Всё уносят волны. Глава 3. Деревня Княжая

Юта Витте 9
       Княжая - какое роскошное название этой деревни. Князья что ли жили в этой деревне?


       Расположение губы Княжая способствовало судостроению: с трёх сторон прикрыта высокими берегами, с востока - островом. В губе    безопасно было зимовать судам, только весной лёд выходил отливным течением без всяких помех.
 

       Между саамами Кольского полуострова и русским поселением складывались торговые связи. В Заполярье не существовало помещичьих имений и некоторых явлений, характерных для крепостного права (торговля людьми и т. п.), тем не менее жизнь здесь была такой же тяжёлой, как и в остальной России. Преодолевая огромные трудности и лишения в борьбе с суровой природой и находясь под гнётом самодержавного государства, учились вести хозяйство, и обживали Кольский полуостров.


       В 1574 году в поселении было 7 дворов. Занятия: рыбная ловля, солеварение.


       В 1589 году подверглось нападению шведов, уничтожено полностью, сожжена Никольская церковь.


       В 1611 году – 7 дворов.


       С середины семнадцатого века – центр Княжегубской волости, с 1828 года в составе Кандалакшской волости, с 1866 года в составе Ковдской волости.


       В 1785 проживало 69 человек, в 1899 году числилось 37 дворов и 158 жителей.


       В 1903 году открыта школа 1914 году- 60 дворов, 270 жителей, построена церковь во имя Великомученика Георгия Победоносца.


       В 1918 году- центр дислокации финского Красного легиона.


       В 1922 году - вновь центр волости (в селе насчитывалось 700 жителей), но в составе       Карельской трудовой коммуны. С 25.07.1923 года в составе КАССР. В 1931 создано рыбопромысловое товарищество. С 28 .05. 1938 года село вошло в Мурманскую область.


       В годы войны неоднократно подвергалось бомбёжкам немецкой артиллерии, многие строения были разрушены.

 
       20.10.1955 году дал ток агрегат   Княжегубской ГЭС (строили 3 года).


       В 2002 году проживало 186 человек. К этому времени закрылся Нотозерский леспромхоз, ремонтно- механический цех, рыбоводный завод. 


       Великую Октябрьскую революцию княжегубцы встретили с ликованием и верой в то,  что наступило время для лучшей жизни под руководством большевиков. Власть с изгнанием белогвардейцев и интервентов перешла ревкому.


       В 1920 году была создана комсомольская ячейка, которая стала надёжной помощницей во всём народной власти. С огромным энтузиазмом жители деревни брались за любую работу. Была достроена железная дорога, стала развиваться лесная промышленность, создан леспромхоз, образовывались рыбацкие товарищества и колхозы. Трудовой подвиг стахановцев поддержал плотник Мокшеев В.Г. и другие работники лесобиржи.


       В 1931 году заработал кирпичный завод, кирпичи были нужны для кладки печей в строящихся деревянных домах и для строительства Нивской ГЭС. Ликвидировалась неграмотность, появились библиотеки.


       В 1953 году был создан Нотозерский леспромхоз по заготовке древесины. 20 октября 1955 года дала промышленный ток возведённая в суровых условиях Заполярья в рекордно короткий срок Княжегубская гидростанция.


       В этом же году образован Ковдский лесхоз, в составе которого было пять лесничеств. Для нужд посёлка делали доски, контролировали лесозаготовки, восстанавливали лесными культурами вырубленные площади.


       В 1958 году был образован ремонтно-механический цех по деревообработке, завод кузнечно-термических изделий и ремонта вышедших из строя механизмов леспромхозов. В 1961 году вступил в строй деревообрабатывающий завод для производства оконных рам и дверей, досок для настила полов в строящихся домах.


       В 1961 году был введён   рыбоводный завод по выращиванию семужат. Это был самый лучший из рыбоводных заводов Мурманской области. В это же время в совхозе Княжегубский развивалось животноводство и птицеводство.


       Расширялось здравоохранение - в 1954 году открылся больничный комплекс детская и взрослая поликлиники. В 1952 году открылась вместо семилеток первая средняя школа. В Домах культуры появились хор ветеранов, фольклорная группа, молодёжная и детская самодеятельность, клуб юных моряков, проводились выставки, конкурсы. Все эти достижения были созданы небывалым энтузиазмом и работоспособностью жителей этого небольшого посёлка.

   
       Наконец то и моя станция - Княжая. Стоянка - 2 минуты. Стою в тамбуре наготове с чемоданом. Поезд останавливается на самом дальнем пути, перрона нет. Быстро спускаюсь на галечное покрытие одна - больше желающих выйти на этой станции нет.


       Поезд торопливо помчался дальше. Тихо, пустынно. Даже спросить не у кого, где же вокзал, множество грузовых составов до бесконечности преграждают мой путь.


       Но вот впереди показался мужчина с костылём, он торопливо шёл мне навстречу. Разошлись. А потом оказалось, что это и есть мой родственник Володя. Опоздал - долго обходил железнодорожные составы. И вот что делает время: не узнали друг друга. С большим трудом вышли к маленькому зданию с вывеской «Княжая».


       Лето, тепло, солнечно, кругом сосны. Дышится легко, чудесный воздух.
Такси помчало нас по асфальтированной дороге мимо сосен, берёз, деревянных домиков, пятиэтажек посёлка Зеленоборский. Слева на заросшей травой обочине мелькнуло воззвание: «ВПЕРЁД К КОММУНИЗМУ». Огромные бетонные буквы аккуратно обновлены белой краской. Что это? Ностальгия по ушедшему времени и несбывшейся мечте тех людей, которые жили в этой деревне и строили этот посёлок? Я попросила остановиться и сфотографировала на память.


       Слева дорога ведёт нас мимо канала Княжегубской гидроэлектростанции, которая дала промышленный ток 20 октября 1955 года.


       А дальше можно полюбоваться клином зеркальной водной глади Кандалакшкого залива который соединяется с бурлящим отводящим каналом ГЭС. Но … Оказалось, что идёт реконструкция автодороги Мурманск- Санкт – Петербург и огромный путепровод на мощных железобетонных опорах протяжённостью 347 метров навис над маленькой деревенькой Княжая и задавил хрупкую красоту этого залива. Под ним оказался   узкий канал ГЭС и деревянные домики довоенной постройки, слепо смотревшими только что вставленными современными оконными блоками, которые должны были защитить от шума проезжающего над ними транспорта.


       Федеральная трасса Мурманск - Санкт-Петербург (Р-21 Кола)- государственного значения. Надо. Не до красоты.


       Проехали под мостом, и тут только нам открылся вид на водную гладь залива, по обе стороны которого расположились ряды домиков и лес, тёмной зеленью уходящий вглубь Кандалакшского залива.


Следующая глава на: http://proza.ru/2020/10/19/823