Гостиничные страдания в советское время первая час

Борис Пономарев 3
Гостиничные страдания в советское время (первая часть)

В советское время, по совершенно непонятным для меня причинам, строительству гостиниц не уделялось должного внимания, поэтому приезжим приходилось преодолевать немыслимые препятствия и проявлять чудеса изворотливости и находчивости для того, чтобы ненадолго вселиться в этот вожделенный объект соцкультбыта. 

Такое положение дел имело место практически во всех городах Советского Союза. Толпы командированных в эти населенные пункты людей осаждали стойки гостиничных администраторов, поэтому те, в свою очередь, чтобы защититься от слишком назойливых и настырных претендентов на вселение, прибегали к всевозможным ухищрениям. Первое, что сразу бросалось в глаза вошедшего в вестибюль любой гостиницы, представляло собой выполненную заводским способом монументальную табличку с выбитым на ней текстом: "Мест нет" (иногда даже "Местов нет"!). От такого сообщения у некоторых визитеров подкашивались ноги, и они, понурив головы, сразу отправлялись на поиски других пристанищ.

Мне тоже, за долгие годы работы и связанных с нею многочисленных командировок в другие города страны. довелось хлебнуть по полной программе "горюшка" в процессе преодоления трудностей по получению кратковременной крыши над головой. Постараюсь далее рассказать об особо интересных, на мой взгляд, случаях такого рода, но сначала отвлекусь от основной темы, чтобы поведать о том, с чего началась у меня самого командировочная эпоха.

Как я уже упоминал в моих предыдущих «повествованиях», после окончания в 1960 году Энергофака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте), я попал по распределению в проектный институт «Узгипрошахт», через пару лет переименованный в «Узгипротяжпром». В нем проработал до апреля 1965 года, когда я принял приглашение начальника электротехнического отдела ташкентского ГКТБ ХП (Государственного конструкторско-технологического бюро Министерства химической промышленности УзССР) Юрия Прокофьевича Добронравова стать его заместителем. 

В тот день, когда я впервые вышел на новую работу, Юрий Прокофьевич решил показать мне все это КБ в процессе его функционирования, а заодно и сразу познакомить меня с некоторыми из его сотрудников из числа тех, с кем мне наиболее часто придется иметь дело. Следует отметить, что в составе данной организации имелось и весьма приличное опытное производство, неплохо, по тем временам, оснащенное оборудованием, которое воплощало в жизнь, как говорится, «в металле», все только что завершенные разработки конструкторов.

Когда мы с Добронравовым вошли в цех опытного производства, то сразу увидели группу людей, стоявших вокруг какого-то аппарата, имевшего весьма приличные размеры. Лица у всех этих сотрудников были очень озабоченными, можно даже сказать, расстроенными. Мы подошли к ним, и Юрий Прокофьевич поинтересовался, с какого рода неприятностями они сейчас столкнулись? Выяснилось, что данный аппарат представляет собой устройство по расфасовке лекарственных таблеток, сконструированное коллективом конструкторов механического отдела по заказу Ташкентского химфармззавода, а неприятности возникли в связи с тем, что в работу не включались электровибраторы вибробункера, предназначенного для подачи таблеток в узел расфасовки.

Я внимательно осмотрел сами электровибраторы, и спросил, из какого металла выполнены его пластины? Ответ: «Из кровельного железа» меня сильно рассмешил. Я сказал, что эти электровибраторы никогда не станут вибрировать, так как их пластины должны быть выполнены из железо-никелевого сплава типа пермаллоя, с определенными магнитными свойствами, причем каждая пластина должна быть покрыта слоем лака, обладающего электроизоляционными свойствами. Затем пошутил, мол, если они пошлют меня в командировку в московский ЭНИМС (Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков), то я привезу оттуда все необходимые им материалы по вибробункерам и вибраторам, чтобы они не изобретали заново велосипед. После этих моих слов мы с Добронравовым продолжили мое знакомство с КБ и его обитателями.

Невозможно даже представить себе мое изумление, когда, придя на следующее утро на новое место работы, я обнаружил на своем письменном столе командировочное удостоверение на мое имя и авиабилет в Москву. Конструкторы-механики, судя по всему, во-первых, решили таким способом наказать меня за слишком большую, как им показалось, мою самонадеянность в разговоре об электровибраторах, а во-вторых, таким способом подстраховали себя, так как могло случиться и такое, что мне удастся, действительно, привезти им все необходимые материалы, и тогда у них появится реальная возможность передать в договорные сроки химфармзаводу полностью готовое изделие. 

На следующее утро я вылетел в Москву. Перед полетом мои друзья, уже бывавшие в командировках в столице, дали мне чрезвычайно ценный, как оказалось, совет: если мне не удастся устроиться ни в одну из московских гостиниц, то обязательно нужно будет обратиться за помощью в Представительство УзССР в Москве, находящееся в районе улицы Большая Полянка, так как там работают чрезвычайно доброжелательные люди, которые всегда помогают своим землякам в трудную минуту. Они обязательно помогут и мне найти крышу над головой на время моей командировки. 

Так оно и случилось. Приехав из аэропорта в стольный град, я обращался во многие московские гостиницы в попытках поселиться, но везде получал отказы. Тогда я поехал в Представительство УзССР, и там встретил чрезвычайно теплый прием со стороны его сотрудников. Они подтвердили, что в тот период времени все московские гостиницы были перегружены, поэтому мне были даны адреса частных квартир в Казачьем переулке, поблизости от их учреждения, хозяева которых безотказно сдавали командировочным свои комнаты на время их пребывания в Москве. В первой же квартире мне удалось договориться с ее хозяевами о предоставлении мне комнаты для временного проживания. 

Оставив в этой комнате свои нехитрые пожитки, я ринулся в ЭНИМС. Должен сказать, что в этом институте можно было найти то, что нужно было проектировщику и конструктору, но тогда не было компьютеров, поэтому пришлось потратить достаточно большое количество времени, чтобы разыскать все, необходимое мне по теме моей командировки. В конечном итоге, я дотошно прошерстил их материалы, и нашел абсолютно все, что я посчитал необходимым найти, поэтому возвращался в Ташкент, как говорили древние спартанцы, «со щитом». 

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев