Целомудренное прошлое

Владимир Семёнов
 
Целомудренное прошлое или к вопросу об очередном историческом мифе
                Нравственность крепнет, когда   
                дряхлеет плоть.
                Мольер            
               

                «…Тут есть мужам и отрокам      
                великое падение на женское
                и девичье шатание. Тако же и 
                жёнам мужатым беззаконное 
                осквернение тут же».
                (Из монастырского сообщения 
                17-го века).   

«…Уже в XVII в. западноевропейский дипломат Адам Олеарий с удивлением отмечал, что русские часто «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболе сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе».
(И.С. Кон «Сексуальная культура в России).

«…Мы плохо знаем русскую сексуально-эротическую культуру не потому, что её не было, а потому что царская, а вслед за ней - советская цензура не позволяли публиковать соответствующие источники и исследования, вынуждая ученых делать это тайно и только за рубежом». 
 (И.С. Кон «Сексуальная   культура в России).

    Уж сколько копий сломано на тему секса, сколько слов и умных высоконравственных фраз переговорено, а к единому мнению так и не пришли – так можно, всё-таки или низяяя??!!....
    И ещё, ладно бы сей вопрос ограничивался рамками абстрактных рассуждений о культуре и поведении наших предков, однако с недавних пор он стал приобретать ярко выраженную политическую окраску.
    На написание этой статьи меня подтолкнуло упоминание журналистом Андреем Карауловым в одной из его передач мифа – не мифа, полуправды – неправды о том, что, якобы.… А, впрочем, обо всём по порядку…
    Ниже приведу несколько вариантов этой легенды или были, но все они отличаются деталями.
Итак:
    Вариант 1. «В разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, решил обратиться к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с нашей страной. Его удивило, что 90% девушек были девственницами, и он написал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью!!!».

    Вариант 2. «В 1943-м году (теперь УЖЕ В 1943-м году!!!) немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек.…».  И далее по тексту.
   
    Вариант 3. «Во время Второй Мировой войны Адольф Гитлер получил докладную записку от своего помощника, заведовавшего концентрационными лагерями.
В этом донесении проводилась интересная связь между результатами обследования советских военнопленных женщин и прогнозами военных действий. Обследования немецких врачей показали, что свыше 90% (!) русских незамужних женщин в возрасте до 21 года были девственницами. Заключение было неожиданным: помощник фюрера рекомендовал ему прекратить интервенцию против Советского Союза, мотивируя это тем, что народ с такой высокой нравственностью победить невозможно».
   
    Вариант 4. «Во время Второй Мировой войны Адольф Гитлер получил докладную записку от врача, который обследовал угнанных из Орловской области (теперь УЖЕ ОРЛОВСКОЙ!!!) русских незамужних женщин в возрасте от 16 до 20 лет, 92% которых оказались девственницами».
    Как видим, существуют разные варианты одной и той же истории и в таком случае я как профессиональный, дипломированный историк вправе задать авторам этих версий несколько весьма неудобоваримых профессиональных вопросов, которые в области методике и технике исторических исследований и методологии исторического познания именуется не иначе как – внутренняя и внешняя критика исторического источника, а именно:
1. Уважаемые господа-авторы всех вышеприведённых версий, да и тех, которые, наверняка имеют ещё место быть – а Вы сами-то, ОТКУДА, из КАКИХ ИСТОЧНИКОВ об этих исследованиях узнали??!! Какие исследования Вы – авторы, изучали??!!

2.  В КАКОМ АРХИВЕ, КАКОЙ СТРАНЫ хранится вышеозначенное донесение??!!

3. Кто переводил эту докладную записку на русский язык??!!

4. Что это такое – эта странная, непонятная должность в третьем рейхе – «помощник Гитлера, заведующий концлагерями»??!! 
Каковы его фамилия, имя, отчество, звание??!! 

5. Почему именно сейчас, в постсоветский период, а особенно, в последние 20 лет внезапно стала муссироваться эта тема?? А почему об этих немецких исследованиях никак не упоминалось в советское время, когда, казалось бы, социо-культурная среда с её строгостью, а подчас почти аскетичностью официальной морали прекрасно подходила для восприятия пропаганды подобного рода?!
    Все поставленные мною вопросы требуют ответов и, пока ответы не даны, вся эта история кажется не более, чем наскоро изготовленной фальшивкой для пропаганды аскетизма в угоду современной идеологии с ярко выраженными религиозными элементами.
    У этой вышеизложенной истории торчат очень большие уши, причём уши, сугубо политического характера. 
    А пока, забегая вперёд, скажу сразу, что языческие ритуалы с эротическими оттенками фиксировались этнографами в удалённых русских и украинских деревнях, даже в начале 20-го века!
    Можно только представлять себе, что творилось во глубине веков….
    Современные история в её этнологическом аспекте и историческая сексология реконструируют древние сексуальные ритуалы, исходя из нескольких аспектов:
    1. Наличие подобного оргиастического поведения в процессе проведения магических или хозяйственно-магических ритуалов, а также и повседневного проискумитета в современности у народов, находящихся на уровнях развития, соответствующим первобытному строю и, живущих в отдалении от цивилизации – на островах Океании, в джунглях Амазонии и Новой Гвинеи.
    2. Фиксация древних петроглифических изображений, запечатлевших проведения ритуалов сексуально-магического характера, как правило, под руководством племенного шамана.
    3. Наличие описаний подобного поведения у разных народов уже в эпоху письменных исторических источников.
    4. Упоминание подобного поведения у разных народов в сохранившихся древних фольклорных источниках.
    5. Остаточные черты ритуально-сексуального поведения в современности, о чём мы уже упоминали выше.   
   Ну, а теперь обратимся к истории сексуальных отношений русского народа, дабы отыскать во глубине преданий святорусской старины искорки целомудрия и строго воздержания!
    Моя ирония станет понятной после того, как мы обратимся не к мифологическим, а к научным, я подчёркиваю – НАУЧНЫМ монографиям авторов, действительно всерьёз изучавшим данный вопрос и имевшим дело с живым историческим материалом.
    Именно поэтому, я отнюдь не случайно взял в качестве эпиграфа фрагмент цитаты из церковного сообщения 17-го века, в котором монахи досадуют на то, что народ, даже спустя многие столетия после крещения всё равно продолжает праздновать древние языческие праздники с ярко выраженным сексуально-оргиастическими действиями. Полностью цитата будет приведена ниже.   
 Я не стану глубоко вдаваться в анализ русских сексуальных традиций за минувшие, как минимум 11 веков существования Русского государства. И это только те хронологические которые охватывают уже, собственно государственный период русской истории, при этом, не затрагивая гораздо более древних пластов – от 9-го века до 5-го – до момента формирования на Днепре и его притоках ядра славянских племён, из которых, впоследствии и выросло государство Древняя Русь. Можно заглянуть и ещё глубже – в период от 5-го века нашей эры до рубежа нашей эры и далее в первые века до нашей эры – во времена племён пра-славян и ещё древнее – в эпоху прото-славян. Ведь все сексуальные радиции , исследоваемые современными атворами кореняться во глубине седых эпох и, потому их познание ыло бы весьма важным дополнением наших знаний о нашей отечественной истории. 
    Но в данной статье я, просто-напросто приведу несколько фрагментов из монографий, посвящённых вопросам сексуальной культуры на Руси, дабы ревнителям «целомудренной» старины стало ясным истинное положение дел.
1. «…«Тайнопоиманье» и «умыканье» девушек зачастую совершалось отнюдь не втихую и не ночью (как, например, у кавказских народов), а на многолюдных весенне-летних празднествах, устраивавшихся, как правило, «у воды» — прудов, озер, рек. Эти празднества — игрища — содержали и в эпоху повсеместного распространения христианских аскетических запретов (XVI–XVII вв.), а тем более ранее, немало оргиастических элементов: «Егда бо придет самый тот праздник, мало не весь град возьмется в бубны и в сопели… И всякими неподобными играми сотонинскими плесканием и плесанием. Женам же и девкам — главам накивание и устам их неприязнен клич, всескверные песни, хрептом их вихляние, ногам их скакание и топтание. Тут же есть мужем и отроком великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же…».
2. «…Посещение «игрищ» НЕРЕДКО ЗАКАНЧИВАЛОСЬ ДЛЯ ЖЕНЩИН ВНЕБРАЧНЫМИ СЕКСУАЛЬНЫМИ КОНТАКТАМИ (курсив мой – В.С.), которые резко осуждало духовенство и, к которым было, в целом ТОЛЕРАНТНО ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (курсив мой – В.С.). 
    Для девушек же посещение публичных празднеств ВЕСЬМА ЧАСТО ПРИВОДИЛО К «РАСТЛЕНИЮ ДЕВСТВА» (курсив мой – В.С.).   
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    Вот эта вторая цитата, на мой взгляд, является, вообще убийственным аргументом супротив мифов о строгом блюдении «целомудрия» на Руси.
    3. «…Но как относились к строгим церковным предписаниям те, для кого они предназначались? Прежде всего, обращает на себя внимание сам факт сохранения исповедных вопросов, касающихся добрачных связей, в епитимийниках XVI–XVII вв. — молчаливое признание БЕССИЛИЯ ЦЕРКВИ (курсив мой – В.С.) в борьбе за их воспрещение». 
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    4. «…Вопрос о НЕИСКОРЕНИМОСТИ БЛУДА (курсив мой – В.С.), а так духовные отцы готовы были именовать чуть ли не ВСЕ виды сексуальных прегрешений в древней и средневековой России, сильно занимал идеологов христианской нравственности. «Едино есть бедно избыти в человецех — хотения женьска», — сетовал в связи с рассуждениями о блуде компилятор дидактического сборника «Пчела»».
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    5. «Знаток древнерусского быта Б. А. Романов справедливо видел в ранних браках «противоблудное средство». Действительно, православные нормы были выработаны в ответ на реально сложившуюся ситуацию — РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНО РАННИХ ПОЛОВЫХ СВЯЗЕЙ (курсив мой – В.С.), которые требовалось «оформить».
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв).
    6. «Хотя добрачные (точнее: «довенчальные») связи и возникавшие на их основе половые союзы были недолговечны и непрочны, тем не менее они являлись немаловажным фактором, определявшим ИЗБЫТОЧНЫЕ воспроизводственные возможности того времени».
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    7. «…В то же время в ранних памятниках отсутствовали наказания за блуд «двух мужей с единой женою».  И это объяснимо: только на первый взгляд подобная форма интимных связей кажется пережитком дохристианской свободы. При более глубоком анализе они могут предстать (и не случайно именно такими и являются в покаянной литературе XV–XVI вв.) показателем постепенной индивидуализации и сентиментализации сексуальных переживаний, началом признания в сексуальности (разумеется, не дидактиками, а теми, кто «грешил») самоценного аффективного начала. Примечательно в этом смысле, что исповедный вопрос по поводу рассматриваемого нами казуса обращен к «жене» (если она «створит» подобное с несколькими мужчинами). И женщина в этом случае, как мы видим, выступает отнюдь не жертвой, а искательницей «сластей телесных».
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    Блестяще!!! «Избыточные» - это один из очень весомых аргументов в дискуссиях с ревнителями строгой морали. Прекрасно помню ответ одного из моих преподавателей, кандидата исторических наук на мой вопрос относительно строгости соблюдения всех запретов и ограничений на сексуальные отношения в древности.
    Ответ прозвучал буквально следующим образом: «Да о чём вы говорите, молодой человек??!! Если бы наши предки строго соблюдали все посты и ограничения, то при том уровне смертности, который был в то время, человечество просто не выжило бы».
    8. «Длительно сохранявшаяся толерантность отношения к добрачным сексуальным связям в русской деревне была связана с традиционно сложившейся структурой ценностей, в которой семейной жизни уделялось одно из главных мест и в которой ценились в первую очередь хозяйственные навыки девушки, а НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ (курсив мой – В.С.); (впрочем, уже в XIX в. положение изменилось, и церковный идеал нравственности постепенно превратился в народно-религиозный).
(Цит. по ;. Л. Пушкарева СЕКСУАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РУСОВ И МОСКОВИТОВ (X–XVII вв.).
    Однако, в этой связи сразу хотеться привести другую цитату, а именно:
    9. «Впрочем, известный историк А.П. Заболоцкий-Десятовский писал уже в 1841 г.: «Целомудрие не имеет большой цели в глазах нашего народа до такой степени, что во многих губерниях, как, например в Калужской, уже уничтожился старый обычай вскрывать постель молодых. Отец и мать говорят жениху: «Какая есть, такую и бери, а чего не найдёшь, того после не ищи». 
(Цит. по И.С. Кон «Сексуальная культура в России).
    Имели место на Руси и сексуальные отношения нетрадиционного характера, причём об их распространённости можно судить по нижеприведённым цитатам.
    10. «Почти все иностранные путешественники и дипломаты, побывавшие на Руси в XV–XVII вв. (Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий, Жак Маржерет, Самуил Коллинз и др.), отмечали широкое распространение содомии во всех слоях общества и удивительно терпимое, по тогдашним европейским меркам, отношение к ней. Английский поэт Джордж Тэрбервилл, посетивший Москву в составе дипломатической миссии в 1568 г., был поражен открытой содомией русских крестьян даже сильнее, чем казнями Ивана Грозного. В стихотворном послании своему другу Эдварду Данси он писал:

«Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель
Вот в грех какой его ввергает хмель».
(Цит. по И.С. Кон «Сексуальная культура в России).
    11. «…По словам хорватского католического священника Юрия Крижанича, жившего в России с 1659 по 1677 г., «в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично, в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху; недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление».
(Крижанич, 1860. С. 17–18).
    12. «Даже страшный грех содомский в этой стране почти не считается преступлением; в пьяном виде они очень к нему склонны», – вторит ему автор описания России в царствование Алексея Михайловича англичанин Джон Перри (цит. по: Хили, 2008. С. 374)».
(Цит. по И.С. Кон «Сексуальная культура в России). 
    13. «…Митрополит Даниил, популярный московский проповедник эпохи Василия III, в своем двенадцатом поучении сурово осуждает женоподобных молодых людей, которые "... женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяеши": бреют бороду, натираются мазями и лосьонами, румянят щеки, обрызгивают тело духами, выщипывают волосы на теле и т.п.».
(Цит. по И.С. Кон «Сексуальная культура в России). 
    То есть, метросексуалы появились отнюдь не вчера, далеко не вчера. 
    14. «…Значительно меньше было в России и вербальных запретов. Иностранцев удивляла откровенность и циничный натурализм русского мата и народной культуры. Дело не только в лексике, но и в содержании. Русские так называемые "эротические сказки" не просто подробно и вполне натуралистично описывают сами сексуальные действия, но и предлагают абсолютно несовместимую с христианской моралью систему оценок. Они сочувственно рассказывают о многоженстве героев. Такие "сексуальные шалости" и поступки, как овладеть, не спрашивая ее согласия, спящей красавицей, или "обесчестить", изнасиловать девушку в отместку за отказ выйти замуж за героя, представляются народному сознанию вполне ЕСТЕСТВЕННЫМИ, СПРАВЕДЛИВЫМИ, ДАЖЕ ГЕРОИЧЕСКИМИ (курсив мой – В.С.).
    Конечно, эти сюжеты уходят в дохристианские времена, но на них ПРОДОЛЖАЛИ ВОСПИТЫВАТЬСЯ КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ (курсив мой – В.С.). и в XIX в». 
(Цит. по И.С. Кон «Сексуальная культура в России).
    От себя добавлю следующее: достаточно вспомнить, как «гуляло», в том числе и в сексуальном плане российское офицерство – гвардия и гусары. О пьянстве и разврате в гвардии ходили легенды и их нравы описаны историками достаточно хорошо. Что же касаемо гусар, то их свобода нравов была в 19-м веке притчей во языцах.
    К чему я выделил именно эти две категории военных и упомянув об их нравах? Да именно потому, что при всём при том они являюсь одними из самых боеспособных частей своего времени и, несмотря на все разгулы, когда было нужно шли на поля сражений и отдавали свои жизни за Родину. То есть их сексуальные свободы никак не мешали им оставаться верными сынами России и никак не делали из них предателей.
    А можно быть строгими постниками и моралистами, но, при этом встречать хлебом-солью Наполеона возле Москвы и признавать его своими освободителем. Не хочу никого здесь осуждать и кадить камень, но правду об истории знать нужно. Кто знает, о каком эпизоде русской истории идёт речь, тот меня поймёт.
    И, наконец, под финал – давайте посмотрим список всех войн, которые вела Русь-Россия, начиная с самого основания её государственности – с середины 9-го века и по современность. И наложим этот список на вышеприведённые данные о довольно-таки свободной сексуальности русского народа – фактической, а не декларативно-официозной.
    Посмотрели? Наложение сделали?
    Из всех войн свыше трёх четвертей Русь-Россия выиграла. Причём за 11 веков нашей исторической государственности было несколько пиков военно-политического могущества Руси-России. И во времена этих вершин свобода секса в народе продолжала бурлить половодьем. А сие означает, что НИКАКОЙ ПРЯМОЙ СВЯЗИ между свободой сексуальных отношений и военным героизмом НЕТ.
    На этом тему мифа можно считать закрытой.