Чора в Каспийском проходе

Олег Данкир
Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Чора в армянских хрониках. Зуар у греков. Чола у Табари. Чул у арабов. Чога в Истории агван. Чори у русских. Джора у Егише. Тзор и Цур у византийцев. Дербент у персов.
     В исторической литературе именование Чора соотносят чаще всего с проходом, ущельем, областью, страной, а город при этом проходе зовут Дербентом, хотя есть и отдельные исключения, которые позволяют исследователям утверждать, что Чора был первым городом на этом месте, а только потом этот город получил название Дербент.
     Слово «чори» в переводе означает ущелье, а слово «дербент» означает закрытые ворота.
     Некоторые исследователи утверждают, что у древних хронистов город Чора был совсем другой город, отличный от Дербента, который ныне застроен современным Дербентом.
     Первые укрепления в Прикаспийском проходе были сооружены в правление шаханшаха Иездигерда Второго в середине 5-го века по Рождеству Христову.
     А первые поселения появляются в этом месте в 4-м тысячелетии до Рождества Христова, в эпоху ранней бронзы.
     Впервые о проходе и городе Чора при нём написал греческий автор Гекатей Милетский в 6-м веке после установления эпохи Новой Веры. Информацию о Чора он получил греческих архивов, в которых сохранились отчёты античных греков, когда те обследовали берега Крыма, Боспора и Каспия для создания своих агро-факторий и полисов.
    В Истории албан Моисея Каланкатуйского речь идёт именно о городе Чора, когда во второй год правления царя царей Шахиншаха Хосроя, в начале армянского летосчисления, престол патриарший находился в городе Чора, откуда он был спешно перенесен в Портав из-за того, что участились набеги гуннов на этот проход и его город. Из сообщений Истории агван следует, что город Чора находился не в Дербенте, а возле того места, где он потом появился.
     Есть исследования, которые показывают, что древний город Чора нужно и должно идентифицировать с городищем Топрак-Кала, где находился город Албан, о чём сообщал ещё Птолемей. В этих исследованиях говорится, что город Чора не следует ассоциировать только со стеной Чора, которая соответствует или является частью Дербента. Пока же никаких важных археологических доказательств о существования города Чора на городище Топрак-Кала не найдено.
     Под именованием Чора древние хронисты имели в виду не только защищённый стеной проход вдоль Каспийского побережья, но и самую стену и страну, в которой он находился. Это название несомненно могло означать и главный город этой страны.
     Но это название мог носить и город, заключённый в самых стенах дербентских, тем более, если он занимал только часть пространства между ними.
     Названия Дербент и Чора являют собой слова разноязычного происхождения. Слово «дербент» относят к персидской лексике, а слово «чора» относят к армянской лексике. Считается, что с самого первого дня возникновения этого города в Каспийском проходе, оба эти слова относились к одному месту, городу и были альтернативными именованиями одного и того же поселения и крепости.
     В 627-м году, согласно записям Моисея Каланкатуйского, хазары нашествовали на Великий город Чора, имевший дивные по величине и красоте стены. Он же отмечает, что для построения города были собраны налоги со всей Каспийской Албании, что принесло её жителям много разочарований, но это было лучше, чем испытывать ежегодные набеги северных гуннов.
     Егише в этот спор о единстве или раздельности городов Чора и Дербента добавляет своего горючего. Он сообщает, что албанский князь Ваче, который восстал против непосильных налогов персов, в середине 5-го века привлёк на свою сторону маскутов, живших в Южном Дагестане, а также царей Дагестанских гор, овладел с их помощью крепостью Чора, отбив её у персов.
     Позже, по сообщению Егише, персы наняли хайлындуров, которые взяли город Дербернт, а Царь Ваче обосновался в городе Чора, где в связи с этим возникла епископская кафедра.
     Албанская хроника утверждает, что в окрестностях города Чора, где-то на поле Ватина, принял мученическую смерть просветитель Албании Григорис. Позже здесь возникает албанский патриарший престол.
     В середине 6-го века Патриарший переезжает в город Портава, столицу Албании. А город Чора с этого времени стал называться Дербентом, оставаясь крупным центром христианской религии, где ещё в начале 8-го века, когда сюда пришли арабы, находилось здание бывшего Патриаршего Двора. Теперь это здание встроено в Соборную мечеть Дербента и является её частью, что можно проследить по сохранившейся кладке и отдельным элементам стен Собора.
     Есть свидетельства, подтверждающие, что в 6-м веке в городе Чора-Дербенте жило много христиан.
     Табари сообщает, что около 570-го года Тюркютский каган приступил со своей армией к городу Чола. После изучения укреплений города и самого прохода каган отступил в свою страну.
     Табари, писавший в 9-м веке, отмечал, что Анушираван, следуя стратегии своего отца, которая заключалась в создании защитной стены в районе прохода Чора, заключил договор с чорским народом, который обитал в Восточной части Кавказа, где имел свой город, который они называли Чора.
++++++++++++++++++++++