3. Через годы

Елена Врублевская
предыдущая глава: http://proza.ru/2020/10/20/757

 
Черно-белые фотографии, найденные в старом альбоме, послужили для меня неким сигналом, стали отправной точкой в решении съездить в Станьково. И не только для того, чтобы увидеть далекую родину, запечатленную на старых снимках, нет… Надо было найти дорогие могилы Лиды и Веры Врублевских и взять станьковской земли, чтобы положить ее на другие могилы – мамы и бабушки, похороненных далеко от своих близких.

Наверное, каждый человек испытывает некую подсознательную боязнь и даже внутреннее сопротивление, когда его одолевают мысли вернуться туда, где он не был много лет, – это как оказаться в прошлом, которое уже не твое, да и ты сам ему не принадлежишь. Когда-то замечательный поэт Геннадий Шпаликов написал:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне…

Я полностью согласна с поэтом, но все-таки ехать было надо. И вот ранним августовским утром мы с моим младшим братом ступили на станьковскую землю. Прошли по мосту – он оказался большим, широким, капитальным – совсем не похожим на тот небольшой деревянный мосток, что на фотографии. А вот озеро показалось не таким огромным и необозримым, как в детстве. И того большого дерева, распростертого над водой, уже нет. Помню, как я стояла на нем, окруженная со всех сторон водой, и мама крепко держала меня. А я, от страха вцепившись в ее руку, все равно боялась упасть в озеро и утонуть.

Но больше всего меня поразила церковь! Красивая, по-столичному монументальная. А ведь на моей фотографии от нее почти ничего не осталось, один остов… Честно говоря, я и не знала, что за строение виднеется на краю озера – полуразрушенное, одни стены… Я даже сомневалась, Станьково ли это. Но станьковцы, увидев на сайте размещенную мною фотографию, сразу ответили: это церковь.

Ко времени поездки я уже знала, что ее проектировал главный придворный архитектор Российской империи Константин Андреевич Тон, создатель храма Христа Спасителя в Москве. Кроме того, по его проекту были построены два совершенно одинаковых железнодорожных вокзала – Московский в Санкт-Петербурге и Ленинградский в Москве. Сколько раз я отправлялась с этих вокзалов из Петербурга в Москву и обратно! И даже представить себе не могла, что они как-то связаны с местом моего рождения… Петербург – Москва – Станьково…

Побывали мы и на службе в храме, помянули всех своих усопших и убиенных станьковцев. На душе было и благостно, и в то же время тревожно. Ведь мы должны были найти могилы маминых сестер. А вдруг этих могил уже нет? Или нам не удастся их найти? Сколько лет прошло! Но нашли…

Под высокими соснами стояли два больших креста, а под ними холмики. Таблички на крестах уже выцвели, буквы местами стерлись, но все равно можно было прочесть. Одинаковые надписи, только имена разные и год рождения…

Я знала, что было там написано, мама часто вспоминала…

«Врублевская Лидия В. Родилась 1923 г. Погибла от пули врага 11.1.1943. 

Память матери и сестры.

«Не гордись прохожий,
Навести мой прах,
Я уже дома,
Ты еще в гостях»

«Врублевская Вера В. Родилась 1926 г….»

Холмики на могилах Лиды и Веры осели, еще немного – и они сравняются с землей, но два креста оказались крепко соединенными друг с другом, как будто сестры взялись за руки… навечно. Сейчас на могилах лежат шишки, а весной цвели ландыши. И тихо-тихо… Только где-то в вышине шумят сосны. «Две сестры бежали от войны…» – вспомнилось мне стихотворение. Наверное, и про наших Лиду с Верой написаны строки:

В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры –
Искорки безжалостной эпохи…


продолжение: http://proza.ru/2020/10/22/1453