Нина Евгеньевна Белякова
ДЕТСТВО ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ
Пьеса для школьного спектакля
Действующие лица:
Отец – офицер Красной Армии;
Мать – учительница русского языка и литературы;
Девочка - (их дочка) – первоклассница с 01.09.1941 года;
Жители города Орла, попавшие в облаву в сентябре 1941 года,
увезённые в фашистскую Германию;
Узники концлагеря;
Кошечка - (ученица 2-4 класса);
Фрау - содержательница кафе для немецких офицеров.
Содержание спектакля:
Сцена 1. Прощание
Сцена 2. Облава на толкучке в г. Орёл
Сцена 3. В телячьем вагоне на маршруте Орёл - Берлин
Сцена 4. На чердаке «Кафе для немецких офицеров»
Сцена 5. В концлагере
Сцена 6. Кукла из Франции
Сцена 7. «Орлиная семья»
Сцена 1. ПРОЩАНИЕ.
Звучит вальс. Вокзальные шумы. Выходят трое: Отец ( в военной форме с чемоданами в руках), Мать (в летнем костюме с дорожной сумкой) и семилетняя Девочка с плетёной корзиночкой.
Отец: Ну, вот вы и в городе с названием Орёл. (Высвечивается кадр с видом довоенного Орла. 22 июня 1941 года. Утро.) Теперь у меня есть Орлица и Орлёнок. Пойдём в наше новое гнездо!
Девочка: Как? На дерево?
Мать: Папа шутит. Он хотел сказать: «Будем осваивать наше жильё в доме среди деревьев». Там папе дали квартиру на нас троих. Он для тебя уже оборудовал уголок. Там ты будешь учить уроки, читать книги, рисовать, играть…
Отец: Смотри, вон там наш дом, направо от него - школа. Ты будешь учиться в первом классе. Мама будет учить детей и нас с тобой правильному русскому языку. А здесь сливаются две реки: Ока и Орлик. (Идут кадры с летящими немецкими самолётами, раздаются звуки бомбёжки).
Мать: (в ужасе) Что это?
Отец: Это - война! Простите, мои дорогие девочки! Я должен быть в военкомате. Самолёты, наверное, летят бомбить мосты и заводы. У вокзала тоже находиться очень опасно. Идите к нашему дому, там есть бомбоубежище! Прощайте! (Поспешно прощаются. Отец на ходу надевает пилотку). Бегите, бегите отсюда и поскорее! Ключи от квартиры …Я всегда буду помнить о вас! И держитесь всегда вместе!
Девочка(зрителям): Мы больше не увидели папу и не узнали, где он сражается. В сентябре 1941 года город Орёл захватили фашисты. (Звучит отрывок из немецкого марша).
Сцена 2. ОБЛАВА.
На экране - один из видов города. На сцене «Толкучка». Стоят горожане с вещами, приготовленными для обмена: часы, цветные шали, отваренная картошка «в мундире», круто сваренные яйца и др. Бегут молодые люди, кричат: «Облава! Облава! Полицаи! Прячьтесь!». (Следом бежит Девочка. В руках у неё кукла в нарядном платье).
Девочка: Мама! Мамочка! Отпустите мою маму, негодяи! Мама, я хочу быть с тобой! Я боюсь оставаться одна! Мамочка, возьми меня с собой…( Роняет куклу, убегает).
Слышен голос Матери: «Руки, руки, протяни руки! Наступи на колесо машины, влезай, пока тебя не обнаружили! Прячься за мою спину, не высовывайся, а то опять тебя прогонят!» (Слышен шум движущегося грузовика, затем раздаются звуки поезда).
Сцена 3. В ТЕЛЯЧЬЕМ ВАГОНЕ
На сцене появляется группа людей, тесно сбившихся в «кучку». Они повторяют «движение поезда». Девочка и мать находятся впереди этой группы.
Девочка: Мамочка, куда нас везут? (Из толпы раздаётся голос)
Голос 1 жителя Орла: Везут в фашистскую Германию…
Девочка: А зачем?
Голос 2-ой жительницы Орла: Увозят в рабство…
Девочка: В рабство?! Нас, что же, будут продавать?
Голос 3-го жителя Орла: И покупать будут…Конечно, в рабство! Везут, как скот, ни воды, ни еды. Набили, как сельдей в бочке…
Мать: Так везли нас трое суток. Чтобы девочка смогла отдохнуть, мы поднимали руки, и она ложилась на них хоть ненадолго…(Группа держит спящую девочку на руках и движется под звуки идущего поезда за сцену).
Сцена 4. НА ЧЕРДАКЕ
Девочка (Зрителям): В Германии нас высадили на какой-то станции и стали разделять на группы: мужчин, женщин, детей, - всех отдельно. Но мама спрятала меня за свою спину, сняла обручальное колечко и отдала конвоиру-автоматчику, и нам опять удалось остаться с ней вместе.
Мать: Только бы вместе, только бы вместе… Господи, если ты есть, пожалей меня… Боже! Пожалей меня! Оставь мою доченьку со мной… (Входит Фрау и манит пальцем к себе Мать.)
Фрау: Ти есть руссишь? Работать виль, много!… Арбайтен виль!( Осматривает руки у матери. Обращает внимание на зубы)
Мать: Возьмите меня, я всё буду делать! Я на всё согласна! Только возьмите и мою девочку? Битте!
Фрау: Девотшка? Тоже работать! Играть нет! Нельзья! (Фрау протягивает два фартука и полотенце). Арбайтен «Кафее», оффицир! Хорошо! Гут!
Девочка: Так мы стали рабынями. Кафе было открыто для немецких офицеров с утра до вечера.
Мать: Мне приходится перемывать горы посуды, а вечером мыть полы, стирать, кипятить, гладить скатерти и салфетки. До позднего вечера…
Девочка: А мне вместо школьных уроков пришлось убирать со столов посуду, приносить сигареты, цветы, коробки конфет из буфета. Бегать по поручению фрау в магазины за покупками.
Мать: Мы сильно устаём, но кормит нас фрау плохо. Одними объедками со столов, а когда злится, называет «русскими свиньями», иногда может даже ударить… Но самое страшное: мы ничего не знаем о своей Родине…
Девочка: И о моём папе… У меня нет ни книг, ни игрушек. Живём мы с мамой на чердаке среди старой мебели и тряпья. Страдаем от холода. Ночью прижимаемся к каминной трубе, как две Золушки…(Ложится на тряпьё)
Мать: Что с тобой?!
Девочка: Мама, мне совсем плохо, я разболелась и не смогу работать… У меня кружится голова…(Входит Фрау)
Фрау: Девотшка болен? Заразит! Надо отправлять санитар… барак… Карантин!
Мать: Умоляю, не отправляйте её в санитарный барак! Это опасно… Она быстро поправится, она очень крепкая! Она сможет работать! (Фрау подходит к девочке, оттягивает ворот свитера).
Фрау: Сыпь есть? Нейн? Гут! (Уходит. Девочка теряет сознание. Ей становится всё хуже).
Мать: Маленькая моя! Крепись, пожалуйста… У меня нет лекарства… Что делать? Чем тебе помочь? Ну, скажи мне хоть одно словечко… Что мне сделать? (Гладит девочку, дышит ей на руки…)
Девочка: (Бредит) Папа, папочка! Мне так плохо! Папа, купи мне котёночка, принеси мне котёночка… Ну, пожалуйста… Ты же мне обещал! Кошечку… (Бредит). Папочка! Купи мне маленького котёночка, ты мне обещал…
Мать: Котёночка?! Сейчас! Потерпи немного… (Уходит за кулисы, слышен её голос: «Кис, кис, кис!» (Мать впускает девочку, одетую «кошечкой». «Кошечка» мягкими движениями подходит к больной девочке, дотрагивается лапкой, гладит её и «мурлычет»). Девочка открывает глаза, протягивает руку, гладит «кошечку»).
Кошечка: Мяу…Мяу… Мур-мур-мур… Почему ребёнок хмур?
Девочка: Киска, кисонька, мурлыка…(Танец «кошечки», девочка приподнимается с постели, ласкает «кошечку». Слышится голос Фрау).
Фрау: Болен? Нейн! Нет болен? Виль арбайтен! Работать, работать! (Кошечка прячется за девочку. Входят Фрау и Мать.)
Девочка: Пожалуйста, не отправляйте меня в барак! Мне уже стало легче, завтра я буду совсем-совсем здорова. Я снова смогу работать! Ихь вирд арбайтен! Я буду много работать, хорошо работать! Гут арбайтен! Битте!
Фрау: Морген! Завтра работать!!! (Уходит. Мать и девочка обнимаются, и гладят кошечку). «Морген, морген, нур нихьт хойте, заген алле фаулен лёйте!»
Мать: Она сказала по-немецки поговорку: «Завтра, завтра, не сегодня, говорят все ленивые люди!» Это – правильная поговорка немецкого народа. Не все немцы – сплошь фашисты…
Девочка: Мы не ленивые, мы – бесправные, правда? Мне, в самом деле, стало лучше… (Мать уходит. Слышен звук разбитой посуды и крик разгневанной Фрау).
Голос Фрау: Руссишен швайн! Русский свинья! Я тебе покажу, как бить господский посуд! Оффицирр! Хиир!!! Сюда!!!
Сцена 4. В КОНЦЛАГЕРЕ
На экране высвечивается колючая проволока и надпись: «Вход в лагерь и разговор через проволоку воспрещён под угрозой расстрела». Мать и Девочка находятся в разных сторонах сцены.
Девочка: Мама! Мама! Я хочу быть вместе с тобой!
Мать: Девочка моя! Тише! Здесь нельзя разговаривать! Здесь за это расстреливают! Я приду к детскому бараку, приползу ночью. Успокойся, прошу тебя, будь умницей! Я буду приходить к тебе, даю тебе слово! Я всегда помню о тебе!
Девочка: Я хочу есть! Я такая голодная…
Мать: Я что-нибудь найду, я придумаю… Только тише, пожалуйста, прошу тебя, тише…
(Слышна автоматная очередь. Мать и Девочка расходятся. Темнеет. Мать пробирается к детскому бараку. У двери она тихо зовёт Девочку.)
Мать: Доченька, милая, ты меня слышишь? Тихонечко подойди к двери.
Девочка: Мама, мамочка, я так хочу есть…(Мать просовывает в отверстие кусочек морковки).
Мать: Съешь сейчас же! (К двери приближается целая группа детей, они, молча, протягивают руки с просьбой поделиться. Девочка откусывает кусочек и даёт откусить самым маленьким детям).
Дети: Ещё, ещё, ещё… Кушать, эссен… Гебен зи мир, битте! Ихь вилль эссен!
Мать: У меня больше ничего нет… Я приду завтра, ночью. Что-нибудь принесу…
Девочка: Мамочка! Поговори со мной немножко…
Мать: Ты помнишь нашего папочку? Не забывай его. Он обязательно нас найдёт, он нас освободит. Красная Армия всё равно победит фашистов. Она сильная. Верь в это. И помни, что папин город - это Орёл. А наша страна – это Советский Союз. Не забудешь? Советский Союз, Россия! Не забудешь? Всё время повторяй русские слова! Орёл, школа, класс, азбука, учёба, Родина, Отечество… Не забудешь?
Девочка: Никогда! (Повторяет шёпотом русские слова…) Папочка, офицер, Красная Армия, Москва, Родина, Россия, Советский Союз… Я хочу домой! (Не может сдержаться и горько плачет) Как хорошо мы жили в Советском Союзе… Какие красивые у меня были куклы…(Вытирает слёзы)
(На экране высвечивается барак в концлагере)
Сцена 6. КУКЛА
Узник 1: Товарищи, наша Армия подходит с боями к Берлину! Скоро конец войне! Но всех русских, кто выжил, собрали в одном бараке. Могут расстрелять…При малейшем приближении немецких солдат надо прятаться под нарами как можно глубже. Укрывать детей первыми, поглубже к стене, потом молодых женщин, затем женщин постарше, потом мужчин. Всем молчать по команде. Закрывать головы, сгруппироваться…
Узник 2. Надо поставить наблюдателя у дверей, чтобы он заранее дал условный сигнал.
Узник 3: Я буду первым наблюдателем. У меня хорошее зрение и быстрая реакция. (Мечтательно) Товарищи! Птицы летят… Весна 1945 года… Как давно мы уже здесь… (Вздыхает. Звучит мелодия песни «Караваны птиц», сл. А.Фатьянова, муз.Г.Жуковского):
Узник 3-й (тихо поёт, все ему подпевают):
Караваны птиц надо мной летят,
Пролетая в небе мимо,
Надо мной летят, будто взять хотят
В сторону родную, в край любимый.
Птицы вы мои – гуси, журавли,
Донесите песню, братцы.
Если только б вы, вы понять могли,
Как без стаи трудно оставаться.
Полетел бы я в дом, где жил, где рос,
Если б в небо мог подняться.
Разве может с тем, что любил до слёз,
Человек когда-нибудь расстаться?
Девочка – 2 (Она подросла за четыре года войны): Не знаете, когда нам дадут еду? Мы так давно ничего не ели…
Мать: Потерпи, родная! Осталось совсем немного…Скоро война закончится…
Узник 3: Наши войска подходят всё ближе. Слышите, как бьют пушки? (Гул канонады . Наблюдатель машет рукой, все замолкают, прячутся под нары. Раздаётся автоматная очередь. Наступает тишина).
Узник 4: (заглядывает в дверь) Все гитлеровцы погрузились на машины и уехали. В нас стреляли «гитлерюгенд» - юные гитлеровцы. Мальчишки боялись отстать. Спешили, им надо было догонять грузовики. Стреляли наспех, кое-как. Вот поэтому мы остались живы! О, кто там? Эх, бинокля нет… Вроде американцы. Начинается построение. Надо идти. ( Все уходят, вскоре возвращаются радостные).
Узник 1: Скоро победа, понимаете, что это значит?
Узник 2: Радоваться рано. Теперь мы в руках у американцев… Американская зона! Снова плен!
Девочка - 2: А мне офицер куклу подарил! Смотрите, какая она красивая! (Прижимает куклу к своей груди).
Узник 3: Товарищи, а в каком классе должна учиться эта девочка?
Мать: Если бы не война, она заканчивала бы четвёртый класс…
Узник 1: Да… Ну, что ж, теперь надо приниматься за учёбу!
Девочка - 3 (В зал): Мои товарищи по концлагерю составили расписание…Учили меня все: и русские, и французы, и итальянцы, и поляки, и немцы. Все они рассказывали о своих странах и обычаях, учили своему языку… Пели песни… А потом мы отправились в Советский Союз.
Мать: Нет, сначала американцы предложили мне с дочкой уехать за океан. Соблазняли богатой жизнью. Предлагали мне работу переводчицы и преподавателя русского языка и литературы. Обещали дать квартиру, потом обещали целый особняк. Предлагали визу в любую страну, кроме Советского Союза.
Девочка -3: Но мы с мамой твёрдо сказали: «Нет! Только домой! К нашим! Нам надо разыскать папу!» Мама тайно написала письмо Сталину.
Мать: Написала обо всём, и как мы оказались в Германии, и как нам живётся у американцев, в их зоне. Я просила помочь нам вернуться на Родину. Нам надо найти нашего папочку, дочка так любит, так скучает по нему…И я тоже…
Девочка – 3: Я потихоньку принесла письмо уезжающим на родину бельгийским коммунистам, чтобы они передали его в советское посольство. Сделала вид, что мне хочется попрощаться с ними…
Мать: К нам приехал посол Добрынин. Он требовал отпустить советских граждан, которые были вывезены из Советского Союза ещё в 1941 году, а в 1945 попали в американскую оккупационную зону. А сейчас уже 1948 год. Почти семь лет мы были вдали от Родины.В неволе, в рабстве, за забором из колючей проволоки. Наконец-то, мы смогли уехать сначала в Москву, а потом в наш Орёл. (Идут кадры разоренного войной города Орла…)
Сцена 7. «Орлиная» семья
Мать: В Орле мы сразу же обратились в военкомат и написали официальный запрос.
Девочка - 3 ( вздыхает): Где же мой папа? Он меня не узнает… Мне уже четырнадцать лет... Вдруг, я ему не понравлюсь?
Мать: Он тебя полюбит… А вот наша квартира, все вещи и не сожжённая во время войны часть мебели. Всё это используется женщиной с четырьмя детьми.
Девочка - 3: Их отец был расстрелян фашистами за связь с партизанами… А где мы будем жить?
Мать: Мы
отправились в школу и стали ютиться в каморке под лестницей вместе со школьной нянечкой. У неё все родные погибли…
Девочка - 3: Мне надо было сдать экзамены сначала за четыре класса, чтобы учиться в пятом. Потом я за год прошла ещё программу двух классов. Догнала своих ровесников! Меня приняли в пионеры, потом я стала комсомолкой. Но мы ничего не знали о папе, о моём папочке…
Мать: К нашему счастью, оказалось, что он - жив! Он был ранен, долго лечился, потом искал нас по всей стране. Наконец-то он получил наше сообщение и вернулся к нам… (Быстро входит военный и бросается к ним).
Отец: Мои девочки, мои любимые, мои замученные войной девочки. Мне всё о вас рассказали! (Отец прижимает к себе жену и дочку, потом поднимает жену на руки и несёт по сцене, нашёптывая что-то ей на ушко). Теперь мы снова вместе и никогда не расстанемся!
Мать: (Впервые за весь спектакль улыбается). Теперь мы снова «Орлиная» семья! Как это было в сорок первом… До первой бомбы, упавшей на город…
Девочка – 3: Всю оставшуюся жизнь мой Отец, возвращаясь домой после службы, поднимал маму, носил её на руках, говорил ей самые ласковые слова. (Отец осторожно опускает жену и обращается в зал).
Отец: Я благодарил и всегда буду благодарен своей жене и горжусь ею! В неимоверных условиях она спасла жизнь и здоровье моего единственного ребёнка! Мою доченьку! (Обнимает жену и дочку).
Девочка - 3: Больше детей у них не было. Только я…
Мать: Доченька наша закончила школу с золотой медалью и поступила учиться в МГУ, в Московский государственный университет на Ленинских горах, а потом вышла замуж и тоже родила дочку.
Отец: И мы рады, что наша внучка живёт в мирной стране, без войн, без оккупантов, без голода и страхов.
Мать: А я всё время радуюсь, что у неё много игрушек, умных книг, и её окружают не злобные с автоматами враги, а хорошие, замечательные друзья! И живём мы в России! (Звучит песня «Летят перелётные птицы» на слова М.Исаковского. Выходят все участники спектакля. Все поют.)
Летят перелётные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна,
Не нужен мне берег турецкий
И Африка мне не нужна!
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна,
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна!
Торжественно вносят флаг России. Среди девочек в парадной праздничной форме, стоит «Девушка – Россия», одетая в платье цвета российского «триколора»: юбочка красного цвета, талия – синего, верх – белый. С ними все участники спектакля.
Мать: Идут белые снеги, как по нитке скользя,
Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Отец: Я не верую в чудо, я не снег, не звезда,
И я больше не буду никогда, никогда.
И надеждою маюсь, полный тайных тревог,
Что хоть самую малость я России помог.
Мать: Пусть она позабудет про меня без труда,
Только пусть она будет навсегда, навсегда.
Девушка – «Россия»:
Быть бессмертной не в силе, но надежда моя:
Если будет Россия, значит, буду и я!
Все участники спектакля:
Если будет Россия,
Значит, буду и я! (Все кланяются. Кадеты, юнармейцы, солдаты и офицеры отдают честь.) Конец спектакля.
Примечание. Я написала эту пьесу, потому что училась в аспирантуре и познакомилась с прекрасной женщиной. Мы часто во время обеденного перерыва гуляли по аллеям парка. Однажды она сказала:
- Вот здесь мы живём с мамой. Папа, к сожалению, умер. Мама пытается бороться с одиночеством. Она почти не выходит из квартиры. Сегодня задумала испечь пирожки.
Пойдём к нам пить чай?!
- А это удобно? Не помешаем, не потревожим?
- Наоборот! Мама всегда просит пригласить к нам. Ей хочется поговорить, иногда попеть песни. Просит, чтобы почитали стихи. Она любит поговорить о литературе, о писателях, художниках. Пойдём!
Мы сидели в маленькой кухне, пили чай, уплетали пирожки с разными начинками, хвалили хозяйку. Вдруг, она спросила:
- А хотите мы расскажем Вам о себе? Вы ведь, кажется историк?
Так я узнала всё то, что попыталась отразить в своей пьесе для современных школьников. Я старалась точно восстановить рассказ матери и дочери о трудных годах их жизни в фашистской и американской неволе. Пьеса основана на реальных событиях, на реальных судьбах наших советских людей, сумевших выжить в трудных условиях чужбины, плена, бесправия…
Я не назвала имена моих героев, потому что давно в условиях перестройки потеряла связь с ними и не могла получить их разрешения. Кроме того, к сожалению, многим советским людям довелось испытать горечь разлуки с родными и близкими, когда не с кем было даже поговорить на родном языке, спеть песню. Много было в нашей стране тех, кого силой вывозили в Германию в условия рабства ХХ века…