2019 г. Днев. зап. 77 Блок, пианистка, одежды Хрис

Галина Ларская
2019 г. Дневниковые записи 77 Блок, пианистка Вера Тиманова, одежды Христа

продолжение

5 декабря 2019 г. В начале прошлого века над стихами Блока глумились критики, особенно преуспевал Буренин Виктор Петрович. Он называл Блока «бедным свихнувшимся графоманом». Ужас!!!

Издатель «Нового времени» Суворин понимал, что Буренин «литературу презирает и глумится над нею», даже «ненавидел» его, однако был вынужден терпеть и печатать его, учитывая спрос определённых кругов читателей. Среди «жертв» Буренина 1890—1910-х годов были Максим Горький, Антон Чехов, В. Г. Короленко, Леонид Андреев, И. А. Бунин, А. Блок, В. Я. Брюсов, К. Бальмонт и другие.

«Двенадцать» -  величайшее достижение Блока. В нём он… в совершенно новой, своей форме сравнялся с … Достоевским… в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны с святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет в живой человеческой душе, за которую в земном неизбывно борются Бог и Диавол, Мадонна и Содом. - Пётр Струве

«Блоку верьте — это настоящий — волею Божией — поэт и человек бесстрашной искренности... Он был изумительно красив, как поэт и как личность» - Максим Горький

«Ни нужда, ни цензура, ни дружба, ни даже любовь его не сломали, он оставался таким, каким хотел быть» - Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта.

А. Блок

Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят.

Всё бессилье гаданья
У меня на плечах.
В окнах фабрик - преданья
О разгульных ночах.

Оловянные кровли -
Всем безумным приют.
В этот город торговли
Небеса не сойдут.

Этот воздух так гулок,
Так заманчив обман.
Уводи, переулок,
В дымно-сизый туман...

26 июня 1904 г.

Зинаида Гиппиус не находила в стихах Блока религиозности. Дмитрий Мережковский ограничивался насмешками над стихами Блока и самим Блоком по свидетельству Андрея Белого.

Младшие поэты восторженно воспринимали стихи Блока. «Вся современная поэзия до Брюсова и Бальмонта включительно стушёвывается перед Блоком» - А.Белый.

В статье А. Белого Блок провозглашён величайшим русским поэтом, учителем жизни, пророком, теургом, соединившим эстетику с жизненной мистикой.

Блок холодно отнёсся к статье А. Белого «Апокалипсис в русской поэзии». В письме к своему другу Евгению Павловичу Иванову Блок пишет: «Знаешь, что я хочу бросить? Кротость и уступчивость».

*

Сегодня вечером я смотрела фотографии знакомого священника. Мне было интересно. Судя по всему — он хороший человек, преданный Богу. Когда он проходил мимо меня в церкви, он пронизывал меня сильной божественной благодатью. Это было очень давно. Что же случилось с ним через 8 лет нашего знакомства? Я заболела от его неправильного решения, попала в больницу от перенапряжения, туда меня устроила его жена. Прошли годы, после всего пережитого я уходила после исповеди у него с горечью, постепенно я совсем перестала к нему ходить.

6 декабря. Приходили два слесаря смотреть проблему с краном. Всякие вторжения в дом — стресс.

Звонила Ася, я дала ей рекомендации по поводу здоровья. Рассказала ей о «друге». Она сказала: «Он попал под власть тёмных». Абсолютно непонятна причина его исчезновения, знаний об этом у меня нет.

7 декабря. Читала о изумительной пианистке Вере Тимановой, игравшей по 10 часов в день в летней школе Ференца Листа. Лист писал ей: «Вам везде рады, милая Вера, а в особенности в Веймаре, который Ваше присутствие украшает и восхищает».

Прослушав, как молодая пианистка исполняет одну из его рапсодий, Лист произнес: «Если Вы так сыграете на концерте, то какие бы овации Вам ни делали, всё это будет меньше, чем Вы заслуживаете». О ней с восхищением говорил П.И. Чайковский. Она давала много концертов в разных городах Европы. Умерла она в 1942 г. в Ленинграде от голода.

8 декабря. На священника жутко обрушился человек (в интернете), ничего не говоря чётко, очень ругал его. Я не поняла, за что.

Я не раз думала о красивых облачениях священников. Во времена Христа такого не было, Христос был, как все, был одет, как все.

Но - «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий...»

Псалмопевец Давид пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Одежду Давида - хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чём пишут все евангелисты:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24)

9 декабря. Слушала книгу (по радио «Звезда») Валентина Пикуля о Распутине. Как Григорий Ефимович не почувствовал своих убийц и того, что его отравляют? Пуля прошла через его лёгкое и вошла в печень. Жаль мне его. Клевета сопровождала на земле многих людей. Сейчас она особенно свирепствует.

На том свете они все в раю? Было предупреждение царю, что если Г.Ф.Р. убьют, то и царская сеьмя погибнет. Так оно и было.

Много на свете непонятного.

Идёт передача по радио, психолог рассказывает о бессоннице, говорит о причине — нервные расстройства. Вдруг появляется реклама, проходит две минуты, психолога уже нет, речь о бессоннице не договорена. Такие странные явления на радио бывают. Это на мой взгляд - невнимательное отношение к слушателям.

Владимир Зеленский устал от своей деятельности. Тогда зачем надо было её начинать. Чем так привлекательна власть??? Надо бежать от неё, она губительна.