Вокруг шпионы

Алексей Аимин 2
ВОКРУГ ШПИОНЫ

Это стихи из конца 80-х. Именно тогда я почувствовал, что стал вызывать сторонний  интерес своими взглядами. Живя на 101 километре от бывших диссидентов я узнал систему слежки за инакомыслящими. Они меня и предупредили. От них знал основных стукачей на своем предприятии, но ведь могли и новых завербовать. Рассказали и как их определить по взглядам, повадкам, одежде и прическам.
Стал подозрительным:

Насупился чего-то и молчит –
Похоже, что он в органы стучит!

Обычно стукачей на не режимных объектах их было 1 на 300 работающих. Штатными были кадровики, парторги и профорги. Но были и внештатные.
 Платили внештатникам 70-80 рублей в месяц (половину основного зароботка). Пользовались они и отдельными льготами по линии профсоюзов, откуда чаще всего их и  вербовали.
Профсоюзы (школа коммунизма) и создавались для этого - так раньше хозяева предотвращали забастовки. Их родина Англия. Именно там, на деньги английских профсоюзов  в 1907  году собрали недобитых народников и социалистов из России после первой революции. Была предложена как основная – коммунистическая идея. На съезде в Лондоне были Плеханов, Ленин, Сталин, Троцкий. Профсоюзы Англии м оплачивали командировочные расходы по 3 шиллинга в день. Коммунисты не любили этот момент вспоминать.  Но, то, что Англия родина шпионажа отрицать невозможно. 

Слова ШПИК, как и ШПИОН произошли от английского спик - говорить, сообщать. В профсоюзах воспитывались "Школьники коммунизма". Они крутились на соревнованиях, балах и концертах, ездили в дружественные поездки, а потом писали отчеты, совмещая приятное с полезным. Но вот лезло из меня - трудно было сдержаться. Вот и предполагал, что это может добром не кончится:
 
Крамола бьётся в голове,
как поросёнок в огороде.
А это значит быть беде –
зажарят, или в этом роде.

А могут посадить на цепь,
измазать чем-то неприятным,
заставить подмести всю степь –
сперва туда – потом обратно.

Ярлык повесят на жилет:
Чтоб знали - он ослаб умишком!
А могут дать десяток лет,
Иль чуть попроще – просто вышку.

Как удержать крамолу мне?
Чтоб вдруг не вырвалась невольно?..
Пусть перебьётся в голове,
Хоть голове, хоть голове,
 конечно, больно…

Потом, когда писал песни,  это стихотворение переделал в песню «Вокруг шпионы» с припевом:

Вокруг шпионы – кругом шпионы.
Поменьше – меньше надо говорить.
Готовят зоны, готовят зоны –
тут надо знать с кем сколько можно пить!

 
Многое из системы контроля за инакомыслящими узнал от самих стукачей, а потом позже после развала СССР. В том числе из откровений самих стукачей и отставных службистов. Меня не вербовали – я сразу был на другой стороне.
Был один способ обойти этот интерес.. Стал говорить все что думаю открыто и невпопад. Законопослушные граждане таких людей принимают за дураков. А мне это и было надо. Ведь дуракам на Руси закон не писан. Все Иваны-дураки этим пользовались и их никто не трогал. Хотя опасения все же были:
 
Как выдам новую репризу, –
Так тянут вновь на экспертизу,
Ну и как водится по блату –
Кладут в шикарную палату
Для наивысшего состава –
Где Троцкий – слева,
Брежнев – справа,
Тутанхамон, Наполеон,
И я средь них один, шпион,
Табличка на кровати есть:
Агент палаты номер шесть.

Но, видимо, косил ювелирно и этого не случилось... А потом наступила гласность.