Вирус равнодушия

Сергей Губарев
Поводом для публикации послужили эмоциональные посты в соцсетях, где дочери заболевших высказали возмущение, что их родителям не оказали своевременной медицинской помощи. Женщины назвали свои имена и родителей, попавших в трудную ситуацию, и дали согласие на публикацию материала, тем не менее, в интересах пациенток и в целях соблюдения медицинской тайны, я не буду указывать их фамилии.

Эпизод первый: не взяли анализ, отправили домой

Вот что девятого октября рассказала жительница Тюмени Е. Д. о том, что произошло с её матерью.

— Моя мама Л. А. была в поликлинике в Нижней Тавде (Областная больница № 15) с такими симптомами, как температура 38 градусов и кашель. Приём вела фельдшер. Она направила её на рентген, который не выявил изменений. Мама сама бывший медик (всю жизнь проработала в больнице, ей 62 года, у неё есть хронические заболевания). Она высказала предположение, что у неё коронавирусная инфекция и попросила взять тест. Фельдшер ответила, что для этого нет показаний, выписала на всякий случай противовирусные препараты и антибиотик и отправила домой. На следующий день мы поехали на компьютерную томографию, которую сделали за 3500 рублей в областной клинической больнице № 1 (Патрушево). Исследование показало, что у неё лёгкие поражены на 40 процентов. После КТ мы приехали ко мне домой (это было в Тюмени), вызвали скорую, но приехал врач, который осмотрел её, взял тест на коронавирус, выписал направление на госпитализацию и посоветовал вызвать бригаду. Всё это время мама чувствовала себя плохо, температура была 40 градусов и не понижалась. Утром её госпитализировали в «Градостроитель», сделали ещё один анализ на коронавирус.  Первое исследование дало отрицательный результат, второе более детальное  пока не готово, но, по мнению тюменских медиков, это COVID-19. Сейчас она проходит лечение внутривенными антибиотиками, гормонами и другими препаратами, — рассказала Е. Д.

— Обращался ли к вам кто-либо из ГБУЗ ТО «Областная больница № 15 (с. Нижняя Тавда) (медицинский персонал или пресс-служба) по этому поводу?

— Да, девушка из больницы, после моих постов в социальной сети. Она спросила, зачем вы пишите и жалуетесь, что можно всё было решить, обратившись к ним. Я ответила следующее: «Моя мама с температурой 38 ходила по поликлинике. Её вообще туда не должны были пускать. Где ваша термометрия?" Она на это ничего не смогла ответить, но предложила: «Давайте мы приедем и тест возьмём?» Я сказала, что мама уже госпитализирована в Тюмени, а тест надо было делать своевременно, когда об этом просили, ведь основные признаки – одышка, кашель и высокая температура – были на лицо. В таких ситуациях дорога каждая минута, и заболевший не должен нервничать и упрашивать врачей, чтобы они сделали свою работу.

Эпизод второй: «равнодушие коллег поражает»

Второе сообщение поступило от сотрудницы ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда) О. Б

— Моя мама Н. В. 40 лет отработала в нашей больнице. Когда она заболела, мне пришлось до главной медсестры дозваниваться, чтобы её кто-то принял. Везде отфутболивают, везде закрыты двери. Терапевт, с которым я на приёме сижу, отказалась маму принимать, сославшись на занятость, а у мамы температура в этот момент была 39 градусов. Врач отправила её в неотложку. В фильтр-боксе её послушали и сказали, что показаний к открытию больничного нет. Пришлось обратиться к заведующей поликлиникой Екатерине Клинковой, которая направила её в приёмное отделение терапии. В общем, надо было пройти семь кругов ада, чтобы маму только посмотрели. Заведующему отделением Андрею Никонову она не понравилась (в плане её состояния), и маму положили в терапевтическое отделение, где и взяли тест на COVID-19, а потом направили в инфекцию. Время показало, что не зря я билась во все закрытые двери, не зря звонила во все колокола, потому что результат пришёл положительный. Теперь приходится упрашивать, чтобы ей провели компьютерную томографию, — рассказала О. Б.

За время написания статьи я ещё несколько раз созванивался и списывался с О. Б., которая рассказала, что в воскресенье, Н. В. должны были направить на томографию, но больная женщина зря ждала. Позднее сообщили, что томограф сломался. А нельзя было об этом предупредить пациентку? 13 октября О. Б. написала, что маму отвезли на томографию, которая показала 40 процентов поражения лёгких.

Сама О. Б, исполняя свои служебные обязанности, весь прошлый месяц проболела респираторными инфекциями. Ей открывали больничный. Через четыре дня его закрыли при температуре  около 38 градусов. И она продолжала работать, общаясь с пациентами. Несколько раз ей приходилось брать выходные за свой счёт, поскольку она из-за болезни не могла трудиться. С большим усилием ей удалось попасть в инфекционное отделение, пройти компьютерную томографию, которая показала 12 процентов поражения лёгких, при этом тест на COVID-19 оказался отрицательным.

— Почему такое равнодушие, почему надо угрожать, плакать, ругаться, чтобы наши врачи начали выполнить свои элементарные обязанности? — задаётся вопросом О. Б.

Официальный ответ ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда)

Эти вопиющие случаи мы никак не могли оставить без внимания. Жалобы людей и свои сопутствующие вопросы я направил пресс-секретарю медицинского учреждения Дарье Ровбут, которая подготовила следующий ответ:

— Обе жалобы от родственников пациенток были руководством больницы получены и рассмотрены в кратчайшие сроки. В случае первой пациентки в настоящее время проводится служебная проверка с целью определения соответствия действий фельдшера методическим инструкциям. По окончании проверки родственникам сообщат о результатах в соответствии с действующим законодательством.

Опасения родственников второй пациентки не подтвердились, сейчас она проходит стационарное лечение в соответствии с профилем заболевания.

Коллектив больницы желает своим пациентам скорейшего выздоровления и прикладывает все усилия для этого.

Ответы на остальные вопросы размещены на официальном аккаунте департамента здравоохранения Тюменской области в социальной сети Вконтакте.

Заключение

Из официального ответа я сделал ряд умозаключений, которыми хочу поделиться с читателями. Считаю, что задача привлечь внимание медицинского сообщества к тяжело болеющим людям выполнена. Администрация медицинского учреждения в курсе дела и проводит проверку.

Радует, что женщинам помогли, но это не заслуга врачей нижнетавдинской больницы.

Также хочется предупредить сограждан, что система здравоохранения испытывает колоссальные нагрузки. Хотя в регионе многое делается для эффективного лечения людей, медицинские бригады, персонал госпиталей, исследовательские лаборатории физически не успевают реагировать на все вызовы. По словам одного из тюменцев, ему пришлось 12 часов сидеть в очереди, чтобы пройти компьютерную томографию. Поэтому мы очень просим сограждан: будьте ответственны, соблюдайте дистанцию, не устраивайте «пир во время чумы», берегите пожилых и носите маски. Лучше испытать небольшие неудобства сейчас, чем лежать в казённом учреждении в ожидании спасительного глотка кислорода.

Хочется надеяться, что врачей, как и всё общество, не поразит «вирус равнодушия», и они будут действовать не только в соответствии с методическими рекомендациями, но и руководствуясь совестью.