Мой друг Саша Грибанов

Александр Курушин
        Юля, я напишу о Саше Грибанове специально для тебя.  Ты права, нужно давать самые яркие события в жизни твоего героя, и может даже одно событие  описать, чтобы раскрыть образ человека.  Образ – да, Саша достоин такого определения, он уникален, и жизнь его поставила в ряд особенных людей.
     На этом свете  я живу  параллельно с ним уже с 1972 года. Нет человека, с которым я смело мог бы еще обсудить самые животрепещущие события в мире, при том, что мнения у нас могут быть и значительно разные. Он мой друг, мой помощник, он не отказывал и старается помочь ВСЕМ, кто оказывался рядом с ним хотя бы на небольшое время. И при этом получилось, что ни одна женщина не оценила этой его самоотдачи и не решилась разделить его дорогу жизни.
    Вот тот момент, который заставляет задуматься, и даже огорчиться. Бескорыстная помощь – и довольно спокойная реакция.
    Осень 1972 года. Мы начинаем дружить в нашей группе Р2-72. Я остро присматриваюсь к «народу». Братья Миша и Леша Васильевы, Зёмы – Саша Мамаев и Юра Ходырев,  Логин – Серега Логинов, Чудо – Серега Подковырин, в общем разнообразный и великолепный набор личностей. И Саша Грибанов – он с Кашина, в общем с деревни, так что близок мне. Но, как армеец, я больше тусуюсь в среде армейцев (их аж 9 человек в группе). Коля Чистяков,  Володя Воронин, Логинов – с этими "кадрами", по курилкам и кухням мы обсуждаем международные вопросы, предлагая улучшить страну и жизнь в ней.
    А младшие наши в группе - "школьники" показывают пример прилежания. Первый семестр – физическая олимпиада. Участие нужно хотя бы для комсомольской галочки. Результат – Чистяков – 1 место, а мы с Сашей Грибановым разделили 3 место. Это запомнится ещё как. После первого курса – стройотряд «Москва-73». Повального желания дышать горячей пылью Москвы всё лето у всех студентов не было, но мы с Сашей тогда уже носили одну стройотрядовскую форму, на многих фотографиях я вижу молодого худенького, скромного Сашу Грибанова.
    Я перескочу годик вперед. Когда я уходи с «должности» комсорга группы (не поверите, какая это была значимая должность в наши 70-е годы прошлого века), то по праву «диктатора» я указал сразу на Сашу Грибанова и он стал комсоргом. В те годы, когда я начал «шурудить»  на уровне факультета, а потом комитета ДОСААФ, я не забывал Сашу. Вспоминаю статью, где именно он открывал памятник нашим погибшим студентам вблизи Вязьмы.
     И вот мы окончили институт. Саша пошел на службу в Советскую Армию. Служил он в звании лейтенантом в должности командира расчета станции наведения С-300 вблизи Рыбинска. Мне, отслужившему армию в рядовом составе хорошо понятно, что такое офицер, и как важно было оставаться человеком среди солдат и завоевать то уважение, которое было у Саши. Это я знаю по отдельным рассказам Саши о службе и рассказам других наших однокурсников.
       В Жуковский в НИИП Саша пришел после службы. Он пришел в антенный отдел, поскольку дипломную работу делал как раз на кафедре антенн в МЭИ.  Я в то время учился в МЭИ в аспирантуре, а после окончания, именно по рекомендации Саши попал в НИИП, но правда в другой отдел, отдел СВЧ, а потом и в комнату - в доме в Жуковском лесу, которую снимал наш "старшой" Захар Цахаев, а потом и мы с Сашей на-пару. Хотя, надо признать, что у меня была в то время комната и в Москве, на трех вокзалах по адресу Краснопрудная дом 1; уж больно я был привязан к Москве, где в те года – 1984 и позже, разворачивалась булгаковская моя деятельность, а потом и художественная.
      Так что ездил в Жуковский я противофазно с волной народа, т.е. утром в Жуковский, когда весь народ рвался в Москву, в вечером – из Жуковского, когда весь народ рвался, в переполненных электричках, из Москвы.
     Моими друзьями в те годы стали сотрудники антенного отдела – Эрик Галеев, Валя Никиточкина, Лена Билебрук. И в этой бурной инженерной, литературной и художественной жизни неизменно был рядом со мной мой друг Саша Грибанов. Был он со мной и в трагическую ночь, когда мы хоронили нашу подругу Лялю.
   Пора вспомнить наши регулярные новогодние встречи на Краснопрудной, которые мы проводили в составе – Юля, Валя, два Саши. Они остались в памяти, для меня был как бы ежегодный отчет о делах, о московских встречах, показать новые нарисованные картинки. Уже потом, когда в 1996 году я получил 6-метровку в Жуковском, и это было событие, я начал постепенно перевозить архивное барахло и старые картинки в Жуковский. Кстати, именно Саша помогал мне эпикировать комнату мебелью. Хорошо помню, как ездил с ним в московский район Гольяново, и везли мы в троллейбусе 41, а потом на электричке, шкаф, который до сих пор стоит в кв. 5 по ул. Чкалова 4.
    Каждый год наша группа Р2-72 собиралась в лесу, последние лет 20 – недалеко от Фрязино, где были шашлыки, вино и футбол. Отмечу немаловажный момент: Саша - лучший футболист группы. Может только Серега Колчев по прозвищу "Коряга" может составить ему конкуренцию. Наш последний во время учебы комсорг Миша Васильев, брат Мишаня, футболист среднего звена, но зато он организует теперь каждую встречу и не дает утухнуть огню студенческой жизни.
   Когда я переезжаю полностью в Жуковский, и моя 6-ти метровка начинает стонать от архивов и картин, то постепенно картины размеров 1 метр на 1.5 метра переходят в квартиру Саши на Нижегородской и благополучно находятся там несколько лет. В 2000 году я еду в Ю.Корею на работу, а в моей комнатке на Чкалова поселяется мой племянник, тоже Саша,  который учится 4 года в Жуковском авиационном техникуме. И во время всех моих поездок другом и "отцом" маленького Саша ставится Саша Грибанов.  Теперь этот маленький Саша оперел, работает в компании "Яндекс", и с теплотой вспоминает те годы жизни в Жуковском.  Наш друг Сережа Подковырин по прозвище Чудо тоже жил какое то время в Жуковском, и в моей 6-метровке, а больше на кухне у Саши Грибанова. Тут нужно отметить безотказность Саши и в этом плане. Это может и минус, потому что вешаться на шею друзьям после расставания с женой приходится даже Лауреатам государственной премии, кем был Чудо. Вспоминаю высоконаучные разговоры, которые непрерывно вели Чудо с Сашей по электродинамическим вопросам в то время. Вот достойные собеседники и ученые высочайшего уровня.
    Наконец Саша Грибанов защищает кандидатскую диссертацию, он становится лидирующей фигурой НИИП в антенных решетках, которые разрабатываются для истребителей последнего поколения. Десятки научных статей, патентов на изобретения, отчетов, программ, алгоритмов – все эти научные достижения руководимого им научного сектора. Много раз я пытался подцепить Сашу на совместную научную работу. С десяток лет я нещадно использовал его как редактора моих виршей, начиная от наивных научных статей и кончая учебными пособиями. Саша безотказно помогал мне, начиная редактировать даже самые сырые материалы.
     И вот году в 2010 мы пишем с ним сначала одну, потом другую, а к сегодняшнему дню написали и издали серьезных штук 5 книг.  Эти учебные пособия получились нужными и значимыми. Саша постоянно помогает мне в учебном процессе в МЭИ. Было время, когда я приезжал в Жуковский раз в неделю, и заходил в обязательном порядке на Нижегородскую к Саше. Мы, понятное дело, не пьяницы, однако "читок" с хорошей чистой водкой всегда дополнял наши разговоры. Будет ли еще так, когда мне уже под 70 лет? Не знаю.
      Последнее время я приезжаю раз в 2 месяца. В этом году Саша подарил мне жесткий диск 4 Тира-байт в надежде, что я использую его для систематизации фильмов, фотографий, научных и литературных материалов. В этих материалах много того, что мы начинали вместе с Сашей тогда, когда из Германии я привез первый в Жуковском компьютер с CD-ROM-м. С каким задором мы осваивали его тогда.
   В этом году я был в Калязине. Это город на Волге, где стоит наша замечательная 64-метровая антенна. Недалеко от Калязина находится город Кашин, родина Саши Грибанова. Туда он ездит каждый отпуск и продолжает косить сено, помогать своим односельчанам, своей сестре Вале сохранить родительский дом. Это русские просторы. И человек с таким добрым, русским характером является символом, эмблемой земли Русской.
   Это письмо, Юля, разве можно рассказать в письме всё?