Миникюр

Вера Дейниченко
 

        Помню,именно в 6-ом классе я стала приглядываться к женщинам и замечать их одежду, манеры,речь.Благо примеры были рядом-наши учителя в Альметьевской школе № 10.
        Мы с подружкой-татарочкой Зоей Хуснуллиной приняли тогда в свою компанию Вальку Бородину. Втроём гуляли на переменках  по школьному коридору,шушукались и делились секретами, изображая из себя взрослых девиц.
        В новостроящийся город нефтяников Альметьевск,обещающим стать вторым Баку,постоянно прибывали специалисты из разных уголков СССР. И в нашей школе появилась новая завуч-москвичка ( не помню как её звали). Учителя  тогда одевались  скромно и строго, ни о какой косметике и речи не было. А завуч шла по коридору в элегантном костюме, модельных туфельках на каблучках,гордо неся голову с красиво уложенными волосами.
       Всезнайка и хитрюга Алка из параллельного 6-А класса подбежала к нашей дружеской "троице" и ,стреляя во все стороны глазами, заговорщески выдала:
    -Видали красные ногти у завуча?!!
     -Как это? Крашеные что ли?-хором усомнились мы.
    -Дуры!-фыркнула Алка.-Я узнала-это миникюр называется!
     И ускакала дальше делиться  новостью.А мы в шесть пар любопытных глаз уставились на руки проходящей мимо учительницы. Она изящно отвернула рукав жакета,взглянув на крошечные золотые часики. И вправду, ногти её сверкали ярко-бордовым цветом! Видно такой " миникюр"поразил не только нас -девчонок,но и весь учительский коллектив. Последующие дни завуч ходила по коридору,следя за порядком,сжав пальцы в кулаки,как бы пряча яркие ногти.
      А потом в нашем 6-Б  стала вести уроки русского языка и литературы новая учителка  Тамара Дмитриевна,прибывшая  вроде бы из Ленинграда.Она была высокая,стройная,очень красивая с матовым от пудры лицом,кудрями до плеч и тоже с миникюром. Каждый день литераторша меняла наряды,прикалывая на блузку  или платье то бант, то брошку,то бусы на шею или яркий шарфик. Меня это поразило чрезвычайно и на всю оставшуюся жизнь.
       Тамара Дмитриевна  на уроках хвалила меня  и я стала приставать к ней с вопросами объяснить смысл  новых слов. Записывала  непонятные в тетрадку и отдавала литераторше,а та из дома приносила объяснения из толкового словаря. Мы с Зойкой и Валькой старались заучить понравившиеся слова и к месту вставляли их в ответах  у доски. Тогда-то  миникюр стал маникюром и означал ухоженные ногти.
       А в конце учебного года  наша литераторша ушла из школы.Как доложила по секрету всезнайка Алка, красавица Тамара закрутила роман с папой своей ученицы и с ним уехала в другой город.
      Дома я рассказала маме про маникюр учительский,а она лишь недобро усмехнулась:
      -Значица,барынями живут,белоручки!У них небось  прислужницы есть:делов-то  в доме всегда полно.
      Мама ,выросшая в бедности в деревне, по- иному и  думать не могла. И то верно ведь говорится, что краса рук-в неге и в холе.  А ей ещё школьницей пришлось в войну Отечественную и на тракторе попахать и на ферме совхозной. Да и потом в замужестве с двумя малыми детьми мамина должность называлась в народе "чернорабочая"-за всё бралась,чтоб лишнюю копейку в семью принести. Много лет  мы жили  в доме и бараке без удобств,да и городской квартире без горячей воды.Но мама всегда  слыла чистюлей и на стиральной доске наши вещи тёрла без устали, а постельное бельё кипятила в цинковом баке с хозяйственным мылом и каустической содой до снежной белизны. Соседские ребятишки бегали чумазые и руки у них вечно в цыпках и бородавках. А мы с братиком  Валеркой-никогда.
       Самыми ругательными словами в адрес женщин у мамы значились "грязнуха"( грязнуля) и "неделуха"(неумеха). Я очень старалась,чтобы эти обзывалки пореже доставались мне. И за братом я следила-он младше на три года и чужих  нянек не признавал.
       В школу мы -девчата ходили  в форменных  коричневых платьях и фартуках -в праздники в белых, в будни  в чёрных. В 6-ом классе уже сами стирали-гладили-пришивали белые воротнички и манжеты. Надо сказать,никто из нас  в этой школьной форме ничем не отличался. Потому мы с пристрастием разглядывали учительниц и прохожих на улице. Когда поняли про "миникюр", стали  сравнивать руки друг у дружки. Помню,белые и нежно-мягкие  кисти у Вали Кузмидиной по прозвищу Кузя,короткопалые у моей закадычной  и улыбчивой Зойки  и длинные музыкальные пальцы у Вальки Бородиной. Забегая вперёд,скажу, что она закончила дирижёрско-хоровое отделение  музучилища и лишь одна из нас  прекрасно играла на пианино.
      Наша "троица" в красавицах не числилась: Валька была смуглая,черноглазая и словно угрюмая на лицо.Зойка- малорослая,белокожая, с толстой русой косой ниже пояса. А я кудрявая,курносая,глазастая и гибкая.На уроках физкультуры меня всем ставили в пример и я даже пару раз выступала на школьных концертах с акробатическими этюдами. Руки у меня пластичные от природы,а ногтевая пластина тонкая до прозрачности и хрупкая-чуть в воде повозишься, сразу ноготки слоиться начинают.
       Главной красой нашего 6-Б класса самоназначенное "жюри" из девочек(  из обеспеченных семей)  признало  черноокую и миниатюрную  молчунью Галю Дебелую,которая мало соответствовала своей фамилии.Затем шла Люда Самойлова,следом-Неля Мусаверова-приветливая и  ласковая. А мне лично по душе были мои соседки по улице Таня Колотова,Валя Кузя, Надя Кольцова-с ними с шестого класса я водила дружбу вплоть до окончания школы.
      Уж не  знаю,чем я, своенравная девчонка, заинтересовала Людку Самойлову. Но она вдруг пригласила меня в гости. Я пошла: хотелось поглядеть как другие  семьи живут. Людка привела меня в финский домик- так  у нас назывались строения по типу коттеджей. И сразу на кухню-обедать. Бабушка ,как из книжки сказок, с доброй ласковой улыбкой на лице подала нам суп,на второе -котлеты с вермишелью, на третье-компот из свежих яблок. Я даже смутилась: никогда за мной так не ухаживали за столом.
      Потом Людка показала их с сестрой комнату  и комнату матери и отчима -архитектора. Я была поражена: красивые шторы на окнах с нежнейшим тюлем,деревянная большая кровать под шёлковым покрывалом,переливчатая люстра  и трюмо-трельяж. Я такого сроду не видела. Села на пуфик у трюмо  и заметила раскрытый футляр с какими-то щипцами,ножничками с загнутыми кончиками,пилочки.
    -Маникюрный набор,-пояснила Людка.-Мама чаще ходит к мастеру в парикмахерскую,но иногда и сама обрабатывает ногти.
     Я подумала тогда,что тоже научусь.Подрасту и куплю себе такой набор.
       В 7-ой класс мы пришли в новую школу № 14 -по месту жительства. Расклад оказался такой -22 девочки и 11 пацанов. Тут случились первые влюблённости,мальчишкам было из кого выбирать. В хорошеньких числились Люба Орешина, Резеда Кадырова, Вера Саранкина,Валя Юдина ,Таня Колотова с Валей Кузей.  И наша "троица" Верка-Валька-Зойка  попала к симпатяшкам тоже.
      В новой школе разрешалось форменные платья  иногда заменить блузками и юбками,сарафанами. На уроках труда мы учились кроить и шить для себя.  Тут первой мастерицей сразу стала моя  Зоя ( она потом всю жизнь работала в ателье).
 А в старших классах  наряжались мы кто во что горазд и на  школьные вечера танцев. Украдкой подкрашивали  чёрным карандашом брови и  подводили глаза,как  на фото у киноактрис.
       Как-то уже в старших классах Люба Орешина пришла на уроки  с ногтями,покрытыми нежно-розовым прозрачным лаком.  И я решилась обработать ногти у профессионального мастера.В парикмахерской маникюрша сидела за отдельным столиком и колдовала над руками юной девушки. Подошла  моя очередь.Но тут из зала   вышла со свежей укладкой учительница нашей школы и ,увидев меня, саркастически спросила:
        - А не рано ли тебе,Полянская, о маникюре думать,а? Лучше бы на подготовку к выпускным экзаменам время тратила!
От смущения я не нашлась,что ответить, и понуря голову, пошла восвояси.
        После окончания школы  поехала поступать на факультет журналистики МГУ. Я в местной газете числилась активным нештатным автором и накопила кучу публикаций. А до экзаменов решила сделать себе московский маникюр в первой попавшейся парикмахерской.
      Мастер распарила мои пальчики,хвастаясь,что её услугами пользуется сама Людмила Гурченко, и стала шустро обрезать кожицу у ногтя...до крови.Я охала и глотала слёзы от боли, а маникюрша  прижигала алые капли чем-то похожим на едкий и вонючий ацетон. Да ещё выговаривала мне за близко расположенные сосуды, из -за которых качественную обработку ногтей сделать невозможно. Я ушла от неё с распухшими пальцами и зареклась  от таких походов на всю жизнь.
       На журфак не прошла по конкурсу и дома в Альметьевске устроилась работать завклубом на авторемонтном заводе. С первой зарплаты купила самый дешёвый и простенький набор и  за короткое время научилась  чистить ногти и левой и правой рукой. Лак обожала серебристо-серый перламутровый и телесного цвета. Тогда  не было в продаже жидкости для снятия лака и мы смывали старое покрытие  ацетоном, который жутко вредил ногтевой пластине.
        И всё же, я следила  за руками,в каких бы условиях не жила. В Бугуруслане в частном доме без удобств,  в вагончиках   на Среднеазиатской трассе по строительству газопроводов,в семейных общежитиях, в тульской глубинке копаясь в деревенском огороде, а   маникюр всегда  не для людей,а для себя.
        В последние годы из-за проблем со щитовидкой я отказалась от лаков- ногти должны дышать.По этой же причине не понимаю  пожилых женщин,стремящихся наращивать ногти    цвета "вырви глаз" и месяцами форсить с такими "заклёпками". Мне кажется, руки не выглядят моложе и с разноцветными ногтями -стразами-живописью. Но тут уж,как говорится, "На вкус, на цвет-товарищей нет".