В нем еще клокотала ярость, когда могучие руки обхватили его чешуйчатое, иссеченное секирами тело, и выдернули из воды:
- Ах ты черная душа!
Взревел словно штормовой прибой Мореслав:
- Это ты, змееныш, приплыл губить род людской?! Погодь, я тебя научу смирению!!!! 
Ёрмунганд с большим трудом выскользнул из крепких объятий богатыря и ринулся во мрак океанских глубин….
«Нет, не просто стать господином на берегу! Силен богатырь, не совладать с ним в честном единоборстве. Да и люди хороши… Слабы, но не сдавались, погибали, но пощады не просили! И даже умирая, наносили ему раны своими мечами и секирами…» Так думал старый Ёрмунганд, лежа на самом дне океана. Но ничто не могло заставить злодея отказаться от желания поработить жителей прибрежных земель. Но поняв, что самому силой их не взять, змей решил обманом заполучить в союзники самого Морского Царя! Змей был хитер, и хорошо знал вспыльчивый и хвастливый нрав могучего владыки, а потому не теряя времени, отправился ко дворцу Морского Владыки…. Правда по дороге прихватил с собою большую мурену, дабы она подтвердила его слова перед владыкой морей.
- Ты чего такой мрачный?
Встретил вопросом своего нелюбимого соседа Морской Царь:
- Да и смотрю шкура твоя, как лохмотья! Ты что? В кораллы заплыл со слепу?
Кашалоты и касатки дружно засмеялись. Не любили они старого и злобного Ёрмунганда. Но Змею в тот миг было не до царедворцев:
- Здравствуй, о могучий Владыка! Не ослеп я, а напротив! Вижу то, что тебе твои нерадивые сельди не докладывают того, что творится в твоих владениях. Поселился на северном Лазоревом берегу твоего океана богатырь силы невиданной, а прислуживает ему народ жестокий и жадный.
- Ведаю я про то, Друг мой стародавний! Но ничего плохого от Мореслава я не видывал. У меня с ним все честь по чести!
Прервал Змея Владыка. Но Змей не сдавался:
- Да, Владыка глубин потаенных! У тебя-то с ним честь по чести, а у него с тобой? Не спроста мое тело изрублено и изрезано железом людским! Изловил он мня неподолеку от берега, и давай душить. А прислужники его коварные, видя бессилие мое, посекли меня секирами острыми. Я кричал злодею, что приплыл немного погреться в теплых водах морских с твоего разрешения, но великан хохотал в ответ и приговаривал:
- Я хозяин этих вод, и у меня должно было спрашивать дозволения, а не у жалкой морской черепахи, которую Царем Морским величаете! От хохота он ослабил хватку, и мне удалось выскользнуть. Ну и подруга Мурена малость подсобила. Увидев, как я уплываю, кричал мне во след злодей:
- Больше не появляйся в моих водах, и владыке своему накажи, что бы не попадался мне на глаза! Теперь я в океане хозяин!
Гнев Морского Царя нельзя было описать! Позабыл он о коварстве старого Змея. Его душила обида за измену слову, которое однажды богатырь ему дал….

Черно… Черно небо над берегом Лазоревым… Черны… Черны могучие волны, что с диким ревом бьются о скалы. То сам Царь Морской пришел спросить с Мореслава за отступничество слову. Три касатки тянут колесницу, в которой восседает Владыка Морей и Океанов. Округ него гвардия из страшных и зубастых Белых Акул несутся к берегу, дабы наказать род людской за дерзость великую. Но не дрогнул Мореслав, не пугали его валы морские, не страшился он акул, ибо не раз с сыновьями он сражался с ними. Вышел вперед Хозяин чудесного берега, что бы спросить Царя: Пошто тот бурю учинил, и на гребне волны явился к нему, аки ворог? Но не стал Царь слушать давнего приятеля, велел акулам убить его за слова дезкие….
Закипели волны, округ Мореслава и сынов его, нещадно витязи Лазоревого берега били огромных рыбин, выдерживая натиск волн. А впереди всех бился Мореслав, отражая удары Морского Царя, и одаривая гостя незваного могучими ударами меча булатного. Завидя, как сосед бьетя с морской ратью, селяни, не взирая на ураган, вышли в море на крепких челнах, гарпунами и секирами поражая ослепших от ярости Белых Акул. Увидев такую подмогу своему ворогу, Владыка Морей отступил, дабы передохнуть, и собрать новое воинство, ибо много Акул из его гвардии было побито.
Вспомнив рост и мощь Мореслава, призвал Царь могучих китов и повелел им одолеть витязей-гиперборейцев! Но старый и мудрый кашалот, смело ответил Царю:
- Не к добру ты затеял эту битву, Владыка, и не того ворога выбрал. Гиперборейцы – бесстрашны и сильны. Мы долгие века пытались не пускать их в северные воды, но эти храбрецы выходили в студеные воды северных морей на маленьких лодках, и одолевали самых сильных из нас. Прости, Владыка, но мы не станем воевать против Гиперборейцев и их вождя. Откажись и ты от вражды, иначе позором твоим закончится начатая тобой война.
Не дожидаясь ответа Царя, Кашалот уплыл в океанский простор, уводя своих сородичей от погибельного берега.
Крепко запали в сердце Морского Царя слова мудреца, да только обида на Мореслава была много сильнее. Собрав еще больше Акул он снова двинул моские волны к Лазоревому берегу, и снова, как могучая скала встал на пути Мреслав и тридцать три его сродника, а со всех окружающих селений рассекая огромные волны, неслись челны с гиперборейцами. День за днем, год за годом гремит нескончаемая битва, затихая лишь на время, когда владыка уплывал в океан, дабы отдохнут. Тяжела десница Мореслава…
В один из таких тихих дней, пришел на берег брат Мореслава – Святогор. Хозяин с радостью встретил брата. Спросив о житье-бытье брата, Мореслав умолк в задумчивости. Да только Святогор пришел не затем, что бы слушать его молчание:
- Поведай, любый сердцу моему брат, отчего уже который год черно от туч над твоим берегом? От чего не унимаются волны черный, и пошто с такой яростью бьются они о скалы? Что за грохот неуемный стоит над землей, словно великие рати бьются без устали?
Поднял Мореслав очи свои на брата, и рассказал о том, как ужо который год бьется он с Морским Царем. А вот за что? Про то и сам не ведает.
- Неужто нет в тебе мочи одолеть этого Царя?
Удивился Святогор.
- Ты со сродниками своими в море-океане, аки дома на палатях теплых. Силы не хватает, али чего? Может я смогу пособить в сече неравной.
- Нет, братец. В море ты не помошник. А одолеть силы мне хватило бы, да больно хитер Царь. Едва подустанет, так плывет далече в Море отдыхать. А в море мне за ним не угнаться…
Вздохнул Мореслав, и сызнова стал думу думать непростую. Задумался и Святогор. Уж очень хотелось брату помочь. Уже вторая лучина догорев, с шипением погасла, когда гость хлопнул по столу тяжкой дланью:
- Удумал я хитрость одну! Послушай, брат!......

Вскоре, стоя на высоком берегу Мореслав и Святогор завидели, как вдали морской, выше самых высоких волн, мчится по пенистым бурунам повозка Морского Царя, грозно поднимающего свой трезубец.
Святогор улыбнулся брату, хлопнул его по плечу и сказал:
- А море то совсем Черным стало, но не утеряло своей красы! В добрый Час, братец любезный! Обуздаем этого царька, и быть тебе владыкой этих вод!
Быстрвми шагами направился Святогор к своему могучему коню богатырскому, и умчался в сторону, где раньше опускался с небес Ярило….
Морской Царь был зол, как никогда! Ряды его гвардии белых Акул поредели, пришлось собирать всех! А тут прознал он от юркого бычка, о том, что предали его Дельфины. Пока Акулы старались погубить людей, дельфины спасали их, выталкивая на берег.
Еще чернее стали небеса, еще чернее яростное море, и даже друг Мореслава, - Борей не мог остановить или ослабить накат волны. Грянула битва, от которой чайки бросились улетать на север, вода кипела от кишащих акул, но не сдавались гиперборейцы, бились Мореслав и сыны его без устатку, слабеет Царь…..

Внезапно рука царя остановилась и тризуб замер в воздухе.
Старая касатка, приплывшая с теплого юга громко защелкала в ухо Морскому Царю.
- Остановись Царь! Ты проиграл эту битву. Тебе некуда отступить на отдых.
- Как это некуда?
Удивился Владыка Морей и Океанов. За моей спиной…
- Земля.
Перебила Царя Касатка:
- Могучий витязь насыпал огромные горы прямо в океан и теперь Это просто маленькая лужа отделенная от океана. Этот злодей оставил только узкий проход в океан, через который он не даст тебе уйти.
Тризуб выпал из рук Владыки. Заметив это в пылу битвы, Мореслав опустил свой меч, и крикнул:
- Послушай, Владыка! Может скажешь, за что бьемся мы с тобой который год? Твое чудное Лазоревое море люди уже Черным кличут из-за темных туч и бешенных штормов. Может хватит войны? Заключим Мир?
- Но ты нарушил Мир первым!
Выкрикнул Царь:
- Пошто ты напал на Ёрмунганда, когда тот приплыл погреться?
Нахмурился Мореслав:
- Лживые языки навет возвели на меня, Царь. Этот змей хотел забрать род людской в рабы, и за отказ покориться, начал убиства творить. Неужто моя вина в том, что я остановил злодея….
Словно пелена упала с глаз Царя Морского. Зашипел он зло, вспомнил все злые козни Ёрмунганда. Но надо было решать Миром:
- Ладно, Мореслав, чувствую правду слов твоих. А посему заключим Мир, и за доверчивость мою, и набег неправедный, я отныне объявляю эти воды в твое владение. Только не зови их боле Лазоревыми, назови как-то иначе.
- Согласен, Царь. Только прикажи своим акулам не заплывать в эти воды. Много бед они тут натворили….
Попросил Морского Царя Мореслав. Царь согласно Кивнул, и протянул плавник, что бы скрепить договор рукопожатием……

- Много воды утекло с той поры, Морской Царь и его гвардия больше не появлялись в прибрежных водах, да и Море люди продолжали называть Черным, хотя тучи рассеялись и снова в солнечных лучах волны играли лазоревыми искрами. И владыку Черного Моря люди стали называть Черномором. Владыкой честным и справедливым. А тридцать три его сына и племянника все же продолжали охранять морские просторы от лиха всякого и спасать людей, бороздящих волну и попавших в беду.
Я даже не заметил, как Ольга закончила свой удивительный рассказ. Подняв взгляд на собеседницу, я заметил, как она смотрит в морскую даль, где солнечные лучи угасая тонули в море, и на миг мне показалось, что она видит сражение Черномора с Морским Царем…
Почувствовав мой взгляд, собеседница легко поднялась, и попрощавшись быстро пошла к лестнице, ведущей на набережную. Я опомнился, когда она уже поднималась по ступенькам, и окликнул ее:
- Ольга, а когда можно вас навестить?
- Заходите, завтра, если есть желание..
Ответила она и широко улыбнулась.
- Ольга, а все что вы рассказали мне, правда? Или это просто сказка?
Хозяйка перекрестка внимательно посмотрела на меня, и, словно школьница вдруг показала мне язык! Я не успел опомниться, как она весело смеясь, словно школьница исчезла из виду.
«Нет!»,- подумал я: «Никогда не поверю, что это выдумка! Так оно и было на самом деле! Ольга ни за что не могла меня обмануть.
Я снова опустился на пляжный лежак и стал смотреть, как в бездонном небе зажигаются звезды!
«Все, до последнего слова, ПРАВДА!» Думал я:
« А Лазоревское…. Может и в честь Адмирала Лазорева, но кто мне сможет сказать, что Лазорев не потомок Черномора, а фамилия в память о Лазоревом Береге? Наверняка так и есть!»
Вспоминая чудесную сказку Ольги, я незаметно уснул и видел во сне могучего, доброго и справедливого Черномора….

21,10,2020год