Молодость это мгновение

Максим Оленев
Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону…

Помните это цитату Костика (в исполнении Олега Меньшикова) из фильма «Покровские ворота»? Классика!
Поэтому, внимание! Следующий вопрос…
Кто лучше – старый хрен или молодой красавец?
Что за бред? – скажете Вы и в какой-то степени будете правы. Конечно, для красно девицы поначалу предпочтительнее второй вариант – тут тебе и молодость и пылкость. Да и вообще, ровня во всех отношениях.
А вот для интересов народного хозяйства страны опыт, безусловно, перевешивал. Именно так, в середине 1915 года рассуждало Главное Управление Генерального Штаб (ГУГШ), когда на чашу весов была поставлена дилемма – кем восполнять появившуюся серьезную брешь в действующих войсках?

****

В «Отчете о мобилизациях, проведенных в течение войны 1914-1918 г.г.» говорилось:
«… Развившиеся же события на театре военных действий настоятельно требовали быстрых и верных мер для возможного уменьшения размеров катастрофы, создаваемой отходом войск. Необходимо было, затем, выбираемые меры сообразовать так, чтобы ими не нарушать существенных интересов страны...».
Перед Военным Ведомством была поставлена «задача изыскать способы пополнений действующей армии элементом более пригодным к тяжелой боевой обстановке». При этом Штаб Верховного Главнокомандующего (ВГК) нашел, «что высылка в армию ратников старше 35 лет является нежелательной».
Главным «защитником стариков» выступил (как это не покажется странным) Совет Министров, т.е. сугубо гражданское ведомство, которому, по сути, и вменялось в обязанность блюсти интересы страны (естественно, прежде всего, экономические). Тем более что лето – уборочная страда, а мужские руки в данном случае заменить было просто некем:
«… Главным основанием такого решения вопроса было желание не отрывать в страдную пору урожая самых ценных, по мнению Совета Министров работников, чтобы в конец не разрушить хозяйственную жизнь страны…».
В общем, как могли – отстояли (хотя бы на какое-то время)…
Но, палка, как известно, о двух концах. Поэтому, безусловно, везде имелись свои «минусы и плюсы».
Какие изъяны и дефекты были у молодых? Как это ни странно, сам факт молодости (т.е. незрелости). ГУГШ вполне справедливо полагало, что:
«… Суровый уклад жизни большинства сельского населения, которое составляет 9/10 всего контингента, антигигиеничная обстановка и другие условия замедляют естественный рост и физическое развитие детей крестьян, и потому призываемая молодежь не сможет вынести всей тяжести военной обстановки настоящей войны и не будет обладать необходимой моральной стойкостью…».
Учитывая этот факт, ГУГШ выражало серьезную озабоченность, что «досрочный призыв новобранцев для удовлетворения срочной потребности в людях запасных батальонов, даст небоевой материал».
Тем не менее, особо военным выбирать не приходилось. Встретив поначалу довольно серьезное противодействие со стороны гражданских властей, Военное Ведомство было принуждено принять, что «умирать молодым», конечно, проще.
«… Совет Министров не согласился с приведенными соображениями Главного Управления Генерального Штаба и нашел, что в первую очередь все-таки должен был быть использован контингент новобранцев досрочного призыва 1917 года, причем самый призыв должен быть произведен не позже 7-го августа, а призыв ратников должен быть произведен осенью…».
Потом, военные поставят «гражданским» это в вину, как несвоевременную реакцию на насущные потребности армии.