Старый метод

Андрей Клыгин
Во времена Советского Союза было много фильмов, книг о заводе, о заводской жизни, в наше время ничего этого нет, как, впрочем и самих заводов. А ведь завод - это что-то необычное, это - отдельная жизнь и даже дружба там не такая , как обычно, а Заводская!
 Я сам в молодости несколько лет работал на заводе и в силу отдалённости места жительства от завода, каждый день опаздывал на работу минут на сорок, но ни разу никогда не услышал в свой адрес никаких замечаний и нареканий. Можете себе представить, если бы в наше время человек каждый день опаздывал на работу, он бы и двух дней не проработал.
 По семейным обстоятельствам мне пришлось уволиться на другое предприятие, где я получил благоустроенную квартиру, но вот той дружбы и взаимовыручки, какая была на заводе, на новом предприятии и в помине не было, каждый сам за себя. Выходит так, что я променял заводскую дружбу на квартиру.
 Прошло уже тридцать лет, а я всё чаще и чаще вспоминаю завод! Я скучаю по вам, мужики!
***    
07.00. Зазвенел будильник. Виктор открыл глаза и пытался вспомнить, что вчера произошло, но в голове мелькали только обрывки, сколько раз он зарекался перед ребятами, что не будет пить если на следующий день на работу. Он работал на вагоно-ремонтном заводе, на одном из самых ответственных участков - автотормоза. Завод выстоял в трудные времена и хотя многие цеха позакрывали, а людей поувольняли и посокращали, их цех продолжал работать, но за любое нарушение могли сразу уволить.
 Повернув голову он увидел спящую женщину и потряс её за плечо, женщина с трудом открыла глаза и посмотрела на него мутным взглядом.
- Ты кто? - спросил он.
- Я Катя, с Затона...
- Что ты здесь делаешь, Катя с Затона?
- Ты сам меня сюда привёл!
- Вот что, давай одевайся и мотай в свой Затон, мне на работу надо собираться.
 Он понимал, что в таком состоянии ему не поработать, но на завод надо прийти, объяснить всё ребятам из бригады, вот если бы в былые времена, когда мастером участка был Петрович, можно было бы всё решить, но Петрович уже два года как на пенсии, а на него место пришла молодая девушка - Надежда Александровна. Он улыбнулся, вспомнив её, как она каждого из бригады называла на "вы" и по имени-отчеству, а они её просто - Надя, а за глаза - Надька.
 Женщина, не стесняясь своей наготы, встала с кровати и стала искать свою одежду.
- А у нас ничего не осталось? - спросила она.
 Виктор пошарил рукой возле кровати и наткнулся на бутылку водки в которой ещё оставалась четверть содержимого. " Ах, если бы вот это сейчас выпить, сразу бы полегчало", но он передал бутылку женщине, которая тут-же хотела выпить из горла.
- Нет-нет, только не здесь, - потребовал он, - выходи на улицу и там пей где хочешь...
 Когда женщина вышла он подошёл к зеркалу, " ну и рожа у тебя, Шарапов!", бриться не было смысла, такими трясущимися руками даже станок не удержать.
 Он жил недалеко от завода, через проходную он никогда не ходил, это лишние тридцать минут ходу, у него был отдельный лаз в заборе, про который мало кто знал.

07.40. Вся бригада перед работой собиралась в мастерской, когда Виктор зашёл все ребята - Вовка, Коля, Стас и Андрюха уже были на месте и допивали чай.
 Витя взял у Коли недопитый чай и хотел выпить, но руки так тряслись, что он и глотка не мог сделать.
- Всё ясно, - сказал Вовка-бригадир, - Витя, заканчивал бы ты свои попойки, сейчас Надька придёт, тебя же уволят, к чёртовой матери!
- Простите, мужики, сам не знаю как это вышло, больше не повторится.
- "Больше не повторится" - передразнил его Вовка, - а сейчас то что делать?
- Может по старому методу? - виновато  и осторожно ответил он.

07.55. Надя по хозяйски зашла в мастерскую и поздоровавшись стала раздавать наряды на работу.
- Эти вагоны сегодня на ремонт, а вот эти на сдачу ОТК  - дав распоряжение  уже собиралась уходить, но осмотревшись спросила:
- А где Виктор Сергеевич?
- Ушёл за инструментом, - ответил Стас.
- За каким инструментом?
- Да он свою шарманку с инструментами оставил на вагоне, который сегодня на отправку, надо успеть забрать, а то вагон уйдёт вместе с его инструментом.

09.00. - Что-то я Виктора Сергеевича не вижу, - сказала Надя, подойдя к бригадиру, - все работают на своих вагонах, а возле его вагона только инструменты лежат.
- Ну если инструменты там, значит и он где-то поблизости, скорее всего он в вагоне стоп-краны меняет, ты в вагоне смотрела?
- Не-ет.
- Да там он, куда ему деваться!

10.00. В это время бригада собралась на маленький перерыв в мастерской.
В мастерскую вбежала Надя.
- Срочно, недоделки на два вагона на отправку, один ваш - и она дала наряд Стасу, - а второй Виктора Сергеевича,- она покрутила головой, - где он?
 Стас взял второй наряд и открыв дверь мастерской, громко крикнул.
- Витя, подожди! Возьми наряд на недоделки! - Постояв несколько секунд в дверях и крикнув "ничего не слышу" он скрылся за дверью.

11.00. Надя стояла возле вагона, на котором работал Виктор. Инструмент всё так же лежал возле вагона, но теперь он был разбросан, посмотрев под вагоном, где в основном и проходила вся работа по автотормозам, Виктора она не увидела и решила посмотреть в вагоне, но в тамбуре работали рабочие с другого участка - меняли линолиум.
- А вы Виктора Сергеевича не видели?
- Какого Виктора Сергеевича? Витьку что-ли? Как не видели, передайте ему чтобы отвёртку вернул, попросил на пять минут, а уже полчаса прошло...

14.00. - Николай Николаевич, а где Виктор Сергеевич?
- Откуда я знаю! Я что, бегаю за ним? На своём вагоне, наверно...
- Нет его там...
- А-а, вспомнил, - укрепляя тормозной цилиндр сказал Коля, - он пробегал с нарядом на недоделки на отправку!

15.00. Андрей Фёдорович, а вы не знаете, где Виктор Сергеевич?
- Знаю, конечно! Только что мне помогал запасной резервуар установить! Вон он! - и показал рукой.
 Надя повернула голову и увидела в конце цеха удалявшуюся фигуру.

16.00. - Тебя Витя искал, злой! - сказал Стас Наде.
- Меня искал, это я его весь день ищу, а почему злой?
- Триста пятые приборы кончились, а рабочий день подходит к концу...
- Как кончились? Ведь было много...
- Было да сплыло, мы ведь каждый день новые вагоны ремонтируем!
"Да, я слишком увлеклась его поиском, а о своей прямой работе забыла", расстроилась Надя.

16.40. Рабочий день подошёл к концу, бригада собралась в мастерской.
- Всё, давай будите его! - Стас открыл кладовку, где на ветоши спал Витя, он уже открыл глаза. - Ну как сомочувствие?
 Витя вышел и вытянул руки перед собой - пальцы почти не тряслись.
- Всё нормально!
- Ну тогда, давай приводи себя в порядок, скоро Надька придёт!
 Витя обмакнул руки в мазут и вытер ветошью, руки стали выглядеть так как будьто он только что работал, подойдя к зеркалу он посмотрел на лицо, мешки под глазами могли его выдать и он провел мазутными пальцами по лицу, тем самым скрывая мешки.
- Учти, я за тебя недоделки сделал!
- Спасибо, Стас! Я потом за тебя сделаю!
- Ну ладно, мы в душ!

16.55. Здравствуйте Виктор Сергеевич!
- Так ведь виделись уже!
- Виделись? Когда?
- Ты несколько раз мимо моего вагона пробежала, я тебя один раз крикнул, ты головой повертела и пошла дальше...
"Странно, когда это было" подумала она. - А вы недоделки на отправку сделали?
- Обижаешь! - он достал из кармана наряд, сделанный Стасом и передал ей.
 Надя стояла и не знала что сказать, ведь у неё было столько вопросов к нему.
- А вы почему в душ не идёте?
- Да там сейчас много народу, весь цех, на одну лейку по несколько человек, а я люблю помыться не торопясь, мне торопиться некуда!
Надя стала уходить, но стоя в дверях неожиданно спросила.
- А вы отвертку вернули?
- Отвёртку? Какую отвёртку? - "что же это за отвёртка, чья отвёртка? а самое главное что отвечать?" - Ах отвёртку! Конечно вернул!
- До свидания, Виктор Сергеевич! - сказала Надя и вышла из мастерской.

17.00. В цехе стояла тишина, лишь несколько рабочих делали сдельную работу и слышались их редкие стуки. Виктор радостно вздохнул, ему ещё предстояло в этой тишине сделать свою работу. Старый метод сработал, хорошо что ребята в бригаде скреплённые, дружные, а попался бы один "гнилой" и его бы уже давно уволили, а так жизнь продолжается...