Развитие адресного фермерства в Башкирии

Андрей Ошнуров
    В чем потенциальное преимущество мелкого аграрного сектора ? Покупатель может лично общаться с фермером, он-лайн осмотреть его хозяйство, например, через видео в смартфоне, расспросить о технологии выращивания продукции, получить свежий товар в ближайшее время и т.д..  Если покупателя не устроит продукция, то выбор персональных производителей велик, больше чем выбор в супермаркетах, в которых размещена продукция крупных производителей.
   Основная сложность организации адресных продаж от производителя к покупателю - это повышенная стоимость и низкая оперативность доставки выбранной продукции. Торговые сети выполняют функции доставки, выбора производителя, частичной проверки качества продукции. размещения продукции на полках и расчетов.
    Покупатель может поехать на своем транспорте к фермеру, выбрать и купить нужный продукт, но затраты времени и стоимость такой поездки слишком накладна и оправдана только при оптовых закупках на семью или группу людей длительнохранящейся продукции, например, картошки (свеклы, моркови).
     Современные технологии предоставляют покупателю удаленно по он-лайн каналам выбирать продукцию, договаривать с покупателем о цене и оплачивать заказ. Но механизма быстрой доставки покупателю продукции нет. Непродовольственные товары, доставка которых осуществляется по почте длительное время, так как не портятся со временем, успешно продаются в он-лайн магазинах. Для организации подобной поставки продовольственных товаров потребуется оснащенное холодильником, если речь идет о закупках мясной и молочной продукции, грузовое такси, которое будет курсировать по определенному маршруту, собирая продовольственные посылки от фермеров и доставляя их покупателю.
     Представим, что мы организовали бизнес по подобной доставке продукции. Окупиться ли он и с какими трудностями мы столкнемся ?
     Первое – конкуренты, которые не будут досаждать, пока наши объемы и обороты малы, но активизируются после роста объемов. Это проявится через административное давление надзорных органов. Будут выдвигаться требования к более тщательной проверки качества продукции и т.д.. Но мы, например, по договору берем на себя ответственность только за качественную доставку запломбированных фермером контейнеров. Пломба гарантирует, что продукцию не подменили в процессе доставки. Значит мы должны определить удобные размеры контейнеров для упаковки продукции.
     Второе – продукция может не понравиться покупателю и он может от нее отказаться после вскрытия контейнера или приобрести ее не весь объем. Значит в договоре должно быть предусмотрено условие возврата или условие альтернативной поставки в торговую точку по более низкой цене, так как торговая точка за даром торговать не будет. Но и возврат товара оплачивается фермером, либо страховой структурой, если фермер приобретает страховку на такие случаи.
     Третье – услуги грузового такси за разные объемы контейнера и за расстояние перевозки должны быть рассчитаны.
      Четвертое – такси разумно делить на две специализации – перевозка в холодильнике для мясной и молочной продукции или в грузовике, который при перевозке в морозы так же должен быть утеплен, для овощей.
      Пятое – создание коллцентра, который осуществляет приемы вызовов такси, расчет оптимальных маршрутов в зависимости от объема поставок и заказов. Это пожалуй самый сложный пункт для организации, так как в отличие от простого такси придется рассчитывать логистику. Легче с овощами, которые не столь критичны в условиях хранения и перевозки. С них можно начать отлаживать систему. Например, свекла с огорода нормального фермера существенно лучше, чем на прилавке супермаркета. Фермеры, конечно, могут подсовывать покупателям свеклу обычного качества, но так как поставки адресные, то такие фермеры потеряют рынок сбыта, а поставщики качественной свеклы нарастят рынок, так как их продукцию будут рекомендовать. Правда из-за дешевизны поставка свеклы в малых объемах до квартиры будет нерентабельна, а до удобной точки выдачи продукции группе покупателей или средних объемов ресторанам и столовым вполне окупится. Так же окупаемыми могут стать адресные поставки меда.
      После увеличения объемов таких перевозок и разработки оптимальных маршрутов от точки получения продукции до точки выдачи, при наличие оптимальных графиков ежедневного движения грузового такси, качественной логистики, себестоимость таких перевозок и скорость доставки станет оптимальной и для мясной и молочной продукции. При этом нет надобности заезжать в каждый двор фермера. Фермер может поставлять сой контейнер в ближайшую «почту», из которой контейнер заберет грузовое такси.
      Покупатель сможет отслеживать местонахождение своего контейнера, чтоб сразу забрать его, когда он поступил  нужную точку, если не оформлена более дорогая доставка до адреса покупателя.
     Будут существовать скидочные карты-рейтинги для каждого фермера и покупателя. Уровень скидки для фермера при оплате поставки определяется низким уровнем возвратов продукции, а у покупателя объемами закупок и снижать рейтинг при необоснованных отказах от продукции. Покупатель видит рейтинг постащика, поставщик видит рейтинг покупателя и задает сои скидки, основываясь на этот рейтинг.
      Общение между участниками процесса происходит по смартфонам, через сайт, через соцсети и т.д.  На сайте фермеры размещают свою рекламу за определенную плату.

19.10.2020 Ошнуров Андрей Михайлович