Разоренное гнездо

Галина Айзенштадт
  "Меня зовут Ольга Нефедова, мне пятьдесят лет. У меня нет званий, я не получала президентских стипендий, субсидий от театра, квартир, привилегий, как часть моих коллег, которые сегодня ушли из театра. То есть, я нормальный, достойный человек",- так представила себя читателям президентской газеты "Беларусь сегодня" артистка Национального театра имени Янки Купалы, в котором остались она и еще двенадцать человек.
  Среди ушедших и народные, и заслуженные артисты Беларуси, и "обыкновенные" - всего 58 человек.
  Уволились и режиссеры, в том числе главный режиссер Николай Пинигин. Ставить спектакли некому, играть - некому...
  Труппа уволилась в знак протеста против жестокости и насилия властей по отношению к протестующим, выходящим на мирные демонстрации.
  Директора театра Павла Латушко уволило само Министерство культуры.
  Лукашенко дал команду не цацкаться с артистами:раз они такие умные, пусть едут в Америку и там ставят свои спектакли.
  В театр была вызвана милиция, доступ в него артистам был запрещен,- за своими трудовыми книжками и личными вещами они входили под опекой милиционера.
  Прощай столетний юбилей театра, который театр должен был отмечать в сентябре, и активно готовился к нему, а билеты на юбилейное торжество давно уже были распроданы.
  Юбилей ушедшие все-таки отметили, заранее. В...лесу, устроив пикник по этому поводу.
  Датой рождения Купаловского театра считается 14 сентября 1920 года, когда ему присвоили звание белорусского государственного, а на его сцене был показан спектакль по произведению Элизы Ожешко "Рысь".
  Само здание построено в 1890 году. Закладка его состоялась двумя годами ранее, в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги.
  Они заложили первые камни, бросив на счастье и золотые монеты.
  Инициатором строительства театра выступил минский губернский князь Н.Трубецкой.
  Первый взнос на  него был сделан из городской казни, но в основном финансирование шло за счет пожертвований.
  Театр был рассчитан на пятьсот мест, его зал украшали портреты  Михаила Глинки, Александра Пушкина,  Николая Гоголя, Александра Островского и других русских классиков литературы и искусства.
  На сцене шли спектакли "Король Лир", "Гамлет", "Ревизор" Гоголя и другие.
  Приезжали ставить их и играть в ним известные русские режиссеры и артисты.
  Первая мировая война катком прошлась по прифронтовой Беларуси, за ней последовали революционные события, и здание театра стало местом сбора и тех, кто объявил в 1918 году Белорусскую Народную Республику, и тех, кто объявил о том, что с 1 января 1919 года власть переходит к большевикам.
  В годы Второй мировой войны в театре произошел взрыв, устроенный подпольщиками, которые получили сведения, что сюда приедет Кубэ. Но не приехал, пострадали собравшиеся здесь белорусские националисты.
  Время от времени старый театр подновляли, но "настоящий" ремонт сделан был только в 2013 году. И вот спустя семь лет в нем разыгралась настоящая драма. Национальное достояние страны, которым всегда считали Купаловский театр, разорено, а его сцена предоставляется тем коллективам, у которых нет своего помещения.
  Здесь уже дал концерт ветеранам танцевальный коллектив "Хорошки", руководительницу которой Павел Латушко, находящийся в Варшаве, призывал "не устраивать танцы на костях" ,отказаться от выступления, но она  к нему не прислушалась.
  А что делают артисты, оставшиеся?  Ждут изменения ситуации. Ольга Нефедова, давшая интервью президентской газете, жалуется, что теперь она получает две трети от прежней зарплаты, что прожить тяжело, и поэтому она теперь рассматривает сдачу своей квартиры в аренду.
  О Павле Латушко она высказалась весьма негативно. "Когда появился у нас в театре в должности директора,- в силу болезни ли, плохого самочувствия или каких-то других обстоятельств,- он вообще ни с кем не здоровался, не замечал людей".
  С Нефедовой - здоровался, потому, что, полагает она, они были знакомы ранее.
  Латушко уволил одного из администраторов, которому до пенсии оставалось полгода, купил самую дорогую кофемашину и самый дорогой сейф.
  По словам Нефедовой, кто-то написал в Министерство культуры, его вызвали и поговорили с ним, после чего он стал замечать людей и здороваться с ними.
  Можно представить себе, каково было Латушко на ковре в Министерстве, которое он сам возглавлял до перехода на дипломатическую работу.
  Последнее место работы Латушко - посол Беларуси во Франции, а до этого он работал послом в Польше. И там произошла его личная драма. Его жена и один из сотрудников посольства влюбились друг в друга, и она ушла к нему, оставив мужу маленькую дочь.
  С тех пор прошло много лет, и ныне муж его бывшей жены работает первым заместителем главы администрации президента. А Латушко после работы во Франции долго был без назначения, пока его не отправили директором театра.
  "Я считаю, что руководитель театра, который ввергает  труппу в политику, должен отвечать за свои поступки,"- заявил председатель комиссии по правам человека Палаты представителей Геннадий Давыдько.
  Когда-т он тоже служил в Купаловском театре, был одно время и его директором. Потом Лукашенко назначил его директором телевизионного канала, откуда и начался путь артиста в политику.
  "Я не могу осуждать тех актеров, которые уволились, но Купаловский театр остается. И не только как здание, но и как дух, который в нем был",- убежден Давыдько.
  А вот с духом как раз и есть проблемы. Он ушел вместе с артистами.
  "Началось всё,- рассказал народный артист еще СССР, не пожелавший уволиться,   85-летний купаловец Геннадий Овсянников изданию "Комсомольская правда в Беларуси",- с того, когда некоторые актеры пошли с директором на митинг. А прозвучало - пошел весь театр".
  Министр культуры пытался поговорить с артистами, но они не дали ему сказать ни слова, кричали "Ганьба!"(Позор) и "Уходи!". "А дальше пошла стадность, толпизм".
  Задержание протестующих он оправдывает. Вот он не ходит на протесты и его не задерживают.
  "Что вы с флагами ходите? Что вы детей берете?  И визжат все,- что хорошего?
  Вместо того, чтобы написать на плакатах "мы хотим есть, выпить, закусить, пожрать, но никто ж такой плакат не несет. А только - "Долой! Уходи!". Что кому недостает?  Да, денег мало, ну и ладно".
  У классика белорусской литературы Янки Купалы есть пьеса "Раскиданае гняздо"(Разоренное гнездо"). Она написана в 1913 году.
  В ней показана трагическая судьба разоренного арендатора земли Лявона Зяблика и его семьи.
  Впервые спектакль по ней был поставлен в театре в 1917 году.
  Кто бы мог подумать, что спустя сто три года разоренным гнездом окажется и сам театр.
  Но, может, это было неизбежным? Чтобы дух воспрянул, а не тлел и не заглох окончательно?