Убийство Лжедмитрия

Сергей Дюнан
       Из цикла: Русская история в живописи.
                "Смутное время 1598-1613 гг. 

   Свержение ложного царя

 Картина: «Убийство Лжедмитрия». Художник — Константин Егорович Маковский
 
 
   27 мая 1606 года в Москве началось народное восстание, свергнувшее Лжедмитрия I и его польских приспешников

   К маю 1606 года в России уже почти год восседал на троне монарх, официально именовавшийся «царь Дмитрий Иоаннович». В реальности человек, объявивший себя младшим сыном Ивана Грозного, был самозванцем — в русскую историю он войдет под именем Лжедмитрия I. Большинство историков склоняются к версии, что самозванцем стал беглый монах Григорий Отрепьев, решивший выдать себя за чудом спасшегося русского царевича.

   Кем бы ни был в реальности Лжедмитрий, к власти он пришел на волне смуты в русском государстве, вызванной прекращением прежней династии Рюриковичей, неурожаями из-за природных катаклизмов и вмешательством поляков во внутренние дела нашего государства. Московские бояре, стремившиеся устранить с трона ненавистную им династию Годуновых, также способствовали появлению Лжедмитрия с польским отрядом у стен Кремля.

   Путь к трону Лжедмитрию обеспечила неожиданная смерть правившего в России царя Бориса Годунова. В условиях смуты и безвластия многие войска и бояре присягнули тому, кто выдавал себя за последнего представителя легитимной династии. Однако менее чем за год самозванец сумел вызвать в народных массах неприкрытое отвращение нарушением православных обычаев и потворством иностранцам. В 1605 и начале 1606 года в Москве казнили немало людей, открыто обвинявших «Дмитрия Иоанновича» в самозванстве.

   Чашу народного терпения переполнила запланированная Лжедмитрием I свадьба с Мариной Мнишек, дочерью одного из крупнейших магнатов Польши. В ближайшем окружении «царя» и на высших должностях в государстве оказалось слишком много поляков, чуждых православной религии русских.

   В конце апреля 1606 года в Москву на запланированную свадьбу «Дмитрия Иоанновича» с Мариной Мнишек прибыло почти две тысячи гостей из Польши. На тот момент население русской столицы составляло около 100 тысяч человек, и несколько тысяч «понаехавших» поляков, к тому же отличавшихся надменным и развязным поведением, слишком бросались в глаза и раздражали москвичей. Злили русских людей и огромные по стоимости, слишком похожие на замаскированную дань свадебные подарки Лжедмитрия I польским родичам и гостям — свыше 800 тысяч рублей золотом, почти все доходы российской казны за год.

   Свадьба Лжедмитрия I и Марины Мнишек вопреки православным обычаям была устроена на Николин день, 22 мая. Несколько дней подряд тысячи пьяных польских «гостей» буквально оккупировали центр Москвы, грабили прохожих, врывались в дома и оскорбляли женщин.

   На рассвете 27 мая (17 по старому стилю) 1606 года раздался набат с колокольни храма Илии Пророка «у двора Гостинаго», на улице, и ныне называемой Ильинка. Еще не зная, в чем дело, тревожный набат подхватили и колокола других церквей и храмов Москвы. Жители русской столицы стали атаковать разгулявшихся иноземцев — позднее подсчитали, что в ходе московского восстания были убиты 524 поляка.

   Народным бунтом умело воспользовались русские бояре, недовольные засильем иностранцев. Несколько сотен сторонников князя Василия Шуйского, родственника прежней династии Рюриковичей, ворвались в Кремль, призывая толпу восставших «идти на злого еретика».

   Пытаясь спастись, самозванец неудачно выпрыгнул в окно, был схвачен и после допроса застрелен воеводой Григорием Валуевым. «Что толковать с еретиком, — кричал воевода перед выстрелом, — вот я благословляю польского свистуна!». Через несколько суток тело Лжедмитрия сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел, — в сторону Польши.

   Тела убитого царя и Басманова приволокли через Фроловские (Спасские) ворота на Красную площадь и сняли с них одежду. Поравнявшись с Вознесенским монастырём, толпа вновь требовала от инокини Марфы ответа — её ли это сын. По свидетельству современников, та дала такой ответ: «Об этом надобно было спрашивать, когда он был жив, а теперь он уже не мой»[5].
Тела решено было подвергнуть так называемой «торговой казни». В течение первого дня они лежали в грязи посреди рынка, там, где когда-то была поставлена плаха для Шуйского. На второй день с рынка был принесён стол или прилавок, на него положили тело Дмитрия. На грудь ему (или по другим сведениям — на распоротый живот) бросили маску, одну из тех, которые сам царь готовил для придворного карнавала, в рот воткнули дудку; под стол бросили труп Басманова. Три дня длились надругательства москвичей над телом — его посыпали песком, мазали дёгтем и «всякой мерзостью» Жак Маржерет, наёмник на русской службе, вспоминал об этих событиях так:
    Покойного Дмитрия, мёртвого и нагого, протащили мимо монастыря императрицы — его матери — до площади… и положили сказанного Дмитрия на стол длиной около аршина, так что голова свешивалась с одной стороны и ноги — с другой, а сказанного Петра Басманова положили под сказанный стол
Среди москвичей цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание.
   Чтобы пресечь любую жалость к «расстриге», было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни. Здесь же вслух читали «грамоту» о жизни Григория Отрепьева в монастыре и его бегстве; по слухам, на площадь был также приведён младший брат Отрепьева, очень похожий на бывшего царя. Затем Басманова похоронили у церкви Николы Мокрого, а Дмитрия — в так называемом «убогом доме», кладбище для упившихся или замёрзших, за Серпуховскими воротами. *
   Московское восстание в мае 1606 года на время ликвидировало иноземное влияние в России. Однако ставший новым царем князь Василий Шуйский не смог надолго удержать власть, через несколько лет Смута охватила всю страну, а Москву вновь заняли поляки.

   Для прекращения Смуты потребовались еще шесть лет, народное ополчение Минина и Пожарского и Земский собор, избравший для России общепризнанного монарха. Среди тех, кто в самом начале присягнул царю Михаилу Федоровичу из новой династии Романовых, был и воевода Григорий Леонтьевич Валуев, когда-то застреливший первого Лжедмитрия.**

* http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лжедмитрий_I
** http://pikabu.ru/story/sverzhenie_lozhnogo_tsarya_4228032


_____________________
  Рекомендуем прочитать:
"Татаро-монгольское иго"

«Иоанн III топчет ханскую басму». К. Е. Маковский (1869)
http://www.proza.ru/2020/10/20/1713
 
 "Смутное время"

Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
http://www.proza.ru/2019/09/25/954

Присяга Лжедмитрия польскому королю Cигизмунду.
http://www.proza.ru/2019/09/25/1218

«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
http://www.proza.ru/2020/10/19/20

Тушинский лагерь. С. В. Иванов. «В Смутное время»
http://www.proza.ru/2020/10/18/1896

Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) в Калугу после бегства из Тушина.
http://www.proza.ru/2020/10/18/1840

Осада Троице-Сергиевой Лавры в Смутное время
http://www.proza.ru/2020/10/18/1873

«Убийство Лжедмитрия». Художник — Константин Егорович Маковский
http://www.proza.ru/2020/10/20/1785